СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока природоведения на тему "Вода и её свойства. Какое значение имеет вода."

Нажмите, чтобы узнать подробности

УРОК ПРИРОДОВЕДЕНИЯ 1 КЛАСС

Тема:"Вода и ее свойства. Какое значение имеет вода.»

Цель :

  формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы и человека; ознакомление учащихся с некоторыми физическими свойствами воды;

развитие памяти, мышления, кругозора учащихся, умения работать в парах, группах;

воспитание  экологической культуры; бережного отношения к воде.

ХОД УРОКА:

I. Введение в тему урока

1.– Ребята, отгадайте загадку, отгадка подскажет вам тему урока.

Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу! (Вода)

– Какая сегодня тема урока? (Вода) – Постарайтесь поставить учебную цель урока. (Открыть новое знание о воде)

2. Ребус «Вода»

- Сегодня наш разговор пойдет о том, что спряталось в ребусе.(Вода)

II. Актуализация знаний

-Известна издавна жидкость, всяк ее употребляет.

Бывает облачком она, снежинкой бывает ...

(На доске появляются картинки)

1. Рассказ учителя.

- Вода в природе встречается везде. Ее видели все и знают, что такое вода. Вода - это жизнь. Тысячи лет могут пролежать зернышки в сухой земле. Но когда их увлажнит капелька воды, они обязательно прорастут. Испокон веков превращала вода засушливые степи - на плодородные земли, а жаркие пустыни - в цветущие оазисы.

Попробуйте представить современную жизнь без воды. И вы поймете: вода - бесценный дар природы, требующий изучения, сохранения и большого уважения!

Большая часть поверхности Земли покрыта водой. Это озера, моря, реки, океаны. Вода есть в воздухе, в почве, под землей. Облака в небе и ледники в горах - это тоже вода. Вода входит в состав всех живых организмов. Например, в организме человека вода составляет более половины массы тела, а огурец почти полностью состоит из воды. Без воды засыхают растения, погибают животные. Человек может прожить без воды несколько дней. Вода - богатство земли. Она необходима всем.

Из космоса, как утверждают космонавты, Земля очень красивая. Она сверкает всеми оттенками белых, синих, зеленых и фиолетовых красок. И все это - благодаря воде. А на Земле - зеленые долины извилистых рек ... Голубые лесные озера ... Звонкие источники ... Колодцы с хрустальной водой ... Безграничная гладь, в которой утонули высокое синее небо ... Ледяные горы - айсберги среди серых холодных океанических волн ... Белые ледяные пустыни Арктики и Антарктики. Все эти виды - такие разные, созданные водой. Но вода есть не только на поверхности Земли. Под поверхностью Земли также скрываются реки и озера.

2.– Давайте подумаем, какое значение вода имеет в природе.

-Чтобы вырастить 1 кг картофеля, нужно 30 вёдер воды. Чтобы вырастить 1 кг яблок, нужно 100 вёдер воды. Что происходит с растениями, если их не поливать? (Растения увядают) Что происходит с человеком, животными без воды? (Они умирают). Человек и животные без еды могут прожить больше месяца, а без воды – всего лишь несколько дней.

– Какое значение имеет вода для живых организмов? (Вода необходима для жизни всех живых организмов)

Карточка с выводом закрепляется на доске.

3. Где прячется капелька воды? Тело человека и животных больше чем на половину состоит из воды.  Вода есть во всех частях растения.

Вывод.  Вода входит в состав живого организма.

4. Посмотрите на плакат «Морские и речные обитатели» Что можете сказать о значении воды для них? (Рыбы, некоторые растения  живут в воде). Вывод. Вода – среда обитания.

– Итак, какое значение имеет вода в природе? (Вода необходима для жизни всех живых организмов.  Вода входит в  состав живого организма.  Вода – среда обитания.)

III. Постановка проблемы

Вода – это уникальное вещество, которое играет огромную роль в природе. Без неё нет жизни. Как вы думаете, что определяет уникальность, необычность этого вещества? (Дети затрудняются ответить)  – Чтобы ответить на этот вопрос, давайте изучим свойства воды. Посмотрите в Толковом словаре, какое значение имеет слово «свойство» (Свойство – качество, признак, составляющий отличительную особенность чего-нибудь) – Чтобы изучить свойства воды,  мы проведём исследование.

Физкультминутка

IV. Определение темы исследования, цели.

– Сформулируйте тему исследования (Свойства воды) – Поставьте цель исследования (Изучение свойств воды)

V. Выдвижение гипотез

– Выдвиньте гипотезы исследования, начните со слов «Мы предполагаем, что вода обладает свойством … (Учитель записывает все выдвинутые детьми гипотезы на доске)

VI. Определение методов исследования

– Какими методами исследования можем воспользоваться? (Наблюдение, эксперимент)

VII. Ознакомление с планом исследования

– Посмотрите на план исследования, подходит ли он нам? (План напечатан на доске)

1.  Проведение опыта. 2. Формулирование вывода 3. Отчёт о результатах исследования

VIII. Проведение исследования

1.- Вода в природе находится в таких состояниях: жидком - вода, твердом - снег и лед, газообразном - водяной пар.

2. Словарная работа.

Словарик:

Жидкое состояние, твердое состояние, газообразное состояние.

- Вспомни, в каком состоянии ты видел воду? Где и когда?

- Почему белье высыхает? С какого в какое состояние переходит?

- Пар - это газообразное состояние воды, его не видно, как и любой газ. Как доказать, что такое состояние воды существует?

- В какое состояние переходит вода, когда она закипает в чайнике?

3. Отгадывание загадок. Отгадай загадки и объясни, как идет вода.

1) Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту. (Снег)

2) Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и всё вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это - ...

(Дождь)

3) Утром падаю всегда —

Не дождинка, не звезда —

И сверкаю в лопухах

На опушках и лугах.(Роса)

4) Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою,

Но солнце её припечёт —

Заплачет она и умрёт. (Сосулька)

4.- А теперь, пользуясь рекомендациями учебника с.43 и подготовленными вещами мы с вами будем исследовать свойства воды - жидкости.

5. Исследовательская деятельность.

Вода текучая. Если вылить воду, например, на стол, она растечется по его поверхности.

Вода не имеет собственной формы, а принимает форму сосуда, в который ее наливают. Для определения других свойства, выполним опыты.

Опыты.

 В стакан с чистой водой опусти ложку. Хорошо ли ее видно? О каком свойстве воды это говорит?§

 Посмотри, имеет вода цвет?§

 Имеет ли вода запах.§

Слайд 7. Итак, мы выяснили, что вода текуча, не имеет собственной формы, прозрачная, бесцветная, без запаха.

 

Физкультминутка

IX. Отчёт о результатах исследования

1.– Посмотрите на план исследования, какие пункты мы выполнили? К какому пункту плана мы переходим? (Отчёт о результатах исследования) – Работать будете в группах. У каждой группы своё задание. Внимательно прочитайте задание, выполните его, выберите выступающего. (Учащиеся объединяются в группы и работают самостоятельно)

2. Работа в группах:

- Подумайте и скажите, почему говорят, что

1 группа - Без воды и ни туды, и ни сюды.

2 группа - Куда водица течет, там травка растет.

3 группа - В природе вода находится в трех состояниях. Как вы думаете - где?

(Рассуждения детей)

- Вода в природе находится в таких состояниях: жидком - вода, твердом - снег и лед, газообразном - водяной пар.

4 группа -Прочитайте загадки. Какие свойства воды описаны в загадках?

Что в руках не удержать. В гору не выкатить, В решете не унести?    Очень добродушная, Я мягкая, послушная, Но когда я захочу, Даже камень источу.

Я была грязна, черна Через фильтр я пробежала, Чистая опять я стала.

Я без вкуса и прозрачна, Но всем и всегда нужна, Больше, чем еда.

Составьте свою загадку о свойствах воды.

Представление работы в группе

X. Итог

1.– Какая у нас была цель исследования? (Изучение свойств воды) Достигли мы её? – Сравните гипотезы и выводы исследования. Какие гипотезы мы подтвердили? (Учащиеся зачитывают подтвержденные гипотезы) – На какой вопрос мы не смогли ответить в начале урока? (Что определяет уникальность, необычность воды?) Как вы сейчас ответите на этот вопрос? (Уникальность воды определяется её свойствами)

2.Создание «ассоциативного куста» в виде схемы под руководством учителя.

 

XI. Рефлексия

1.– Какая учебная цель стояла у нас на уроке? (Открыть новое знание о воде) Кто считает, что он достиг этой цели, хлопните в ладоши.

2. Игра «Продолжи предложение»

"На уроке я научился ..." (узнал, запомнил, понял, повторил; заинтересовался).

3. Знакомство с гимном воде.

«Вода. У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя не опишешь, тобой наслаждаются, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты сама жизнь. Ты самое большое в мире богатство. Ты не терпишь примесей, не выносишь ничего чужеродного. Ты божество, которое легкое спугнуть». Антуан де Сент-Экзюпери

XII. Домашнее задание

– Составьте кроссворд «Свойства воды».

-Нарисуйте рисунок «Вода дороже золота».

 

 

                                                                                                                                                                                                         

 

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока природоведения на тему "Вода и её свойства. Какое значение имеет вода."»

УРОК ПРИРОДОВЕДЕНИЯ 1-А КЛАСС Дата:19.11.2013. Тема:"Вода и ее свойства. Какое значение имеет вода.»

Цель :

 формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы и человека; ознакомление учащихся с некоторыми физическими свойствами воды;

развитие памяти, мышления, кругозора учащихся, умения работать в парах, группах;

воспитание экологической культуры; бережного отношения к воде.

ХОД УРОКА:

I. Введение в тему урока

1.– Ребята, отгадайте загадку, отгадка подскажет вам тему урока.

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)

– Какая сегодня тема урока? (Вода)
– Постарайтесь поставить учебную цель урока. (Открыть новое знание о воде)

2. Ребус «Вода»

- Сегодня наш разговор пойдет о том, что спряталось в ребусе.(Вода)


II. Актуализация знаний

-Известна издавна жидкость, всяк ее употребляет.

Бывает облачком она, снежинкой бывает ...

(На доске появляются картинки)

1. Рассказ учителя.

- Вода в природе встречается везде. Ее видели все и знают, что такое вода. Вода - это жизнь. Тысячи лет могут пролежать зернышки в сухой земле. Но когда их увлажнит капелька воды, они обязательно прорастут. Испокон веков превращала вода засушливые степи - на плодородные земли, а жаркие пустыни - в цветущие оазисы.

Попробуйте представить современную жизнь без воды. И вы поймете: вода - бесценный дар природы, требующий изучения, сохранения и большого уважения!

Большая часть поверхности Земли покрыта водой. Это озера, моря, реки, океаны. Вода есть в воздухе, в почве, под землей. Облака в небе и ледники в горах - это тоже вода. Вода входит в состав всех живых организмов. Например, в организме человека вода составляет более половины массы тела, а огурец почти полностью состоит из воды. Без воды засыхают растения, погибают животные. Человек может прожить без воды несколько дней. Вода - богатство земли. Она необходима всем.

Из космоса, как утверждают космонавты, Земля очень красивая. Она сверкает всеми оттенками белых, синих, зеленых и фиолетовых красок. И все это - благодаря воде. А на Земле - зеленые долины извилистых рек ... Голубые лесные озера ... Звонкие источники ... Колодцы с хрустальной водой ... Безграничная гладь, в которой утонули высокое синее небо ... Ледяные горы - айсберги среди серых холодных океанических волн ... Белые ледяные пустыни Арктики и Антарктики. Все эти виды - такие разные, созданные водой. Но вода есть не только на поверхности Земли. Под поверхностью Земли также скрываются реки и озера.





2.– Давайте подумаем, какое значение вода имеет в природе.

-Чтобы вырастить 1 кг картофеля, нужно 30 вёдер воды. Чтобы вырастить 1 кг яблок, нужно 100 вёдер воды. Что происходит с растениями, если их не поливать? (Растения увядают) Что происходит с человеком, животными без воды? (Они умирают). Человек и животные без еды могут прожить больше месяца, а без воды – всего лишь несколько дней.

– Какое значение имеет вода для живых организмов? (Вода необходима для жизни всех живых организмов)

Карточка с выводом закрепляется на доске.

3. Где прячется капелька воды? Тело человека и животных больше чем на половину состоит из воды.  Вода есть во всех частях растения.

Вывод.  Вода входит в состав живого организма.

4. Посмотрите на плакат «Морские и речные обитатели» Что можете сказать о значении воды для них? (Рыбы, некоторые растения  живут в воде). Вывод. Вода – среда обитания.

– Итак, какое значение имеет вода в природе? (Вода необходима для жизни всех живых организмов.  Вода входит в  состав живого организма.  Вода – среда обитания.)

III. Постановка проблемы

Вода – это уникальное вещество, которое играет огромную роль в природе. Без неё нет жизни.
Как вы думаете, что определяет уникальность, необычность этого вещества? (Дети затрудняются ответить) 
– Чтобы ответить на этот вопрос, давайте изучим свойства воды. Посмотрите в Толковом словаре, какое значение имеет слово «свойство» (Свойство – качество, признак, составляющий отличительную особенность чего-нибудь)
– Чтобы изучить свойства воды,  мы проведём исследование.

Физкультминутка

IV. Определение темы исследования, цели.

– Сформулируйте тему исследования (Свойства воды)
– Поставьте цель исследования (Изучение свойств воды)

V. Выдвижение гипотез

– Выдвиньте гипотезы исследования, начните со слов «Мы предполагаем, что вода обладает свойством … (Учитель записывает все выдвинутые детьми гипотезы на доске)

VI. Определение методов исследования

– Какими методами исследования можем воспользоваться? (Наблюдение, эксперимент)

VII. Ознакомление с планом исследования

– Посмотрите на план исследования, подходит ли он нам? (План напечатан на доске)

1.  Проведение опыта.
2. Формулирование вывода
3. Отчёт о результатах исследования

VIII. Проведение исследования

1.- Вода в природе находится в таких состояниях: жидком - вода, твердом - снег и лед, газообразном - водяной пар.

2. Словарная работа.

Словарик:

Жидкое состояние, твердое состояние, газообразное состояние.

- Вспомни, в каком состоянии ты видел воду? Где и когда?

- Почему белье высыхает? С какого в какое состояние переходит?

- Пар - это газообразное состояние воды, его не видно, как и любой газ. Как доказать, что такое состояние воды существует?

- В какое состояние переходит вода, когда она закипает в чайнике?

3. Отгадывание загадок. Отгадай загадки и объясни, как идет вода.

1) Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту. (Снег)

2) Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и всё вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это - ...

(Дождь)

3) Утром падаю всегда —

Не дождинка, не звезда —

И сверкаю в лопухах

На опушках и лугах.(Роса)

4) Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою,

Но солнце её припечёт —

Заплачет она и умрёт. (Сосулька)


4.- А теперь, пользуясь рекомендациями учебника с.43 и подготовленными вещами мы с вами будем исследовать свойства воды - жидкости.


5. Исследовательская деятельность.

Вода текучая. Если вылить воду, например, на стол, она растечется по его поверхности.

Вода не имеет собственной формы, а принимает форму сосуда, в который ее наливают. Для определения других свойства, выполним опыты.

Опыты.

В стакан с чистой водой опусти ложку. Хорошо ли ее видно? О каком свойстве воды это говорит?

Посмотри, имеет вода цвет?

Имеет ли вода запах.

Слайд 7. Итак, мы выяснили, что вода текуча, не имеет собственной формы, прозрачная, бесцветная, без запаха.



Физкультминутка

IX. Отчёт о результатах исследования

1.– Посмотрите на план исследования, какие пункты мы выполнили? К какому пункту плана мы переходим? (Отчёт о результатах исследования)
– Работать будете в группах. У каждой группы своё задание. Внимательно прочитайте задание, выполните его, выберите выступающего. (Учащиеся объединяются в группы и работают самостоятельно)

2. Работа в группах:

- Подумайте и скажите, почему говорят, что

1 группа - Без воды и ни туды, и ни сюды.

2 группа - Куда водица течет, там травка растет.

3 группа - В природе вода находится в трех состояниях. Как вы думаете - где?

(Рассуждения детей)

- Вода в природе находится в таких состояниях: жидком - вода, твердом - снег и лед, газообразном - водяной пар.

4 группа -Прочитайте загадки. Какие свойства воды описаны в загадках?

Что в руках не удержать.
В гору не выкатить,
В решете не унести?   

Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.

Я была грязна, черна
Через фильтр я пробежала,
Чистая опять я стала.

Я без вкуса и прозрачна,
Но всем и всегда нужна,
Больше, чем еда.

Составьте свою загадку о свойствах воды.



Представление работы в группе

X. Итог

1.– Какая у нас была цель исследования? (Изучение свойств воды) Достигли мы её?
– Сравните гипотезы и выводы исследования. Какие гипотезы мы подтвердили? (Учащиеся зачитывают подтвержденные гипотезы)
– На какой вопрос мы не смогли ответить в начале урока? (Что определяет уникальность, необычность воды?) Как вы сейчас ответите на этот вопрос? (Уникальность воды определяется её свойствами)

2.Создание «ассоциативного куста» в виде схемы под руководством учителя.



XI. Рефлексия

1.– Какая учебная цель стояла у нас на уроке? (Открыть новое знание о воде) Кто считает, что он достиг этой цели, хлопните в ладоши.

2. Игра «Продолжи предложение»

"На уроке я научился ..." (узнал, запомнил, понял, повторил; заинтересовался).

3. Знакомство с гимном воде.

«Вода. У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя не опишешь, тобой наслаждаются, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты сама жизнь. Ты самое большое в мире богатство. Ты не терпишь примесей, не выносишь ничего чужеродного. Ты божество, которое легкое спугнуть». Антуан де Сент-Экзюпери



XII. Домашнее задание

– Составьте кроссворд «Свойства воды».

-Нарисуйте рисунок «Вода дороже золота».




Приложение 1

Дневник исследований «Свойства воды»

(результаты исследований учащиеся фиксируют в таблицах знаками + «да» или – «нет»)

1 опыт. Приложите к стакану с водой полоски цветной бумаги. Сравните цвет воды в стакане с цветом полосок бумаги. Заполните таблицу

Полоска бумаги

Вода

Голубая

Серая

Жёлтая

Белая

Зелёная


Вывод. Вода ___________________________________

2 опыт. Отпустите в стакан ложку. Видите ли вы ложку? ____ Вывод. Вода___________________

3 опыт. Попробуйте воду из стакана. Определите её вкус. Заполните таблицу.

Вкус

Вода

Сладкая

Горькая

Солёная

Кислая


Вывод. Вода_________________________________________________________________________

4 опыт. Понюхайте воду в стакане. Определите её запах. Заполните таблицу.

Запах

Вода

Хлеба

Варенья

Духов

Цветов


Вывод. Вода_________________________________________________________________________

5 опыт. Перелейте чуть-чуть воды в пустой стакан. Наблюдайте за водой. Заполните таблицу.


Вода

Осталась на месте

Перетекла


Вывод. Вода_________________________________________________________________________

6 опыт. В стакан с сахаром налейте воду, размешайте. В стакан с речным песком налейте воду, размешайте. Наблюдайте за веществом в воде. Заполните таблицу.


Вещество в воде


растворилось

не растворилось

Сахар

Песок



Найди правильный вывод и подчеркни его. Вывод. Вода не растворяет вещества. Воде растворяет все вещества. Вода растворитель, но не все вещества в ней растворяются.

7 опыт. Какая была вода?_________________ Какая стала вода?_____________________________

Вывод. Воду можно ___________________________________________________________________







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!