СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока РЯ "Неологизмы". УМК Бабайцевой (практика под ред. Купаловой).

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка»

Неологизмы

(слайд 1) – урок русского языка

  1. Актуализация знаний.

– Почему словарный состав русского языка постоянно изменяется?

– Какие слова называются устаревшими?

– Употребляются ли они в настоящее время?

– Для чего в исторической литературе употребляются устаревшие слова?

– На какие группы делятся устаревшие слова?

  1. Формулировка темы е целей урока.

– С развитием науки, техники, промышленности, культуры, общественных отношений язык постоянно пополняется новыми словами, которые служат названиями новых предметов, явлений, понятий. Новое слово может возникнуть для называния уже существующего предмета, если возникает необходимость дать ему новое название. Так, летательный аппарат на заре авиации назывался аэроплан, затем это слово было вытеснено словом самолет, вместо слова пилот стали употреблять летчик; слово вратарь заменило пришедшее из английского языка голкипер, и т. п.

– Новые слова имеют свое название – неологизмы (нео – новый, логос – слово (греч.)). Запишем тему урока в тетрадь. (слайд 2). Эти слова воспринимаются как неологизмы до тех пор, пока ощущается их новизна, пока они не вошли в общий словарный состав. Неологизмы не возникают из ничего, они создаются по образцу уже известных в языке слов. Вот некоторые примеры. По образцу слов пароход, теплоход создано слово атомоход. Слова пулеметчик, минометчик, зенитчик послужили моделью для образования слова ракетчик. Слово приземлиться дало возможность появиться словам прилуниться, приводниться.

  1. Открытие нового знания.

– Создатель новых слов – народ, поэтому В. В. Маяковский назвал его «народ-языкотворец». Конечно, кто-то скажет или напишет слово первым, затем, если оно точно отражает сущность явления или понятия, новое слово подхватывают другие, и вот оно уже известно многим. Лишь в некоторых случаях точно установлено, кто сказал то или иное слово впервые. Много слов, обозначающих различные научные понятия, появились в русском языке в период деятельности великого русского ученого М. В. Ломоносова: кислород, водород, маятник, чертеж, рудник и др. Слово детектив, например, ввел писатель Жюль Верн, слово лилипут обязано своим появлением Джонатану Свифту, слово хлыщ употреблено впервые русским писателем И. И. Панаевым.

– Новым словом мы называем новый предмет, а иногда писатели по-новому называют что-то нам хорошо знакомое.

Авторские неологизмы – это слова, придуманные писателями с определенной целью и не получившие широкого распространения.

Послушайте стихотворение Н. Егорова с новым авторским словом:

От села

До переката,

Где идет озимый сев,

Пляшут бойкие дождята,

На минуту не присев.

– Назовите новое слово из стихотворения. На кого похожи бойкие, шаловливые дождята?

– Творец языка – народ, он создает новые слова разными путями.

1. Новые слова образуются от старых корней путем присоединения суффиксов и приставок, только суффиксов, путем сложения и т. д.:

Луна → при-лун-ени-е, лун-н-ик; планетоход; субботник.

2. Новые слова заимствуются готовыми из других языков: метрополитен.

3. Используются старые слова в новом значении: протокол, салют.

– Как и почему появляются неологизмы в русском языке?

– Что такое авторские неологизмы?

– Кого из игроков вы бы выделили и почему?

– Какие качества надо развивать, чтобы быть в числе победителей на уроке?

  1. Первичное закрепление знаний.

Запишите предложения, найдите неологизмы.

  1. Долг наш –

реветь

медногорлой сиреной

в тумане мещанья,

у бурь в кипеньи. (В.В. Маяковский. «Разговор с фининспектором о поэзии»)

  1. В долгу

перед Бродвейской лампионией,

перед вами,

багдадские небеса. (В.В. Маяковский. «Разговор с фининспектором о поэзии»)

  1. Ветром опита,

льдом обута,

улица скользила. (В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»)

  1. Лошадь, слушайте –

чего вы думаете, что вы их плоше? (В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»)

  1. Я никогда не знал,

что столько

тысяч тонн

в моей

позорно легкомыслой головенке. (В.В. Маяковский «Юбилейное»)

  1. Вновь оснежённые колонны. Елагин мост и два огня. И голос женщины влюбленной. И хруст песка, и храп коня. (А. Блок «На островах»)

  2. Вот поняла, что не надо слов, оснежённые ветки легки... Сети уже разостлал птицелов на берегу реки. (А. Ахматова «9 декабря 1913года»)

Ключ:

Медногорлой – медное горло, медноголосый.

Лампионией – освещенный множеством ламп

Опита – образовано от глагола пить

Плоше – хуже

Легкомыслой – легкомысленной

Оснежённые – покрытые снегом

Запишите предложения, найдите неологизмы.

Стороны не проявили договороспособности, и времени отрегулировать ситуацию с Триумфальной площадью не хватило.

Путин рассказал о том, что в следующем году будет продолжена и программа по утилизации «автохлама».

Так что же, весь «норникелевский» собачатник действительно покоится на принципе, имея лишь косвенное отношение к деньгам?

Стритрейсеры соревновались за приз в 100 тысяч рублей.

После принятия специальной программы на муниципальном уровне будет идти внедрение ГЛОНАСС в экономическую, хозяйственную и другие сферы района.

«В отказ» теперь ушел и сам экс-министр обороны Александр Кузьмук, репутацию которому так подпортил «самолетный» скандал.

Ключ:

Договороспособность – способность сторон договариваться.

Автохлам – неологизм образован путем сложения слов «автомобильный» и «хлам».

Норникелевский – сложены слова «норильский» и «никель», составляющие название известной компании «Норильский никель».

Стритрейсеры – участников неофициальных и часто незаконных автомобильных гонок – стритрейсеров – от англ. street – улица, racer – гонщик. Новое слово, так же, как и в предыдущем примере (что указывает на продуктивность данного способа), образовано при помощи суффикса -ер, называющего лицо по характерному занятию, обозначенному мотивирующим словом.

ГЛОНАСС – глобальная навигационная система

Самолетный – слово «самолетный» в данном случае используется в новом значении, то есть имеется в виду не принадлежность какого-то предмета самолету, например, самолетный двигатель, самолетное крыло и так далее, а при помощи этого слова обозначается качество скандала, произошедшего из-за сбитого российского лайнера.

  1. Домашнее задание (слайд 3):

Упр. 767 (повторение) – вставить пропущенные буквы.

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!