Основы религиозных культур и светской этики
Модуль «Основы светской этики»
Тема
«Семейные праздники»
4 класс
Разработала: Конкина Валентина Ивановна, учитель начальных классов МОУ СШ № 4 г. Богородицка
2015
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет: ОРКСЭ (Основы светской этики)
Урок №28
Тема урока: «Семейные праздники»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Цели:
Формирование нравственной культуры детей.
Сплочение классного коллектива, коллектива учащихся и родителей.
Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, к традициям семьи.
Задачи:
Образовательные: познакомить с классификацией праздников, закрепить знания учащихся о семейных традициях.
Развивающие: формирование навыков групповой работы; способности доказывать свое мнение.
Воспитательные: воспитание чувств любви, гордости за свою семью, уважения к родителям, родственникам; развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям.
Формирование УУД:
Планируемые результаты урока: личностные (развитие этических чувств как регуляторов морального поведения, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; воспитание доброжелательности и отзывчивости; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; метапредметные (овладении е способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные дейтвия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; овладение навыками смыслового чтения текстов; работа над способностью адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; предметные (формирование первоначальных представлений о светской этике, понимание значения норм светской морали в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе)
Оборудование: учебное пособие «Основы религиозных культур и светской этики//А.Я. Данилюк// Основы светской этики. 4-5 классы //М,: Просвещение, 2012; мультимедийный проектор; экран; компьютер; презентация на тему: «Семейные праздники»; раздаточный материал, письменные принадлежности.
Ход урока:
Организационно-мотивационный блок.
Орг.момент
Слайд 2 - Звенит, заливается школьный звонок,
Вас ждёт интересный, полезный урок.
Хорошим пусть будет у вас настроение,
Легко нам сегодня дается учение.
Актуализация знаний.
-Какие правила этикета должен знать каждый?
- Мы очень часто ходим в гости, или принимаем у себя гостей. - А как вы думаете нужно ли соблюдать правила этикета в гостях? Когда принимаем гостей?
Слайд 3 -Давайте вспомним сказку о Винни-Пухе. Соблюдал ли он правила этикета в гостях у Кролика?
Постановка учебной задачи.
-Ребята, а в какие дни мы чаще всего ходим в гости?
Слайд 4. - Ребята, посмотрите на слайд с фотографиями. Что их объединяет?(Ответы детей: Это праздники)
-Вы любите праздники? Давайте проверим, хорошо ли вы их знаете.
Слайд 5. Загадки.
У меня в мешке подарки
Карамели, шоколадки
Вокруг елки хоровод
Что за праздник? (Новый год)
Праздник добрый, школьный, славный –
Всех учителей мы славим.
Принесем подарки им
И букет цветов вручим.
Хвалим мы учителей.
Что за день, скажи скорей? (День учителя)
В этот день стихи читаем,
В классе чай с печеньем пьем,
Всех мальчишек поздравляем,
Им подарки раздаем.
В школе празднуем не зря... (23 февраля)
Ранцы, бантики мелькают,
Каждый свой букет несет,
Школа двери открывает
Нам в учебный новый год. (День знаний)
Праздник любви, шоколада, внимания,
Праздник «сердечек» и обниманий.
Дарят мальчишки девчонкам конфеты,
Пишут мальчишки стихи и сонеты.
Дарят девчонки мальчишкам сердца,
Пишут слова о любви без конца.
Праздник такой — просто причина
Признаться в любви. Это... (день Валентина)
В школе блинчики пекут,
На обед их нам дадут,
А в большую перемену
Возле школы непременно
Чучело зимы сожжем
И весну к нам зазовем.
В этот праздник всю неделю
Мы блины в обеды ели. (Масленица)
Мы сегодня выступаем,
Грустные стихи читаем
В память тех, кто погибал,
Молча встанет целый зал.
Праздник скорбный и счастливый,
Я других таких не знаю...
Вечером салют красивый
Известит: «С 9-м... (мая!»)
Мы для мам концерт даем:
Пляшем, песни им поем.
На стене висит газета,
Рядом — наших мам портреты.
В классе шум и тарарам,
Ведь сегодня праздник мам. (День матери)
Этот праздник отмечают
Те, кто космос покоряет.
Мы же в школе рисовали,
Как ракеты ввысь взмывали.
Про Гагарина узнали.
Что за праздник, отгадали? (День космонавтики)
День сегодня не простой,
С девочками в день такой
Драться перестанем,
Поздравлять их станем. (8 Марта)
Этот праздник в воскресенье.
Будет дома угощенье,
В школе мы заранее
Проявим все старание.
Будут яйца расписные,
Храма купола златые.
Клеим, лепим, вырезаем,
Дома близких поздравляем.
В душах свет, добро и ласка
В этот ясный праздник... (Пасхи)
В нашем классе у ребят
Нынче праздник, говорят.
Не у всех, а лишь у Таньки.
Ей подарим мы мозаику.
Таня нынче с угощеньем.
Что за праздник? (День рожденья)
- Молодцы!
-А как вы думаете о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О праздниках)
-Как вы думаете, что такое праздник?
- Как вы думаете, что предстоит нам узнать на уроке? (Какие бывают праздники, как вести себя во время проведения праздника, как правильно преподносить подарки, как выбрать подарок? )
Постановка проблемы.
Групповая работа.
-Мы с вами отгадали загадки о праздниках, а теперь объединитесь в группы, возьмите листы с таблицами, которые лежат у вас на столах, и распределите праздники, о которых мы говорили по группам.
Государственные | Профессиональные | Религиозные | Семейные |
| | | |
Информационно-аналитический блок
Совместное «открытие» новых знаний.
Обсуждение - фронтальный опрос.
- Какие государственные праздники вам известны? Почему они называются государственными?
- Какие профессиональные праздники вы знаете?
- Какие религиозные праздники вам знакомы?
-Какие семейные праздники вы знаете?
- Как вы думаете, как и зачем возникла традиция праздновать?
Ответить на эти вопросы вам поможет учебник (стр.58-59). Прочитайте текст самостоятельно.
- Что нам известно о возникновении традиции праздновать?
Более подробно вам об этом расскажет…
Слайд 6 - Праздники появились очень давно, и люди всегда сами создавали их. Ещё в древние времена праздники были не только развлечением – они воспитывали, пробуждали в людях чувство прекрасного, позволяли расслабляться и чувствовать себя свободными. Как известно из истории, организация праздников относилась к числу любимых занятий славян.
Слайд 7 - И слово «праздник» в славянских языках - столь же древнее, как и сами праздники. Сегодня трудно точно определить истоки возникновения праздников – наверное, всё началось с древних языческих ритуалов. Ведь и у нас, в России, до сих пор широко отмечаются некоторые языческие праздники – например, Масленица – хотя многие люди уже забыли о его настоящих корнях.
Слайд 8 - Первое упоминание о Москве появилось в летописях именно благодаря празднику, который устроил Юрий Долгорукий.
Слайд 9 -Что же такое праздник в наше время?
- В наше время люди воспринимают праздник как что-то необычное и чудесное, совершенно отдельное от повседневной реальности.
- Праздники – это составляющая часть нашей культуры, которая помогает нам лучше понять друг друга.
- А как сейчас мы можем отмечать праздники?
-А какие праздники сочетают в себе и то и другое?
Слай10 - А знаете ли вы, что есть Всероссийский праздник – День семьи, любви и верности, который отмечается в нашей стране с 2008г..
Этот праздник в России учрежден по инициативе депутатов Государственной Думы.
Идея праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома (Владимирской области), где покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии, покровителей христианского брака, чья память совершается 8 июля.
У нового семейного праздника уже есть медаль, которую вручают 8 июля, и очень нежный символ — ромашка.
Слайд 11 – Так же и в нашем городе проводится праздник в честь этого дня, где чествуют создание новых семей и семьи, которые прожзили долгую семейную жизнь.
- Давайте каждый из вас нарисует ромашку на листе бумаги. Центр ромашки -это «Я». А в лепестках напишите имена членов вашей семьи.
-Что вы можете рассказать о своих семейных праздниках?
Физ. минутка.
В понедельник мы стирали,
Пол во вторник подметали.
В среду – мы пекли калач.
Весь четверг играли в мяч.
В пятницу мы чашки мыли,
А в субботу – торт купили.
И, конечно, в воскресенье
Звали всех на день рожденья.
Пели, прыгали, плясали,
Дни недели – посчитали.
Информационно-аналитический блок (продолжение)
Закрепление
Работа в паре.
- У вас на столах лежат листочки, рассмотрите их. Что там написано? Соедините стрелочками части пословиц.
Семья – печка: | коли в семье лад. |
В семье любовь да совет, | как холодно, все к ней собираются. |
Не надобен и клад, | и сердце на месте. |
Когда семья вместе, | когда над ней крыша одна. |
Семья сильна, | так и нужды нет. |
- Как вы понимаете эти пословицы?
- Ребята, а что особенно приятно нам получать на праздники?(подарки)
- Чтобы от праздника остались только приятные впечатления и все были довольны необходимо соблюдать несколько простых правил.
Слайд 12 - Как можно пригласить гостей?
- Пригласить гостей можно по телефону, по электронной почте, при помощи открытки – приглашения. Главное - приглашать следует лично и заранее, точно указывая место и время проведения праздника.
Слайд 13 - Как вы думаете, как принимаются подарки?
- принимают подарок стоя, а не сидя;
- улыбаются дарителю и благодарят за подарок;
- подарок желательно рассмотреть;
- любой подарок принимают с радостью; если он не понравился или преподнесли два одинаковых подарка, подумайте о том, что вас хотели порадовать, поблагодарите за внимание и любовь, что важнее любого подарка.
Слайд 14 -Как выбрать правильно подарок (продолжи предложение):
- Выбирая подарок, подумайте, будет ли он...
- Самодельный подарок должен быть...
- Подарки должны быть...
- «Живые» подарки обсуждают...
- Подарок вручают с улыбкой и добрыми пожеланиями тому…
Слайд 15 -Скажите, а как нужно себя вести за столом во время праздника?
- Сидеть за столом надо прямо.
- Нельзя облокачиваться на стол, качаться на стуле , баловаться.
- Никогда не бери нож в рот.
- Не ковыряй вилкой в зубах.
- Нож должен быть в правой руке , а вилка в левой.
- Нельзя брать кушанье из общих тарелок своей вилкой или руками.
- Есть надо спокойно, не торопясь.
V. Домашнее задание
с. 58-59 – читать. Рассказ об одном из семейных праздников, нарисуйте праздничную открытку
С. 58-59 – читать, Рассказ об одном из семейных праздников, нарисуйте праздничную открытку.
VI. Оценочно-рефлексивный блок
Выразите свои впечатления от урока
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Я понял, что…
Я научился…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Список литературы:
1. учебное пособие «Основы религиозных культур и светской этики//А.Я. Данилюк// Основы светской этики. 4-5 классы //М,: Просвещение, 2012
Интернет ресурсы:
1. http://ru.wikipedia.org
2. festival.1september.ru
3. pedsovet.org