Тема: Симфонический оркестр.
Цель: познакомить учащихся с различными группами инструментов входящих в состав симфонического оркестра и о роли дирижера в нем.
Задачи:1) дать понятие о симфоническом оркестре; учить учащихся распознавать разные группы инструментов, входящих в состав симфонического оркестра;
2)корректировать отклонения интеллектуального развития на основе корригирующих заданий и упражнений; развивать творческое мышление учащихся на основе работы с музыкальными произведениями;
3) воспитывать интерес к классической музыке.
Оборудование: презентация, тексты песен, ТСО, шумовые инструменты, синтезатор, аудиозаписи ( фрагменты – примеры звучания инструментов симфонического оркестра, П.И. Чайковский: Вальс цветов из балета «Щелкунчик»).
Вид урока - комбинированный
Ход урока.
I.Оргмомент. (слайд №1)
1.Музыкальное приветствие
у.: Здравствуйте ребята
д: здравствуйте учитель.
2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
а)Артикуляционная гимнастика В.Емельянова
1)Слегка прикусите зубами кончик языка (4 раза).
2)Сделайте языком круговое движение между губами. Тоже – в противоположном направлении («Чистка зубов»).
3)Достаньте языком нёбо (4 раза).
4)Пощёлкайте языком, попытайтесь произвольно издавать более высокие и более низкие звуки – щелчки.
5)Пройдите по всему лицу поколачивающим массажем кончиками согнутых пальцев. Удары должны быть достаточно сильными, чтобы лицо «загорелось».
6)Три пальца сложены вместе. Ладонь повёрнута к себе. Пальцы вставляются в рот вертикально и в этом положении произносятся гласные:
А – Э – Ы – О – У. (Цель – ощущение сильно открытого рта и произношение гласных при неподвижной челюсти).
б)Дыхательные упражнения.
1. Погладить нос (боковые его части)
От кончика к переносице – вдох.
На выдохе – постукивать по ноздрям. (5 раз)
2. По руке дирижёра:
3. Короткий вдох и длинный замедленный выдох со счётом: 1,2, 3, 4,5.
4. Короткий вдох при раздвижении нижних рёбер (контроль движений, положить ладони рук на нижние рёбра), выдох длинный на «ш» или «с» со счётом. Вдох и выдох делать обязательно носом.
Разучим упражнение, в котором закрепим правила певческого дыхания и научимся дышать носом, а выдыхать ртом, при этом следим за тем, чтобы нижние рёбра раздвигались.
«Наши плечи неподвижны,
Носом дышим еле слышно
Вдох – дыханье задержать
И спокойно выдыхать»
в) Пение упражнений и попевок:
- пение с закрытым ртом «Андрей ,воробей», «Гармошка», «Лесенка»
г) Исполнение песни «Три белых коня» (слайд №2)
II. Повторение пройденного материала.
а) Вводная беседа
- Что такое оркестр? (слайд №3)
- Правильно. Когда играет сразу много инструментов – это оркестр. Значит оркестр- это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах. Оркестры по своему составу бывают разные. Это зависит от того, какие музыкальные инструменты входят в состав оркестра. И, конечно каждый оркестр имеет свои выразительные тембровые и динамические возможности.
б)Викторина
- А теперь небольшая викторина. Пользуясь предыдущим опытом, определите по изображению вид оркестра (Слайд №4,5,6).
III. Изучение нового материала.
1.Сообщение темы урока (Слайд №7)
- Сегодня мы познакомимся с новым видом оркестра – симфоническим (слайд №8)
2. Беседа «Симфонический оркестр»
Симфонический оркестр делится на 4 основные группы (Слайд №9)
Струнно-смычковая группа инструментов (Слайд №10, звуковое сопровождение).
- Эти инструменты называются струнные, т.к. исполнители, играя на этих инструментах водят смычком по струнам. К ним относятся: скрипка, альт, виолончель, контрабас. Они одинаковы по форме, но различаются по размеру и звучанию. Послушайте как звучат инструменты(Звучат скрипка, альт, виолончель, контрабас).
Группа духовых музыкальных инструментов ( музыкальное звучание каждого инструмента). Как вы думаете почему их так назвали?
- Духовыми их называют потому, что звук извлекают путем вдувания в них воздуха. Это группа делится на деревянные ( №11Слайд) и медные (слайд №12).
- А какие инструменты зазвучат, если по ним ударишь или потрясешь их?
- Это ударные инструменты (слайд №13).
- В симфоническом оркестре есть клавишные и одиночные инструменты (слайд №14).
-Во всем мире музыканты рассаживаются в оркестре одинаково (слайд №15).
3)Прослушивание музыкального произведения.
- А когда все инструменты звучат вместе или по группам получается божественная музыка (слайд №16)
(П.И. Чайковский: Вальс цветов из балета «Щелкунчик»)
Физминутка «Танцуйте сидя» (слайд №17)
4) Введение нового понятия.
- Гобой играет ноту «ля» и все музыканты настраивают свои инструменты. Теперь у всех инструментов одинаково звучат все ноты: от «до» до «си». Инструменты настроены и музыканты начинают разыгрываться. Они повторяют наиболее трудные места в своих партиях, играют маленькие упражнения, т.е. разогревают руки. Но вот музыканты замолкают и все приветствуют человека, входящего на сцену.
Загадка
Кто невежливый такой:
Повернулся к нам спиной,
Стал размахивать руками
Прямо в зале перед нами.
Не приучен он к порядку
Или делает зарядку?
С кем звучит оркестр и хор?
Знаем, это… (слайд №18)
- Правильно, любому оркестру нужен руководитель. Который сможет управлять большим коллективом музыкантов. От взмахов палочки дирижера зависит интерпретация произведения слаженность и игры оркестрантов и темп исполнения произведения. Вот дирижер поднял дирижерскую палочку… Напряженная тишина воцарилась в зале… Мгновение-взмах руки дирижера и грянет музыка. Даже если дирижер приехал из другой страны, он может разговаривать с оркестром без переводчика. Дирижер стоит перед оркестром спиной к зрителям. Чтобы все оркестранты видели его.
- Посмотрите на выдающихся российских дирижеров (Слайд №19)
Евгений Светланов (1928 -2002) – выдающийся советский российский дирижер. Пианист и композитор, народный артист СССР
Владимир Спиваков (всемирно известный скрипач и дирижер, руководитель оркестра «Виртуозы Москвы»
Юрий Башмет (руководитель созданного им камерного ансамбля «Солисты Москвы)
Музыканты играют свою партию по нотам. У каждого она своя, а дирижер знает партию каждого музыканта. Он смотрит в партитуру (Слайд №20)(это такой сборник нот, где расписаны все партии) и следит за правильностью исполнения каждой партии. Все музыканты сидят так, чтобы видеть руки и глаза дирижера. Вы спросите а зачем видеть его глаза., достаточно видеть его руки? Оказывается, дирижер управляет оркестром не только с помощью жестов, но и взглядов.
- Как вы думаете. А без дирижера оркестр сможет играть?
- Оркестр – это инструмент, а дирижер на нем играет. Дирижер показывает оркестру жестом и взглядом где надо играть тихо. А где громко. Где нужно играть быстрее, а где медленнее.
IV.Закрепление полученных знаний.
1)Игра «Поиграем в оркестр».
- Попробуем поиграть в оркестр и дирижера. ( Учащимся предлагаются шумовые инструменты, выбирается дирижер. Звучит запись: марш из балета «Щелкунчик», П.И. Чайковского. Дети играют на инструментах, управляет оркестром «дирижер»).
2) Коррекционное задание «Третий лишний» (слайд №21).
- Из ряда слов укажите слово, не соответствующее по какому-либо признаку:
- флейта, скрипка, контрабас;
- тарелки, барабаны, труба;
- треугольник, виолончель, скрипка
V. Итог.