СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «РЕКИ-ТУПИКИ»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ц е л ь: закрепить знания учащихся о внутренних водах России; продолжить формирование умений работать с различными картами атласа.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «РЕКИ-ТУПИКИ»»

Тема «Реки-тупики»

Ц е л ь: закрепить знания учащихся о внутренних водах России; продолжить формирование умений работать с различными картами атласа.

Материал для беседы

Учитель. Вспомните, что мы относим к понятию «внутренние воды»?

– Дайте определение реки.

– Какие части реки вы знаете?

– К бассейнам каких океанов относятся реки России?

– Какое направление течения имеет большая часть рек нашей страны?

– Какое экономическое значение имеют реки?

– Назовите и покажите главные речные артерии нашей страны.

– Какие из них больше всего используются в качестве речного транспорта?

– Все ли реки способствуют торговле нашей страны с соседними государствами?

– Можно согласиться с тем, что текущие на север сибирские реки, впадающие во льды, никому пока не открывают нашу территорию. Но есть и другие реки, которые могли служить «световодами» для проникновения к нам влияний извне.

– Их почти нет. Мы гордимся количеством, протяжённостью и величием наших рек. Но наши реки – «слепые кишки». Вы уже правильно отнесли к ним реки Сибири.

– А Амур?

– Но он же впадает в Охотское море. На противоположной стороне его живут палеоазиатские народы, о которых мы уже говорили. Кому Амур открывает нас? Что же касается его течения по китайской границе, то здесь он, скорее, разъединяет нас с Китаем, чем открывает. Это не Нил, который, пересекая Судан и Египет, издревле заставляет обе страны открываться друг другу. Это не... Впрочем, подумайте сами, с какими международными реками, нанизывающими на себя по нескольку стран, мы не можем сравнить Амур.

Драма нашей географии в том, что Волга, матушка Волга, главная река русской истории, завела нас предательски в тупик Каспия. Наша политика не раз пыталась «исправить ошибку» Волги военным присутствием то в Иране (Персидские походы Петра, период Второй мировой войны), то в Афганистане. Но Волга так и не «впала» в теплые воды Индийского океана.

– И что же, Россия вообще не имеет речной связи со странами дальнего зарубежья?

– Есть один внутренний водный путь, по которому можно попасть из России в Западную Европу. Сейчас он устарел и почти не используется, но когда-то имел некоторое значение для развития внешней открытости России. Посмотрите на карту.

(Карта «Водный транспорт» – см.: Атлас для 9 класса. – М.: Дрофа, 2004.)

– Какие территории нашей страны более 30 % грузов перевозят, используя речной транспорт?

– По долинам рек издавна селились люди. Недаром первые человеческие цивилизации мы называем «речными цивилизациями».

Реки давали воду, пищу, но реки оказывались грозным врагом во время разлива.

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а «Выявление зависимости режима рек от климатических условий».

п/п

Название рек

Климатические
условия

Время

вскрытия

Время

ледостава

1

Волга




2

Дон




3

Енисей




4

Амур





З а д а н и я:

1) Выявите, какое влияние оказывает большая длина реки при меридиональном расположении на весеннее половодье.

2) Определите районы нашей страны, наиболее страдающие от весенних паводков рек.

3) Ответьте, какие реки имеют не только весеннее половодье, но и летние паводки. От каких причин они происходят?


2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!