Урскова Л.О. – учитель физики МБОУ «СОШ № 3 с УИОП» г. Сосногорска.
доска; мультимедийное оборудование; экран; задания для выполнения на уроке; технологические карты урока; карточки для домашнего задания.
закрепить знания формул ускорения и перемещения при равноускоренном движении, умения в процессе решения задач выражать неизвестный член из основной формулы; отработать алгоритм решения задач № 20 модуля «Реальная математика»; систематизировать знания и умения учащихся;
умение слушать и вступать в диалог; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда; мотивация учения, формирование внимательности и аккуратности в вычислениях, требовательное отношение к себе и своей работе;
умение самостоятельно формулировать новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном; планировать собственную деятельность, определять средства для ее осуществления; умение определять качество и уровень работы, знаний; понимать, что усвоено, а что еще нужно усвоить.
№ | Этап урока | Время | Задачи этапа | Деятельность учителей | Деятельность учащихся | УУД |
1 | Организационный этап. | 2мин | Создать благоприятный психологический настрой на работу. | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Учителя приветствует учащихся, проверяют их готовность к уроку. - У каждого из вас на столах лежат листы с технологическими картами. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем решать задачи. По окончанию решения каждого задания, вы должны оценить свою работу: в технологических картах отметить «+» в соответствующих столбиках: справился с задачей самостоятельно; справился с задачей вместе с классом или соседом по парте, т.к. возникали сложности; возникло много вопросов, на которые не удалось ответить на уроке. | Включаются в деловой ритм урока. Учащиеся слушают учителя, подписывают листы самооценивания и технологические карты. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности. Личностные: мотивация учения. |
2 | Актуализация знаний | 7 мин | Актуализация опорных знаний и способов действий. | Организация устного счета и повторения. - Что значит выразить одну переменную через другую? Задание: выразите переменную Y через X: 2х + у = 0 2у – х = 0 12х – 5у + 15 = 0 - Для чего нам нужно выполнять такие действия? - На каком учебном предмете нужны такие навыки, для чего? - В каком из заданий на ОГЭ по математике нам необходимо это применить? - Назовите формулы для вычислений ускорения, перемещений при равноускоренном движении: | Участвуют устно в работе по повторению: в беседе с учителями отвечают на поставленные вопросы | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности. Познавательные: структурирование собственных знаний. |
3 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | 3мин | Обеспечение мотивации учения детьми, постановка цели и задач урока. | Мотивируют учащихся, вместе с ними определяют цель урока; акцентируют внимание учащихся на значимость темы. - Как вы думаете, в какой сфере деятельности человека применяются формулы? - А в учебной деятельности, где встречаются формулы? - Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? Тема нашего урока: Подготовка к ОГЭ. Решение задания № 20 на примере решений физических задач - Какую цель нужно поставить перед собой на уроке? Наша цель на уроке – обобщить знания по теме "Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении" и закрепить навык выражения из формулы неизвестного для решения задания № 20 модуля «Реальная математика» на ОГЭ. | Участвуют в беседе с учителем, отвечают на вопросы. Отвечают на поставленный вопрос (В профессиональной сфере: расчёт налогов, расчёт заработной платы и т.д.) Формулируют тему и цель урока, задачи. Записывают в тетради дату и тему урока | Личностные: мотивация учения Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Познавательные: развиваются умения ставить проблему, формулировать гипотезу, применять методы исследования. |
4 | Обобщение и систематизация знаний | 13 мин | Подготовка учащихся к обобщенной деятельности Воспроизведение на новом уровне | - У вас есть выбор выполнения заданий. На технологической карте даны задания двух уровней: если вы считаете, что справитесь с заданиями уровня «Б», выполняете задания самостоятельно, а затем мы проверим; если вы считаете, что не готовы выполнять задания уровня «Б», выполняете задания уровня «А», можно их выполнять как самостоятельно, так и вместе с классом, не забываем проверять ход выполнения заданий (если работаете самостоятельно). Решение задач уровня «А» (Приложение 1 «Технологическая карта учащегося») | Называют формулу. Записывают решение задачи. Отвечают на вопросы учителей. Выражают неизвестное из формулы. Записывают решение задачи. Оценивают свою работу в технологической карте | Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ заданий. Регулятивные: Целеполагание, выдвижение гипотез. Оценивание своей работы при решении задач. Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог. Предметные: Закрепить знания формул ускорения и перемещения при равноускоренном движении, умения в процессе решения задач выражать неизвестный член из основной формулы |
5 | Физкультминутка | 2 мин | Смена деятельности. | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. (Видеоразминка) | Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за ведущими учениками (2 человека показывают) | |
| Обобщение и систематизация знаний (продолжение) | 3 мин | | | Решение задачи № 4 в парах. Проверяют правильность своего решения, находят допущенные ошибки. Заполняют лист самооценивания. | Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда. Личностные: формирование внимательности и аккуратности в вычислениях, требовательное отношение к себе и своей работе. Регулятивные: умение самостоятельно формулировать новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном; планировать собственную деятельность, определять средства для ее осуществления. |
6 | Применение знаний и умений в новой ситуации | 11 мин | Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях | Разбор задачи № 1 уровня «Б». | Называют формулу. Записывают решение задачи. Отвечают на вопросы учителей. Выражают неизвестное из формулы. Записывают решение задачи. Оценивают свою работу в технологической карте. | Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ заданий. Регулятивные: Целеполагание, выдвижение гипотез. Оценивание своей работы при решении задач. Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог. Предметные: Закрепить знания формул ускорения и перемещения при равноускоренном движении, умения в процессе решения задач выражать неизвестный член из основной формулы, умение выделять в условии главное. |
7 | Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу. Рефлексия учебной деятельности. | 2мин | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока. | - Итак, какова тема сегодняшнего урока? - Какие цели и задачи ставили на уроке? - Если вы решали задачи уровня «Б» и набрали 4 балла в четвертой колонке, за урок оценка «5». - Если вы решали задачи уровня «А» и набрали 4 балла в четвертой колонке, за урок оценка «4». -Если в ходе решения задач у некоторых возникли вопросы, нужно дома постараться найти на них ответы или подойти к учителям. - Сделайте для себя определённый вывод о сегодняшнем уроке и на оборотной стороне технологической карты (Приложение 2) продолжите фразы: | Учащиеся оценивают свою работу и делятся впечатлениями. | Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке. |
8 | Информация о домашнем задании | 2 мин | Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания. Формирование компетенции личного самосовершенствования. | Дает инструктаж по домашнему заданию Выполнить задания №1 и №2 из карточки (по физике). Найти по 2-3 задания №20 КИМов на сайтах neznaika.pro› или (математика). Спасибо за урок! | Внимательно слушают учителей, задают вопросы. | Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. |
Приложение 1 Технологическая карта учащегося ____________________________________________________________________
Задания, которые нужно выполнить на уроке письменно. | Рекомендации учителя | Ученик ставит в эту колонку знак «+» напротив того задания, которое он выполнял вместе с классом или вместе с соседом по парте. | Ученик ставит в эту колонку «+» напротив того задания, которое он выполнял самостоятельно (быстрее, чем на доске). | Вопросы, которые возникли при выполнении задания или после выполнения задания и которые не удалось выяснить на уроке. |
Уровень «А» | Уровень «Б» |
1.Решить задачу. Велосипедист движется под уклон с ускорением 0,3 м/с2. Какую скорость приобретёт велосипедист через 20 с, если начальная скорость равна 4 м/с? | 1.Решить задачу. Шарик скатывается по желобу длиной 1,25 м с ускорением 1,6 м/с2. Какова скорость шарика в конце жалоба? | Обратить внимание на формулы, записанные на доске | | | |
2.Решить задачу. Через какое время от начала движения мотоциклист проезжает путь 400 м, двигаясь с ускорением 2 м/с2? | 2.Решить задачу. Хоккейная шайба пересекла ледяное поле длиной 60 м за 3,0 с и остановилась. Какая скорость была сообщена шайбе клюшкой хоккеиста? | Решение произвести по рекомендации к 1 заданию. | | | |
3.Решить задачу. С какой начальной скоростью двигался автобус, если при движении с ускорением 1,25 м/с2 через 50 м его скорость возросла до 54 км/ч? | 3.Решить задачу. При какой начальной скорости поезд пройдет путь 1260 м в течении 60 с, замедляя ход с ускорением 1,5 м/с2? | Решение произвести по рекомендации к 1 заданию. | | | |
4. Решить задачу. С каким ускорением двигалась вагонетка, имевшая начальную скорость 7,2 км/ч, если за 20 с прошла 90 м? | 4. Решить задачу. Ножной тормоз грузового автомобиля считается исправным если при торможении автомобиля, движущегося со скоростью 30 км/ч по сухой и ровной дороге, тормозной путь не превышает 9,0 м. Найдите соответствующее этой норме тормозное ускорение. | Решение произвести по рекомендации к 1 заданию. | | | |