СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Путешествие в музыкальный театр. Симфонический оркестр"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить учащихся с различными группами инструментов входящих в состав симфонического оркестра и о роли дирижера в нем.

Задачи:1) дать понятие о симфоническом оркестре; учить учащихся распознавать разные группы инструментов, входящих в состав симфонического оркестра;

             2)корректировать отклонения интеллектуального развития на основе корригирующих заданий и упражнений; развивать творческое мышление учащихся на основе работы с музыкальными произведениями;

             3) воспитывать интерес к классической музыке.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Путешествие в музыкальный театр. Симфонический оркестр"»

Тема: Симфонический оркестр.

Цель: познакомить учащихся с различными группами инструментов входящих в состав симфонического оркестра и о роли дирижера в нем.

Задачи:1) дать понятие о симфоническом оркестре; учить учащихся распознавать разные группы инструментов, входящих в состав симфонического оркестра;

2)корректировать отклонения интеллектуального развития на основе корригирующих заданий и упражнений; развивать творческое мышление учащихся на основе работы с музыкальными произведениями;

3) воспитывать интерес к классической музыке.

Оборудование: презентация, тексты песен, ТСО, шумовые инструменты, синтезатор, аудиозаписи ( фрагменты – примеры звучания инструментов симфонического оркестра, П.И. Чайковский: Вальс цветов из балета «Щелкунчик»).

Вид урока - комбинированный

Ход урока.

I.Оргмомент. (слайд №1)

1.Музыкальное приветствие

у.: Здравствуйте ребята

д: здравствуйте учитель.

2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

а)Артикуляционная гимнастика В.Емельянова

1)Слегка прикусите зубами кончик языка (4 раза).

2)Сделайте языком круговое движение между губами. Тоже – в противоположном направлении («Чистка зубов»).

3)Достаньте языком нёбо (4 раза).

4)Пощёлкайте языком, попытайтесь произвольно издавать более высокие и более низкие звуки – щелчки.

5)Пройдите по всему лицу поколачивающим массажем кончиками согнутых пальцев. Удары должны быть достаточно сильными, чтобы лицо «загорелось».

6)Три пальца сложены вместе. Ладонь повёрнута к себе. Пальцы вставляются в рот вертикально и в этом положении произносятся гласные:

А – Э – Ы – О – У. (Цель – ощущение сильно открытого рта и произношение гласных при неподвижной челюсти).

б)Дыхательные упражнения.

1. Погладить нос (боковые его части)

От кончика к переносице – вдох.

На выдохе – постукивать по ноздрям. (5 раз)

2. По руке дирижёра:

3. Короткий вдох и длинный замедленный выдох со счётом: 1,2, 3, 4,5.

4. Короткий вдох при раздвижении нижних рёбер (контроль движений, положить ладони рук на нижние рёбра), выдох длинный на «ш» или «с» со счётом. Вдох и выдох делать обязательно носом.

Разучим упражнение, в котором закрепим правила певческого дыхания и научимся дышать носом, а выдыхать ртом, при этом следим за тем, чтобы нижние рёбра раздвигались.

«Наши плечи неподвижны,

Носом дышим еле слышно

Вдох – дыханье задержать

И спокойно выдыхать»

в) Пение упражнений и попевок:

- пение с закрытым ртом «Андрей ,воробей», «Гармошка», «Лесенка»

г) Исполнение песни «Три белых коня» (слайд №2)

II. Повторение пройденного материала.

а) Вводная беседа

- Что такое оркестр? (слайд №3)

- Правильно. Когда играет сразу много инструментов – это оркестр. Значит оркестр- это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах. Оркестры по своему составу бывают разные. Это зависит от того, какие музыкальные инструменты входят в состав оркестра. И, конечно каждый оркестр имеет свои выразительные тембровые и динамические возможности.

б)Викторина

- А теперь небольшая викторина. Пользуясь предыдущим опытом, определите по изображению вид оркестра (Слайд №4,5,6).

III. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы урока (Слайд №7)

- Сегодня мы познакомимся с новым видом оркестра – симфоническим (слайд №8)

2. Беседа «Симфонический оркестр»

Симфонический оркестр делится на 4 основные группы (Слайд №9)

Струнно-смычковая группа инструментов (Слайд №10, звуковое сопровождение).

- Эти инструменты называются струнные, т.к. исполнители, играя на этих инструментах водят смычком по струнам. К ним относятся: скрипка, альт, виолончель, контрабас. Они одинаковы по форме, но различаются по размеру и звучанию. Послушайте как звучат инструменты(Звучат скрипка, альт, виолончель, контрабас).

Группа духовых музыкальных инструментов ( музыкальное звучание каждого инструмента). Как вы думаете почему их так назвали?

- Духовыми их называют потому, что звук извлекают путем вдувания в них воздуха. Это группа делится на деревянные ( №11Слайд) и медные (слайд №12).

- А какие инструменты зазвучат, если по ним ударишь или потрясешь их?

- Это ударные инструменты (слайд №13).

- В симфоническом оркестре есть клавишные и одиночные инструменты (слайд №14).

-Во всем мире музыканты рассаживаются в оркестре одинаково (слайд №15).

3)Прослушивание музыкального произведения.

- А когда все инструменты звучат вместе или по группам получается божественная музыка (слайд №16)

(П.И. Чайковский: Вальс цветов из балета «Щелкунчик»)

Физминутка «Танцуйте сидя» (слайд №17)

4) Введение нового понятия.

- Гобой играет ноту «ля» и все музыканты настраивают свои инструменты. Теперь у всех инструментов одинаково звучат все ноты: от «до» до «си». Инструменты настроены и музыканты начинают разыгрываться. Они повторяют наиболее трудные места в своих партиях, играют маленькие упражнения, т.е. разогревают руки. Но вот музыканты замолкают и все приветствуют человека, входящего на сцену.

Загадка

Кто невежливый такой:

Повернулся к нам спиной,

Стал размахивать руками

Прямо в зале перед нами.

Не приучен он к порядку

Или делает зарядку?

С кем звучит оркестр и хор?

Знаем, это… (слайд №18)

- Правильно, любому оркестру нужен руководитель. Который сможет управлять большим коллективом музыкантов. От взмахов палочки дирижера зависит интерпретация произведения слаженность и игры оркестрантов и темп исполнения произведения. Вот дирижер поднял дирижерскую палочку… Напряженная тишина воцарилась в зале… Мгновение-взмах руки дирижера и грянет музыка. Даже если дирижер приехал из другой страны, он может разговаривать с оркестром без переводчика. Дирижер стоит перед оркестром спиной к зрителям. Чтобы все оркестранты видели его.

- Посмотрите на выдающихся российских дирижеров (Слайд №19)

Евгений Светланов (1928 -2002) – выдающийся советский российский дирижер. Пианист и композитор, народный артист СССР

Владимир Спиваков (всемирно известный скрипач и дирижер, руководитель оркестра «Виртуозы Москвы»

Юрий Башмет (руководитель созданного им камерного ансамбля «Солисты Москвы)

Музыканты играют свою партию по нотам. У каждого она своя, а дирижер знает партию каждого музыканта. Он смотрит в партитуру (Слайд №20)(это такой сборник нот, где расписаны все партии) и следит за правильностью исполнения каждой партии. Все музыканты сидят так, чтобы видеть руки и глаза дирижера. Вы спросите а зачем видеть его глаза., достаточно видеть его руки? Оказывается, дирижер управляет оркестром не только с помощью жестов, но и взглядов.

- Как вы думаете. А без дирижера оркестр сможет играть?

- Оркестр – это инструмент, а дирижер на нем играет. Дирижер показывает оркестру жестом и взглядом где надо играть тихо. А где громко. Где нужно играть быстрее, а где медленнее.

IV.Закрепление полученных знаний.

1)Игра «Поиграем в оркестр».

- Попробуем поиграть в оркестр и дирижера. ( Учащимся предлагаются шумовые инструменты, выбирается дирижер. Звучит запись: марш из балета «Щелкунчик», П.И. Чайковского. Дети играют на инструментах, управляет оркестром «дирижер»).

2) Коррекционное задание «Третий лишний» (слайд №21).

- Из ряда слов укажите слово, не соответствующее по какому-либо признаку:

- флейта, скрипка, контрабас;

- тарелки, барабаны, труба;

- треугольник, виолончель, скрипка

V. Итог.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!