СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по творчеству И.А. Бунина по теме: " Психологизм прозы И.А. Бунина (по рассказам «Антоновские яблоки» и «Темные аллеи»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет учителю провести урок по творчеству И.А. Бунина,  обобщить  изучаемый материал  на теоретическом уровне.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по творчеству И.А. Бунина по теме: " Психологизм прозы И.А. Бунина (по рассказам «Антоновские яблоки» и «Темные аллеи»)»

Горецкая Оксана Александровна,

учитель русского языка и

литературы,

МОАУ «СОШ № 4 г. Орска»

Предмет: Литература

Класс: 11

УМК: Литература 11 класс, учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.П. Журавлева, М.: Просвещение, 2012 г.

Уровень обучения: базовый

Тема урока: Психологизм прозы И.А. Бунина (по рассказам «Антоновские яблоки» и «Темные аллеи»)

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 4

Место урока в системе уроков по теме: 3

Цель урока: изучение и выявление основных приемов, способствующих раскрытию психологизма прозы в творчестве И.А. Бунина.

Задачи урока: продолжить знакомство с разнообразием тематики прозы Бунина, с жанровым разнообразием эпоса, определить литературные приемы, используемые для раскрытия психологизма прозы, развивать навыки анализа художественного произведения, воспитывать любовь к русской литературе, природе

Планируемые результаты: учащиеся овладеют навыками анализа прозаического текста, пониманием связи литературных произведений с эпохой их написания, выявлением нравственных ценностей,  научатся определять литературные приемы, используемые для раскрытия психологизма, отвечать на вопросы по прочитанному тексту; понимать роль изобразительно-выразительных средств в создании художественных образов литературных произведений.

Техническое обеспечение урока: ПК, мультимедийный проектор, учебник, презентация к уроку, видеофрагмент

Содержание урока

  1. Оргмомент.

II. Подготовка к изучению нового материала (актуализация знаний):

1)Установите соответствие , (см. Приложение 1)

2) Проверка, выявление затруднений.


III. Целеполагание:


1)Над каким прозаическим жанром мы работали на прошлом уроке? (ответы учащихся)


2)Сообщение темы, цели, задач урока, мотивация учебной деятельности школьников, запись темы урока


IV. Объяснение нового материала. Слово учителя и заранее подготовленных учащихся.



1)Слово учителя об основных тематических направлениях в рассказах Бунина.

(см. Приложение 2)

2) Как вы понимаете выражение «психологизм прозы»? , (см. Приложение 3)

V. Закрепление

1) Обратимся к теме уходящего патриархального прошлого России («Антоновские яблоки»)

2) Сообщение подготовленного ученика об истории создания и кратком содержании «Антоновских яблок», (см. Приложение 4)

3) Беседа:

-От чьего лица ведется повествование?

-В какое время года происходят события рассказа?

-Из скольких глав состоит рассказ?

-О чем рассказывается в каждой из глав?

-Составьте план рассказа

-Каким представляется рассказчик (лирический герой)?

-Что автор показывает более ярко, живо: внешность героя или его духовный мир?

-Как изменяется образ рассказчика в произведении?

-Как показана в рассказе смена картин природы?

-С чем сравнивает писатель период увядания в природе?

-Почему рассказ называется «Антоновские яблоки»?

4) Слово учителя о символике антоновских яблок в рассказе ( см. Приложение 5)

5) В рассказе Бунина сочетаются внешние и внутренние проявления психологизма

6) Беседа:

- Как вы думаете, какие литературные приемы помогли автору создать психологизм повествования в рассказе, детально изобразить внутренний мир героя? (По ходу обсуждения учащиеся составляют кластер, приводят примеры из текста).

( см. Приложение 6)



Приемы:

1.Сюжет лирический, т.е. основанный на переживаниях, чувствах.

2. Широкая картина воспоминаний, личных ощущений

3.Образ запаха, антоновских яблок

4.Пейзаж, подчеркивающий чувства героя

5.Портрет героев

7) Психологизм присущ и рассказу «Темные аллеи» И.А. Бунина.

8) Сообщение подготовленного ученика об истории создания цикла «Темные аллеи»

(см. Приложение 7)

9) Слово учителя о сборнике рассказов « Темные аллеи». (см. Приложение 8)

10) Беседа:

- Какие признаки новеллы имеются в произведении « Темные аллеи»?

- Каковы основные темы рассказа?

- Расскажите о главных героях - Надежде и Николае Алексеевиче.

11) Просмотр видеофрагмента.

- Что чувствуют они при встрече?

- Как сложилась судьба героев?

- Почему Надежда не остановила своего любимого?

- Что понял герой после разговора с Надеждой?

- Какой герой нам представляется более цельным? Почему?

- С помощью каких приемов удается Бунину передать психологизм рассказа?

Учащиеся с помощью учителя выявляют приемы создания психологизма и дополняют кластер.

а) пейзаж – зачитать отрывки из рассказа

Почему И. А. Бунин снова обращается к осени?

б) лексические повторы - найти в тексте, приведите примеры, зачитайте

Зачем писатель использует лексические повторы?

в) контраст

Для чего писатель использует прием контраста и как он представлен в рассказе?

- Какой предстает любовь в рассказе Бунина?

- К какому выводу приходит герой в финале рассказа?

- Для кого из героев любовь – это свет, а для кого - вспышка? Почему?

- Что помешало Николаю Алексеевичу стать счастливым?

12) Слово учителя: т. о. Бунин считает, что любовь, даже если она остается неразделенной или несчастливой, - это великое счастье, которое озаряет жизнь человека,

VI. Рефлексия



  1. Перечислите основные темы рассказов Бунина.

  2. В каком году был издан сборник рассказов «Темные аллеи» в России?

  3. Перечислите художественные приемы, которые помогают автору создать психологизм повествования.



VII. Итоги урока.



VIII. Домашнее задание :

1) Рассказ «Чистый понедельник» прочитать

2) с.52-54, отвечать на вопросы

3) Для тех, кто сдает ЕГЭ по литературе: «В каких произведениях русской классики звучит тема неразделенной любви и что сближает эти произведения с рассказом И.А. Бунина «Темные аллеи» (дать связный ответ на вопрос, 5-10 предложений)










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!