СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока РЯ "Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении". УМК Бабайцевой (практика под ред. Купаловой).

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка»

Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении

(слайд 1) (урок русского языка).

  1. Вступительное слово

– Говорят, что у каждого языка есть своя картина мира. Своя картина мира, отражающая ход истории, есть и у русского языка.

Говоря словами Н. В. Гоголя, «постижение законов русского языка есть тяжкая обязанность, но и наслаждение». Действительно, всегда интересно узнавать что-то новое. И одной из самых интересных страниц языка является его лексика.

На предыдущих уроках мы изучили некоторые группы слов русского языка, а именно синонимы, антонимы, омонимы.

Обратите внимание на слайды.

1. На первом слайде записан ряд прилагательных, прочитайте их. (слайд 2)

Вежливый, благовоспитанный, деликатный, корректный, обходительный, обязательный, тактичный, учтивый.

– Как одним словом можно назвать эти слова? (Синонимы.)

– Дайте определение синонимам. (Синонимы – слова, различные по звучанию, но имеющие близкое лексическое значение.)

– Запишите в тетради свой пример синонимов (один учащийся комментирует).

2. Читаем слова, записанные на втором слайде. (слайд 3)

Лавка– «скамья»; лавка– «небольшое помещение для торговли».

Полка – «устройство для хранения чего-либо»; полка – «уничтожение сорняков».

– Как назовете эти слова? (Омонимы.)

– Дайте определение этому термину. (Омонимы – слова, одинаково звучащие и одинаково пишущиеся, но имеющие разное лексическое значение.)

– Запишите в тетрадь любую пару омонимов из записанных
на слайде.

3. (На третьем слайде ничего не записано.) (слайд 4)

– Какие слова называются антонимами? (Антонимы – это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие противоположные лексические значения.)

– Подберите и запишите в тетрадь (учитель параллельно записывает на доске) антонимы-существительные (правда – ложь), антонимы-прилагательные (тихий – громкий), антонимы-глаголы (появиться – исчезнуть).

  1. Формулировка темы и целей урока.

– Ясность речи в значительной степени зависит от правильного использования различных пластов лексики. Словарный фонд русского языка можно представить в виде двух обширных групп слов – общеупотребительных и необщеупотребительных. Основу лексики литературного языка составляют общеупотребительные слова, понятные всем носителям данного языка вне зависимости от их места жительства, образа жизни, профессии.

Например: тетрадь, ученый, свет, идти, президент и пр.

Необщеупотребительная лексика (или лексика ограниченного употребления) – это слова, употребляемые и понимаемые ограниченным кругом людей, объединенных общим местом жительства, профессией, интересами.

Сегодня мы с вами поговорим о лексике ограниченного употребления.

  1. Открытие нового знания.

Диалектизмы.

– К лексике ограниченного употребления относятся диалектизмы – слова, распространение которых ограничено той или иной территорией. Они больше присущи речи сельских жителей и до сих пор используются значительной частью населения нашей страны. В национальном русском языке имеются три основных диалекта (наречия): северный, южный и среднерусский, в состав которых входят самостоятельные говоры со своим собственным словарем, фонетикой и грамматикой.

– Можете привести примеры диалектизмов? (Петух – кочет, свекла – бурак, говорить – баить, гутарить, подпол – голбец.)

Профессионализмы и термины.

Послушайте фрагмент текста.

Характер словообразовательного потенциала существительного зависит в значительной степени от его семантической структуры: предметно-индентифицирующие или признаковые имена, денотативный или сигнификативный характер семантики, вид отношения к референту (онтологический, функциональный или эпистемический).

Понятен ли вам этот текст? Он абсолютно точен, не содержит ни речевых, ни фактических ошибок. Неясность вызывают лингвистические термины, понятные только узкому кругу ученых. Итак, этот текст адресован определенной социальной группе – специалистам в области языкознания, а широкому читателю он недоступен.

Термины – слова, которые являются точным обозначением определенного понятия в какой – либо области (щелочь, омоним, октава, хорей, жесткий диск, процессор).

Кроме того, к лексике ограниченного употребления относятся профессионализмы – это слова и выражения, составляющие лексический фонд профессионального жаргона. Например:
из жаргона программистов – прога (программа); шоферов – баранка (руль); моряков – компа́с.

Жаргонизмы.

Ограниченными по употреблению являются также слова, используемые в речи отдельных социальных групп, например, школьников, студентов. Такие слова являются жаргонизмами и, в отличие от диалектизмов и профессионализмов, имеют ярко выраженный эмоционально-экспрессивный характер.

Например: слить (скопировать цифровую информацию и обнародовать ее), препод (преподаватель), забить стрелку (договориться о встрече), ствол (единица огнестрельного оружия).

– Перед вами письменная характеристика, данная неграмотным школьником. Ваша задача – переделать текст, заменив жаргонизмы литературными словами. (слайд 5):

Лицо его не представляло ничего особенного, оно было почти такое же, как у многих худощавых шнурков, один только подбородок выступал очень далеко вперед, так что он должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать; маленькие лупы еще не потухли и шныряли из-под высоко выросших бровей, как мыши.

Слова для справок: стариков, бегали, глазки.

  1. Работа с учебником.

Упр. 754 – 755.

  1. Домашнее задание (слайд 6):

Упр. 757 (списать, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания; подчеркнуть профессионализмы, связанные с сельскохозяйственным трудом).

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!