СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока РЯ "Позиционное чередование звуков в корне слова". УМК Бабайцевой (практика под ред. Купаловой).

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка»

Чередование звуков в корне слова



  1. Вступительное слово

(слайд 1)

МОЙ ДЕДУШКА

Сапером мой дедушка был на войне.

Медали свои он показывал мне.

Теперь на площадке, где строится дом,

Работает дедушка крановщиком.

Он рукоятку тронет слегка –

Стальная стрела уйдет в облака.

Однажды принес я деду обед

И громко позвал его:

– Дедушка, дед! –

Вокруг засмеялись:

– Шутишь, герой! Какой же он дед,

Он у нас – молодой! –

Хрустит под ногами белый снежок,

Мы с дедушкой вместе идем на каток.



– Ребята, какие непонятные слова встретились вам в этом стихотворении?

Сапер, -а, м. Военнослужащий инженерных войск.

– Мы недавно познакомились с такими морфемами, корень, окончание, суффикс, приставка. А какая морфема самая главная? (Корень.)

– Правильно, корень. Какое определение вы можете дать этой морфеме? (Корень главная значимая часть слова, в которой заключено его основное лексическое значение, общая часть однокоренных (родственных) слов. Слова с одним и тем же корнем называют однокоренными.)





  1. Формулировка темы и целей урока.

– Ребята, сегодня на уроке мы уделим больше внимания корню. Найдите в стихотворении «Мой дедушка» слова с проверяемым безударным гласным в корне. (На войне, свои, на площадке, крановщиком, слегка, стальная, стрела, засмеялись, молодой, под ногами, снежок.)

– Почему мы слышим в корнях этих слов звук [а], а пишем букву о?

(Потому что можем поставить гласную корня в сильную позицию, под ударение, и проверить:

на войне – войны;

свои – свой;

на площадке – площадь;

стальная – сталь;

молодой – молод, моложе;

под ногами – ноги.)

– Почему в словах слегка, стрела, засмеялись слышим [и], а пишем е? (Потому что можем поставить гласную корня в сильную позицию, под ударение, и проверить:

снежок – снег; стрела – стрелы;

слегка – легкий; засмеялись – смех.)

– Как вы думаете, какова тема нашего урока? (слайд 2)

– В этих примерах мы наблюдаем позиционные чередования гласных звуков, то есть такие чередования, которые зависят от их позиции в слове.

– А почему в словах дед, обед, мы слышим на конце [т], а пишем букву д? (Потому что звонкий согласный звук корня проявляется в сильной позиции перед гласной: обед – обедать; дед – деда, дедушка.)

– Здесь мы видим позиционные чередования согласных звуков. Позиционные чередования не отражаются на письме. Их правописание определяется особыми орфографическими правилами. Эти орфографические правила – основные.

– А почему в однокоренном со словами снег, снегурочка слове снежок мы слышим звук [ж] и пишем букву ж?

– В данном случае мы имеем дело не с позиционным чередованием. Здесь закономерности сложнее. Мы принимаем как данность подобные чередования, которые встречаются довольно часто. Образуйте от слова засмеялись существительное. Неопределенную форму глагола (смех, смешить).

– Как называется замена одного звука другим?

– Попробуйте сами составить определение: что же такое чередование звуков?

Чередованием называется замена одного звука другим в корне однокоренных слов.

– При образовании новых слов и изменении формы слов может происходить изменение звуков, то есть чередование, в пределах одной морфемы, в данном случае корня.

Гласные о, е в корне слова могут чередоваться с нулем звука, например: сон сна, день дня, окно окон. Такие гласные называются беглыми.

Гласные могут чередоваться с нулем звука в приставках и суффиксах: срывать сорвать, скачок скачка.



  1. Этап усвоения нового материала.

Упр. 535 (у доски)

Примечание. Чередование звуков может быть и в суффиксах: друж-ок – друж-оч-ек.

Упр. 538





Игра «Змейка»

На доске написаны слова, нужно подобрать слово с указанным чередованием. Какой ряд подберет быстрее, тот выиграл. Учащиеся выходят к доске по очереди. Если учащийся не знает, какое слово записать, пропускает очередь.

г//ж к//ч х//ш

пирог мука ухо

долг пеку смех

стог сук тихо

порог клок верх

берегу высоко слух

стерегу облака орех

  1. Домашнее задание (слайд 3): упр. 536



3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!