СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока РЯ "Основа слова и окончание" . УМК Бабайцевой (практика под ред. Купаловой).

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка»

Основа слова и окончание

  1. Вступительное слово

Послушайте стихотворение «Всюду снег» (слайд 1)

Двор весь заснеженный ярко блестит,

Снежная крепость в нем смехом звенит.

Лепит снежки детвора день-деньской.

Хвалятся крыши каймой снеговой.

С новой метелкой стоит снеговик.

Снега излишки увез грузовик.

К елке готовим снежинки, фигурки,

Ставим спектакль мы веселый Снегурке.

Мы не скучаем пока по весне.

Но вот подснежники видим во сне.



– Какие однокоренные слова вы услышали в стихотворении? (Снежная, снежки, снеговик, Снегурка, подснежники.) Обоснуйте свое мнение.

– Сегодня мы будем говорить о частях слова. Ознакомьтесь с карточками для самоконтроля. В конце урока мы проверим, удалось ли нам узнать и научиться всему, что запланировано

Карточка для самоконтроля.

Окончание и основа слова

В конце урока я знаю:

1) для чего служит окончание;

2) какое значение заключено
в окончании;

3) как выделить окончание
в слове;

4) как определить основу слова

В конце урока я умею:

1) определять, что называется

окончанием;

2) указывать значения, выраженные окончанием;

3) выделять окончание (в изменяемых словах);

4) выделять основу слова

*приложение

  1. Формулировка темы и цели урока

– Допишите слова так, чтобы получилось предложение (слайд 2):

Мам_ слушает дочк_.

– Прочитайте полученное предложение.

– Объясните смысл каждого слова. Почему он изменяется? Сравните буквы, которые вы вставили в первом слове, в третьем слове.

Мама и маму – это однокоренные слова? А дочка и дочку? – Измените последнюю букву на другую. Вы получили новое слово?

– Как называется эта изменяемая часть слова?

– Интересно, для чего слову нужно окончание? При помощи приставки и суффикса образуются новые слова. Какую роль играет окончание? Попробуем ответить на этот вопрос. (Выслушивает ответы.)

– Какова тема урока? (основа слова и окончание) (слайд 3)

  1. Развитие умений

Работа с деформированным текстом (слайд 4)

Ночь, ударять, сильный, мороз.

Пушистый, снежинка, падать, земля.

(Ночью ударил сильный мороз. Пушистые снежинки падают на землю.)

– Прочитайте слова первой строчки. Понятен ли смысл каждого из них?

– Можно ли сказать, что здесь записано предложение?

– Что надо сделать, чтобы составить из этих слов предложения?

– Прочитайте слова второй строчки.

– Достаточно ли только изменить окончание у слов, чтобы получилось предложение? Составьте и запишите предложение.

(Нет. Слова между собой не связаны. Надо изменить окончания
и добавить предлог, который служит для связи слов в предложении.)

– Так для чего служит окончание?

Вывод: В слове есть изменяемая часть – это … (окончание), а оставшаяся часть – неизменяемая. Это … (основа).

– Как графически обозначаются окончание и основа? Выделите окончания и основу в записанных словах.



– Итак, подведем некоторые итоги.

1) Могут ли образовываться новые слова с помощью окончаний? Обоснуйте свое мнение примерами.

2) Могут ли быть разные окончания у одного и того же слова? Обоснуйте свое мнение примерами.

3) Как найти в слове окончание? Обоснуйте свое мнение примерами

Работа со стихотворным текстом.

–Прочитайте, как А. С. Пушкин рисует картину зимнего утра (слайд 5)

ЗИМНЕЕ УТРО

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

– Задание: списать текст и обозначить окончания в выделенных словах.

– А теперь немного усложним задание (слайд 6). Прочитайте. Догадайтесь, какие окончания пропущены.

Зимн_ холод_ пахнуло

На пол_ и на лес_.

Ярк_ пурпур_ зажглися

Пред закат_ небес_.

Ночь_ бур_ бушевал_,

А с рассвет_ на сел_,

На пол_, на сад_ пустынн_

Перв_ снег_ понесло…

«Первый снег» Иван Бунин


Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса.

Ярким пурпуром зажглися

Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,

А с рассветом на село,

На пруды, на сад пустынный

Первым снегом понесло.



– Спишите по вариантам (1-й вариант – 1-я строфа, 2-й вариант – 2-я строфа).

– Выделите окончания.

– В каком слове окончание нулевое?



– Вернемся к нашим карточкам для самоконтроля. Оцените свои знания и умения, ответив на вопросы карточки



  1. Домашнее задание (слайд 7):

Упр. 494







































Окончание и основа слова

В конце урока я знаю:

1) для чего служит окончание;

2) какое значение заключено
в окончании;

3) как выделить окончание
в слове;

4) как определить основу слова

В конце урока я умею:

1) определять, что называется

окончанием;

2) указывать значения, выраженные окончанием;

3) выделять окончание (в изменяемых словах);

4) выделять основу слова

Окончание и основа слова

В конце урока я знаю:

1) для чего служит окончание;

2) какое значение заключено
в окончании;

3) как выделить окончание
в слове;

4) как определить основу слова

В конце урока я умею:

1) определять, что называется

окончанием;

2) указывать значения, выраженные окончанием;

3) выделять окончание (в изменяемых словах);

4) выделять основу слова

Окончание и основа слова

В конце урока я знаю:

1) для чего служит окончание;

2) какое значение заключено
в окончании;

3) как выделить окончание
в слове;

4) как определить основу слова

В конце урока я умею:

1) определять, что называется

окончанием;

2) указывать значения, выраженные окончанием;

3) выделять окончание (в изменяемых словах);

4) выделять основу слова

Окончание и основа слова

В конце урока я знаю:

1) для чего служит окончание;

2) какое значение заключено
в окончании;

3) как выделить окончание
в слове;

4) как определить основу слова

В конце урока я умею:

1) определять, что называется

окончанием;

2) указывать значения, выраженные окончанием;

3) выделять окончание (в изменяемых словах);

4) выделять основу слова



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!