СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока развития речи. 4 класс.Знакомство с жанром письма.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с жанром письма. Письмо другу. Расскажи о своём родном крае.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока развития речи. 4 класс.Знакомство с жанром письма.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 23

г. Шахты Ростовской области

346503 Россия, г. Шахты Ростовской области, ул. Волошина 20, тел./факс (8636) 22-97-56






Методическая разработка урока русского языка

в 4 классе.

Тема: «Знакомство с жанром письма. Письмо другу. Расскажи о своем родном крае»




Автор: учитель II категории

Прохорова М. В.

Домашний адрес: город Шахты

улица Врубовая 19а - 12

2017 год



Тема урока: «Знакомство с жанром письма. Письмо другу. Расскажи о своем родном крае»


Цели урока:

- Знакомство с жанром письма.

- Формирование умения писать письмо.

- Воспитание любви к своему родному краю.

- Развитие творческих способностей обучающихся.

- Формирование коммуникативной компетенции и развитие языковой личности.

- Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи

обучающихся.


Оборудование:

- Схемы – опоры с названием возможных частей текста письма.

- Конверт с образцом подписи.

- Памятки для учащихся с планом анализа текста письма.

- Видеоматериал с зарисовками природы донского края

- Музыкальное сопровождение к видеоматериалу.


Используемая литература:

- «Уроки развития речи в 3 – 4 классах» Т. Б. Михеева, О. В. Печкурова.

- «Методические рекомендации к урокам русского языка. 4 класс».

М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко.

- Журнал «Начальная школа» № 4, 2008 год.

- «Природа донского края» Е. Ю.Сухаревская, М. П. Астапенко

- «Правописание в начальных классах» М. Р. Львов

- «Рассказы по истории» Саплина








Ход урока.


I. Организационное начало урока.

II. Сообщение темы урока, постановка целей урока

Сегодняшний урок русского языка мы посвятим развитию речи. Тема урока: «Письмо другу.»

По теме определите, какова цель урока?

Цель урока: - научиться писать письмо;

- узнаете, из каких частей состоит текст письма;

- как составить его правильно и грамотно;

На сегодняшнем уроке мы напишем письмо другу, в котором расскажем ему о своем родном крае.

III. Рассказ учителя об истории возникновения письма.

Каким же было письмо в древности? Когда еще не было письменности, люди, чтобы передать друг другу сообщение посылали различные предметы, в которые вкладывали определенный смысл. Но такое письмо понять и растолковать было очень трудно.

В древние времена персидский царь Дарий хотел стать властителем всего мира. Ему покорились города и царства. Но не мог он победить свободолюбивые племена скифов, жившие в бескрайних степях. Он поджигал степь, засыпал песком колодцы, но все напрасно. Однажды к Дарию прибыли послы от скифов и принесли ему «письмо». Они поставили перед ним корзину, в которой были птица, мышь, лягушка и стрелы. Обрадованный Дарий так растолковал смысл письма: «Мышь живет в земле, лягушка – в воде, птица – подобно лошади, а стрелы – это военная храбрость. Таким образом, скифы отдают ему свою воду, землю, а также военную храбрость»

Однако скифы, посылая письмо, подразумевали совершенно другое. «Если вы, персы, не улетите, как птицы в небеса, или, подобно мышам, не скроетесь в землю, или, подобно лягушкам, не ускачите в озера, то не вернетесь назад и падете под ударами наших стрел».

Вот так одно и тоже послание могло быть истолковано по – разному.

С появлением письменности у людей появилась возможность общаться друг с другом на расстоянии с помощью писем.

К сожалению, в наше время люди редко пишут друг другу письма, потому что практически каждый человек пользуется сотовой связью. Люди прибегают к услугам электронной почты. Но как приятно увидеть в почтовом ящике конверт, который проделал долгий путь, пока не попал к вам в руки.

IV. Знакомство с требованиями к тексту письма.

Прежде чем знакомиться с требованиями к тексту письма, давайте подумаем, кому пишут письма и для чего?

Первое и самое главное требование – грамотность написания.

- Какими умениями вы должны обладать для грамотного написания письма?

Проведем орфографическую минутку с целью повторения орфографии слов, которые могут нам пригодиться при написании письма.

Здравствуй, до встречи, до свидания, город Шахты, Ростовская область, река Дон, территория, казак, традиция, обычай.

-Правописание каких орфограмм мы повторили?

Следующее требование к тексту письма – аккуратность написания.

- Как вы понимаете это требование?

В письме должен соблюдаться определенный порядок составления текста, поэтому следующее требование – последовательность изложения.

На доске схема опора:


-грамотность написания


.

-аккуратность


.

-последовательность изложения


.


Запись схемы – опоры в тетрадь.



V. Знакомство с возможными частями письма.

А сейчас вы узнаете, из каких частей состоит текст письма. В этом нам поможет разобраться памятка.

Работа с памяткой.


Возможные части текста письма

Примеры


Приветствие, обращение

Здравствуй, привет…

Мои дорогие…


Начальная фраза о состоянии переписки

Получил(а) твое письмо…

Давно не было письма…


Основное содержание письма

Я хочу рассказать тебе…

У меня много новостей, расскажу обо всем по порядку…


Вопросы адресату

Как ты поживаешь?

Как твое здоровье?

Какие у тебя новости?


Просьба писать письма

Напиши мне обязательно ответ.

Буду ждать твоего ответа.


Прощание


До свидания…

До скорой встречи…


Концовка и подпись



Дата написания

25 февраля 2013 года



На доске схема – опора.


1.Обращение










2.Начальная фраза о состоянии переписки




3. Основное содержание письма.


4. Вопросы адресату.


5. Просьба писать письма.

6.Прощание.


7. Концовка и подпись.


8. Дата написания.


Запись основных частей текста письма.

VI. Просмотр видеоматериала.

Сегодня вы будете писать о своем родном крае. Для того, чтобы вы образно представили его красоту и величие, я предлагаю вам просмотреть видеоматериал о реке Дон, о донской степи, о нашем ближайшем соседе – городе Новочеркасске, о памятных местах нашего родного города. Ваша задача внимательно посмотреть и коротко изложить его содержание.

Показ сопровождается комментированием учителя:

А) Рассказ учителя.

Река Дон. Самая крупная река Ростовской области. Скорость течения реки невелика. За медленное и спокойное течение народ назвал Дон Тихим. В народных песнях и сказках Дон часто называют «Иванычем»

Как ты, батюшка, славный Тихий Дон,

Ты кормилец наш, Дон Иванович.

Про тебя идет слава добрая,

Слава добрая, речь хорошая.

Прекрасен донской край. Это о нем так страстно и взволнованно написал наш земляк Михаил Шолохов: «Родимая степь под низким донским небом! Балки, красноглинистые яры, ковыльный простор с следом конского копыта, курганы, в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу. Низко кланяюсь и по – сыновьи целую твою пресную землю, донская степь».

Много славных городов на территории нашей области. Один из них – наш ближайший сосед – город Новочеркасск. Это столица донского казачества. В городе воздвигнуты памятники Ермаку Тимофеевичу, М. И. Платову. Главное украшение города – Вознесенский собор.

Б) Беседа по содержанию.

Подведем итоги просмотра.

- О чем узнали из видеозарисовки?

VII. Практическая работа.

А) Приступаем к написанию письма. Заранее вам было дано опережающее групповое задание по сбору информации на темы: «Мой родной город», «Поэты и писатели Дона», «Красота природа донского края», «Наши прославленные земляки». Добавьте к своему сообщению недостающие части, так, чтобы оно превратилось в письмо.

-Какие части вам необходимо добавить?

Написание текста письма.

Б) Взаимопроверка написанных работ.

В) Чтение готовых работ и анализ написанного по памятке.


1.Письмо составлено (не) правильно.

2.Письмо (не) содержит все части.

3.Текст письма (не) интересен.

4.Мне больше всего понравилось…

5.По моему мнению, можно добавить…


Г) Письмо написано, но чтобы оно дошло до адресата, необходимо научиться правильно подписывать конверт. Обратите внимание, где и как пишется индекс, как подписывать адрес.

После того, как вы опустили письмо в почтовый ящик, начинается его путешествие. Почтальон вынимает письмо из ящика и относит на почту. Там сортировщики сортируют письма. В почтовых вагонах письма едут в нужный город. На почте их сортируют и почтальоны разносят их по адресам.

VIII. Итог урока.

-Что нового узнали на уроке?

- Вспомним, какие цели мы ставили? Достигли мы их?

Оценивание учащихся за работу на уроке, за выполнение групповых заданий.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!