СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока развития речи. "Рассказ по картине Бориса Михайловича Кустодиева «Масленица»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока развития речи. "Рассказ по картине Бориса Михайловича Кустодиева «Масленица»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение города Джанкоя

Республики Крым «Средняя школа №3»

Дата: 29.09.16

Класс: 5-Б

Учитель: Миленькая В.В.

Тема: Р/р Устный рассказ по картине Бориса Михайловича Кустодиева «Масленица»

Цели урока: познакомить учащихся с картинами Б.М. Кустодиева, с традициями русского народа, продолжить обучение умению строить текст.

Оборудование: портрет художника, иллюстрации праздника, репродукция картины «Масленица»

Ход урока.


  1. Оргмомент.

  2. Мотивация учебной деятельности.

Орфографическая разминка (списать, вставить пропущенные буквы, устно объяснить правописание слов с пропущенными буквами):

Они хр…нили в ж..зни мирной

Пр…вычки мирной стар..ны;
У них на Масленице ж..рной
В..дились рус…кие бл..ны.


-Как вы думаете, о чём эти строки? Кто их автор? ( А.С.Пушкин , роман в стихах «Евгений Онегин»).Что вы знаете о праздновании Масленицы на Руси?

Слово учителя.

Старинный русский праздник проводов зимы пришёл к нам ещё с языческих времен . Символом масленицы был блин - облик Солнца.

Народ высыпал на улицы, где их поджидали тройки, торговцы всякими товарами, в это время забывались все огорчения и обиды.

Это праздник, который «провожает зиму». Масленица длится целую неделю и приходится на ту пору зимы, когда начинаются оттепели, с крыш капает капель, день начинает увеличиваться, холод отступает.

Понедельник – «Встреча».

В первый день строились горы изо льда, ребятишки вместе со старшими качались на качелях. Устраивали потехи над ряжеными и скоморохами.

Вторник – «Заигрыш».

В этот день начинались походы ряженых по домам с пожеланиями и последующими угощениями.

Среда – «Лакомка».

Название говорит само за себя. В этот день хозяйки поступают по поговорке: «Что есть в печи – все на стол мечи».

Четверг – «Разгуляй».

Обычно катали куклу Масленицы на санях. Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивают катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни).

Пятница – «Тещины вечера».

В этот день зять едет к теще на блины, а теща зятя привечает, угощает.

Суббота – «Золовкины посиделки».

В субботу все начинали ходить друг к другу в гости, приподносить подарки. Молодые парни и девушки устраивали веселые посиделки, на них они пели частушки и устраивали игры.

Воскресенье – «Прощеный день»

В последний день Масленицы обычно ходили в церковь, просили у всех и вся прощенья. После возвращались к весельям и забавам, а вечером сжигали куклу Масленицы, приговаривая:

Пора Масленице со двора съезжаться!
Все, Масленица, прощай!
На тот год приезжай!

Масленицу называли разными именами: развесёлая, честная, широкая. Существовало поверье, если на Масленицу не будет потех и веселья, то жить придётся в горькой беде. Поэтому пекли блины с маслом, сметаной, оладьи, ходили друг к другу в гости, катались на лошадях в разукрашенных и укрытых коврами санях, одевались в яркие наряды.

В городах устаивались шумные балаганы. Да ещё приговаривали:

ПРИХОДИ ВЕСНА С РАДОСТЬЮ, С ВЕЛИКОЙ РАДОСТЬЮ. МАСЛЕНИЦУ ПРОВОЖАЕМ, СВЕТА, СОЛНЦА ОЖИДАЕМ. КОНЧИЛАСЬ ТВОЯ ВЛАСТЬ, ЗИМА! ВЕСНА НА ПОРОГЕ!

Праздник Масленицы очень красив. Многих художников он вдохновил на написание картин. А особенно любил Масленицу русский художник Борис Михайлович Кустодиев. 

Рассказ о художнике и его творчестве.

Борис Михайлович родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Здесь мальчик получил первые представления о быте и правах провинциального купечества. Закончил духовную семинарию. И после этого поступил в Академию художества в Петербурге. Его учителями были И. Е. Репин, В. Г. Перов, И. А. Крамской. Наиболее известны его картины: «Балаганы», «Московский трактир», «Красавица», «Купчиха за чаем», «Степан Разин» и другие.

Он рисовал маслом, писал акварелью, вырезал гравюры, выполнял иллюстрации, эскизы для театральных декораций.

Даже будучи прикованным к кровати параличом ног, он создавал картины. Среди них: «Купчиха», Девушка на Волге», «Городок», «Христосование» и «Масленица».

Сегодня на уроке мы рассмотрим репродукцию последней названной мной картины. А результатом нашей работы станет устный рассказ о ней.

Аналитическая беседа :

1.Где разворачивается основное событие картины? Что сразу бросается в глаза? (Основное событие картины разворачивается на центральной городской площади, большое количество людей, в центре картины - церковь)

2.Давайте перечислим все, что мы увидели на картине? Запишем в своих черновиках.(Расписные сани, небо, облака, снег, возница в синем кафтане, праздничное действо, карусель, толпы у балагана, торговые ряды, довольные и счастливые люди, церковь на горе, деревья в серебре.)

3.Что мы услышали, рассматривая картину( крики возниц, женский смех, фырканье лошадей, крики ребятишек).

4.Что привлекает наше внимание на среднем и заднем плане изображения?

- Лихая езда на расписных санях с важными бородатыми кучерами, веселая карусель с шумным балаганом.

5.Какими средствами художник создает праздничную атмосферу народного гулянья?

- В «Масленице» есть все, что присуще народному гулянью. Картина словно иллюстрация к отрывку из книги И.С. Шмелева «Лето Господне».

6.Найдите в отрывках подтверждение этому.

- «Яркие пятна, звоны, …синеватые волны чада в довольном гуле набравшегося люда, ухабистая снежная дорога, уже замаслившаяся на солнце, с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармони».

Какие словосочетания использует И.Шмелев для изображения масленицы?

5.Каким настроением проникнута картина? Какие чувства она вызывает?

Работа в парах по составлению рассказов . (опоры-распечатки)

.Давайте теперь подведем итог. Построим устный связный рассказ.

Итог урока.

Рефлексия

Продолжи предложение:

«Мне показалось интересным…»

«Меня удивило…»

Объявление д.з.: записать в тетрадь рассказ, составленный на уроке.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!