Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 23
г. Шахты Ростовской области
346503 Россия, г. Шахты Ростовской области, ул. Волошина 20, тел./факс (8636) 22-97-56
Методическая разработка урока русского языка
в 4 классе.
Тема: «Знакомство с жанром письма. Письмо другу. Расскажи о своем родном крае»
Автор: учитель II категории
Прохорова М. В.
Домашний адрес: город Шахты
улица Врубовая 19а - 12
2017 год
Тема урока: «Знакомство с жанром письма. Письмо другу. Расскажи о своем родном крае»
Цели урока:
- Знакомство с жанром письма.
- Формирование умения писать письмо.
- Воспитание любви к своему родному краю.
- Развитие творческих способностей обучающихся.
- Формирование коммуникативной компетенции и развитие языковой личности.
- Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи
обучающихся.
Оборудование:
- Схемы – опоры с названием возможных частей текста письма.
- Конверт с образцом подписи.
- Памятки для учащихся с планом анализа текста письма.
- Видеоматериал с зарисовками природы донского края
- Музыкальное сопровождение к видеоматериалу.
Используемая литература:
- «Уроки развития речи в 3 – 4 классах» Т. Б. Михеева, О. В. Печкурова.
- «Методические рекомендации к урокам русского языка. 4 класс».
М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко.
- Журнал «Начальная школа» № 4, 2008 год.
- «Природа донского края» Е. Ю.Сухаревская, М. П. Астапенко
- «Правописание в начальных классах» М. Р. Львов
- «Рассказы по истории» Саплина
Ход урока.
I. Организационное начало урока.
II. Сообщение темы урока, постановка целей урока
Сегодняшний урок русского языка мы посвятим развитию речи. Тема урока: «Письмо другу.»
По теме определите, какова цель урока?
Цель урока: - научиться писать письмо;
- узнаете, из каких частей состоит текст письма;
- как составить его правильно и грамотно;
На сегодняшнем уроке мы напишем письмо другу, в котором расскажем ему о своем родном крае.
III. Рассказ учителя об истории возникновения письма.
Каким же было письмо в древности? Когда еще не было письменности, люди, чтобы передать друг другу сообщение посылали различные предметы, в которые вкладывали определенный смысл. Но такое письмо понять и растолковать было очень трудно.
В древние времена персидский царь Дарий хотел стать властителем всего мира. Ему покорились города и царства. Но не мог он победить свободолюбивые племена скифов, жившие в бескрайних степях. Он поджигал степь, засыпал песком колодцы, но все напрасно. Однажды к Дарию прибыли послы от скифов и принесли ему «письмо». Они поставили перед ним корзину, в которой были птица, мышь, лягушка и стрелы. Обрадованный Дарий так растолковал смысл письма: «Мышь живет в земле, лягушка – в воде, птица – подобно лошади, а стрелы – это военная храбрость. Таким образом, скифы отдают ему свою воду, землю, а также военную храбрость»
Однако скифы, посылая письмо, подразумевали совершенно другое. «Если вы, персы, не улетите, как птицы в небеса, или, подобно мышам, не скроетесь в землю, или, подобно лягушкам, не ускачите в озера, то не вернетесь назад и падете под ударами наших стрел».
Вот так одно и тоже послание могло быть истолковано по – разному.
С появлением письменности у людей появилась возможность общаться друг с другом на расстоянии с помощью писем.
К сожалению, в наше время люди редко пишут друг другу письма, потому что практически каждый человек пользуется сотовой связью. Люди прибегают к услугам электронной почты. Но как приятно увидеть в почтовом ящике конверт, который проделал долгий путь, пока не попал к вам в руки.
IV. Знакомство с требованиями к тексту письма.
Прежде чем знакомиться с требованиями к тексту письма, давайте подумаем, кому пишут письма и для чего?
Первое и самое главное требование – грамотность написания.
- Какими умениями вы должны обладать для грамотного написания письма?
Проведем орфографическую минутку с целью повторения орфографии слов, которые могут нам пригодиться при написании письма.
Здравствуй, до встречи, до свидания, город Шахты, Ростовская область, река Дон, территория, казак, традиция, обычай.
-Правописание каких орфограмм мы повторили?
Следующее требование к тексту письма – аккуратность написания.
- Как вы понимаете это требование?
В письме должен соблюдаться определенный порядок составления текста, поэтому следующее требование – последовательность изложения.
На доске схема опора:
.
.
-последовательность изложения |
.
Запись схемы – опоры в тетрадь.
V. Знакомство с возможными частями письма.
А сейчас вы узнаете, из каких частей состоит текст письма. В этом нам поможет разобраться памятка.
Работа с памяткой.
Возможные части текста письма | Примеры | |
Приветствие, обращение | Здравствуй, привет… Мои дорогие… | |
Начальная фраза о состоянии переписки | Получил(а) твое письмо… Давно не было письма… | |
Основное содержание письма | Я хочу рассказать тебе… У меня много новостей, расскажу обо всем по порядку… | |
Вопросы адресату | Как ты поживаешь? Как твое здоровье? Какие у тебя новости? | |
Просьба писать письма | Напиши мне обязательно ответ. Буду ждать твоего ответа. | |
Прощание | До свидания… До скорой встречи… | |
Концовка и подпись | | |
Дата написания | 25 февраля 2013 года | |
На доске схема – опора. |
|
| | |
| 2.Начальная фраза о состоянии переписки |
|
3. Основное содержание письма. |
5. Просьба писать письма. |
6.Прощание. |
Запись основных частей текста письма.
VI. Просмотр видеоматериала.
Сегодня вы будете писать о своем родном крае. Для того, чтобы вы образно представили его красоту и величие, я предлагаю вам просмотреть видеоматериал о реке Дон, о донской степи, о нашем ближайшем соседе – городе Новочеркасске, о памятных местах нашего родного города. Ваша задача внимательно посмотреть и коротко изложить его содержание.
Показ сопровождается комментированием учителя:
А) Рассказ учителя.
Река Дон. Самая крупная река Ростовской области. Скорость течения реки невелика. За медленное и спокойное течение народ назвал Дон Тихим. В народных песнях и сказках Дон часто называют «Иванычем»
Как ты, батюшка, славный Тихий Дон,
Ты кормилец наш, Дон Иванович.
Про тебя идет слава добрая,
Слава добрая, речь хорошая.
Прекрасен донской край. Это о нем так страстно и взволнованно написал наш земляк Михаил Шолохов: «Родимая степь под низким донским небом! Балки, красноглинистые яры, ковыльный простор с следом конского копыта, курганы, в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу. Низко кланяюсь и по – сыновьи целую твою пресную землю, донская степь».
Много славных городов на территории нашей области. Один из них – наш ближайший сосед – город Новочеркасск. Это столица донского казачества. В городе воздвигнуты памятники Ермаку Тимофеевичу, М. И. Платову. Главное украшение города – Вознесенский собор.
Б) Беседа по содержанию.
Подведем итоги просмотра.
- О чем узнали из видеозарисовки?
VII. Практическая работа.
А) Приступаем к написанию письма. Заранее вам было дано опережающее групповое задание по сбору информации на темы: «Мой родной город», «Поэты и писатели Дона», «Красота природа донского края», «Наши прославленные земляки». Добавьте к своему сообщению недостающие части, так, чтобы оно превратилось в письмо.
-Какие части вам необходимо добавить?
Написание текста письма.
Б) Взаимопроверка написанных работ.
В) Чтение готовых работ и анализ написанного по памятке.
1.Письмо составлено (не) правильно. 2.Письмо (не) содержит все части. 3.Текст письма (не) интересен. 4.Мне больше всего понравилось… 5.По моему мнению, можно добавить… |
Г) Письмо написано, но чтобы оно дошло до адресата, необходимо научиться правильно подписывать конверт. Обратите внимание, где и как пишется индекс, как подписывать адрес.
После того, как вы опустили письмо в почтовый ящик, начинается его путешествие. Почтальон вынимает письмо из ящика и относит на почту. Там сортировщики сортируют письма. В почтовых вагонах письма едут в нужный город. На почте их сортируют и почтальоны разносят их по адресам.
VIII. Итог урока.
-Что нового узнали на уроке?
- Вспомним, какие цели мы ставили? Достигли мы их?
Оценивание учащихся за работу на уроке, за выполнение групповых заданий.