Разрешаю________________
Допускаю________________
Оценка за урок: _____________
План-конспект
урока по русскому языку
в 4 «Б» классе
11.04.2017г.
дата
Консультация методиста________________
Консультация учителя__________________
Тема: « 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе»
Цель: создание благоприятных условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации о 2-ом лице глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе, для формирования морфологических понятий и умений, орфографической и пунктуационной грамотности.
Задачи:
1. Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию понятия о 2-ом лице глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе, по формированию умения определять 2-ое лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе, писать Ь в личных окончаниях глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе 2-ого лица
2. Развивающие: содействовать развитию у обучающихся умения определять 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе, развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления , сравнивать и обобщать, закреплению и актуализации ранее изученного материала.
3. Воспитательные: средствами учебного занятия создать условия для формирования культуры межличностного общения через организацию фронтальной работы; для воспитания трудолюбия , ответственности за выполняемую работу , за продукты собственной деятельности , аккуратности, настойчивости, силы воли , самостоятельности , активности;
4. Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, чередование видов деятельности, создание положительного эмоционального микроклимата , применение на уроке ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминуток, гимнастики для мелкой моторики пальцев кисти руки.
Планируемые результаты
Личностные:воспитание интереса к предмету, формирование положительной мотивации к обучению и познанию, воспитание личностных качеств: аккуратности, ответственности, уверенности, волевых качеств, воспитание уважительного, бережного отношения к родному языку (см. содержание текстов упражнений).
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; выстраивать логическую цепочку рассуждений; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на предыдущих уроках.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение формулировать цель урока на основе соотнесения того, что уже известно с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предложение.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать речь других, отвечать на вопросы, вступать в диалог , задавать вопросы одноклассникам, оформлять свои мысли в устной и письменной форме; следовать инструкциям, алгоритму, выполнять правила работы в группе, высказывать и аргументировать свою точку зрения ; адекватно реагировать на замечания учителя и одноклассников.
Предметные: умение определять глагол по его грамматическим признакам; находить глаголы в тексте, употреблять их в речи, отличать от других частей речи; формировать умения определять глаголы 2-го лица настоящего и будущего времени в единственном числе, писать Ь в личных окончаниях глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе 2-ого лица; осознанно выстраивать речевые высказывания в устной форме, умение соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения, умению применять правила правописания и пунктуации в письменной речи.,
Образовательные ресурсы: Русский язык: 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: УМК «Школа России» часть 2, В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. П.К., мультимедийный проектор. Карточки с текстами у обучающихся, учебник, демонстрационная опорная схема. Презентация учителя.
Организация пространства: индивидуальная работа ,фронтальная работа.
Ход работы
Организация начала урока.
1. Приветствие.
У: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня урок русского языка проведу у вас я, меня зовут Екатерина Сергеевна.
2. Проверка готовности к уроку.
У: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка, линейка и простой карандаш.
3. Мотивация к обучению и познанию.
У: Скажите, как вы понимаете пословицу?
Сильный победит одного, знающий - тысячу.
- Пословица означает, что ум всегда поможет, а вот сила нет. Поэтому мы должны хорошо учиться, чтобы добиваться каких-либо целей.
Актуализация умений и знаний.
1. Минутка чистописания:
а)У: Откройте тетради, запишите число, классная работа.
б) У:Ребята, отгадайте загадку.
У: Слон - огромный дядя-слон,
Слушать сказки любит он.
Сказку про дремучий лес
Слушает под буквой ...
О: «С».
У: Как вы думаете, какую букву мы будем прописывать?
О: Мы будем прописывать букву «С».
в)У: Правильно, мы сейчас с вами пропишем буквы и строчную С заглавную,С строчную и слово СЕЯЛКА
Сеялка — машина для посева семян в почву.
Запишем предложение со словом сеялка:
Физминутка:
Повторяйте упражнение за мной.
Заведем мотор машины. (Вращение кулачков.)
2. Покажите, как работает наше сердце. (Сжимание и разжимание кулачков.)
3. Поднимемся по ступенькам, а теперь спустимся. (Большим пальцем нажимаем на подушки пальцев по порядку.)
4. Раз, два, три, четыре, пять. (Сгибаются пальцы по порядку в кулак.)
5. Все пальчики ушли спать. (Наклоны кулачков.)
6. Вдруг проснулись, потянулись! (Из кулачков выбрасываются пальцы и возвращаются в исходное положение.)
Словарная работа:
У:1) Отгадайте слова и запишите их правильно в тетрадь:
Салют, дельфин, ладонь, солдат , велосипед, огонь
1)Грянул гром, Веселый гром,
Засверкало все кругом.
Рвутся в небо неустанно
Разноцветные фонтаны,
Брызги света всюду льют
Это праздничный…(салют)
2) дельфин(ребус)
3)ладонь (картинка)
4)Он готов в огонь и бой,
Защищая нас с тобой.
Он в дозор идет и в град,
Не покинет пост…( Солдат)
5)велосипед (картинка)
6) Шипит и злится,
Воды боится,
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает…(Огонь)
У: в данных словах поставьте ударение и отметьте карандашом «ошибко- опасные места»
Открытие новой темы. Целеполагание.
У: С какой темой вы столкнулись на прошлом урок ?
О: С изменением глаголов по лицам и числам настоящего и будущего времени.
У:А что ы именно делали на этом уроке?
О: Спрягали глаголы
У: Молодцы
У: И так посмотрите на доску. Перед вами написаны слова :
Ты идешь ты покупаешь
ты бежишь ты напишешь
ты прыгнешь ты будешь клеить
У: Что общего между этими глаголами?
О: Эти глаголы 2-ого лица, единственного числа, настоящего и будущего времени
У: Молодцы. Кто может сказать тему нашего урока?
О: Тема нашего урока: « 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе»
У: Правильно. Теперь откроем станицу 85 и прочитаем таблицу.
О:- Настоящее время – что делаешь? – слушаешь, видишь. Будущее время
– что сделаешь? что будешь делать? – поздравишь, будешь писать.
У: Определите лицо и число глаголов.
О: Все глаголы 2 лица, ед. числа.
У: Отлично.
Открытие новых умений, знаний.(продолжение)
Работа с учебником.
а) работа над правилом
У:Откройте учебник на странице 85.
У: Прочитайте правило на с. 85 самостоятельно про себя.
У: Прочитайте правило на с. 85 самостоятельно вслух.
У: Прочитав это правило что для себя вы поняли?
О: Глаголы настоящего и будущего времени во 2-ом лице единственного числа имеют личное окончание -ешь ,-ёшь , -ишь.
У: А что нам еще известно про эти глаголы?
О:На коне глагола 2-ого лица пишется мягкий знак (Ь)
У:Молодцы!
б)) Выполнение упражнений по алгоритму:
1.Прочитайте задание;
2. Как вы его понимаете, что надо сделать;
3.Выполните задание устно;
4. Выполните задание письменно;
5. Самопроверка;
6.Взаимопроверка;
7. Самоанализ, анализ
У: Прочитайте упражнение 172, на странице 85.
У: Как вы понимаете это задание и что нужно сделать?
О: Мы должны выписать выделенные глаголы. Определить их время , лицо, число .Выделить личные окончания.
У: Правильно. Выпишите эти слова.
5. Самопроверка;
6.Взаимопроверка;
У: Прочитайте правило на с. 85 самостоятельно про себя.
У: Прочитайте правило на с. 85 самостоятельно вслух.
У: Прочитав это правило что для себя вы поняли?
О: Мягкий знак в личных окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа –это орфограмма .
У: Молодцы!
У:А сейчас откройте страницу 86,упражнение 173.
-Прочитайте задание.
-Что нам надо сделать ?
О:Образовать глаголы в форму настоявшего времени 2-го лица единственного числа, выделить окончания.
У:Правильно. Будем работать так, один работает у доски а остальные самостоятельно ,а затем проверяем.
Проверь себя: Звонить – звонишь, спать – спишь, цвести – цветёшь, стучать – стучишь, плыть – плывёшь, лететь – летишь.
У: Молодцы, все хорошо поработали.
У: А сейчас мы с вами поработаем над упражнением 176.
У:Прочитайте задание.
-Что нам надо сделать для начала?
О: Прочитать и объяснить смысл данных выражений .
У:Работаем так же по одному, для ответа поднимаем руку.
О:Поспешишь– людей насмешишь (Смысл в данной пословице заключается в том, что спешка чаще всего приводит к плохим результатам. Всегда нужно принимать решения спокойно и тщательно обдумав.)
Поживём– увидим (Дальнейшее развитие событий покажет только время)
Слезами горю не поможешь (сколько бы ты не плакал, ничего не изменится.надо взять себя в руки и действовать. не смотря ни на что)
Соловья баснями не кормят (Говорится перед тем,как пригласить кого-либо к столу после затянувшихся разговоров)
Маслом кашу не испортишь (Приятное не может приносить вреда, даже если его слишком много)
И сокол выше солнца летает (Смысл этого выражения заключается в том, что не всегда в жизни можно получить то что желаешь. Существует то то чего невозможно достигнуть )
У:Молодцы.Прочитаем какие задания надо выполнить дальше.
О: Определите время, лицо, число каждого глагола и выделите личные окончания.
Поспешишь (буд. время, 2 лицо, ед. число) – людей насмешишь (буд. время, 2 лицо, ед. число).
Поживём (буд. время, 1 лицо, мн. число) – увидим (буд. время, 1 лицо, мн. число).
Слезами горю не поможешь (буд. время, 2 лицо, ед. число).
Соловья баснями не кормят (наст.время, 3 лицо, мн. число).
Маслом кашу не испортишь (буд. время, 2 лицо, ед. число).
И сокол выше солнца летает (наст.время, 3 лицо, ед. число).
У: Молодцы ребята, все поработали очень хорошо.
VIII.Закрепление открытых умений, знаний.
Проверочная работа
ЗАДАНИЕ 1.
Зачеркни лишние слова:
Постучишь, летаешь, тишь, помощь, режешь, пилишь, тушь, дрожь, дочь, снять, глотать, плывёшь.
ЗАДАНИЕ 2.
Замени глаголы глаголами настоящего времени 2-го лица единственного числа.
Вхожу в лес и глажу берёзкиладонью, будто старых друзейпо спине. Лежу на душистойтраве, гляжу в небо, пою песни.Всю жизнь живу с моими
белоствольными друзьямиплечом к плечу.
1)Постучишь, летаешь, режешь, пилишь, плывёшь.
2) Входишь в лес и гладишь берёзки ладонью, будто старых друзей по спине. Лежишь на душистой траве, глядишь в небо, поёшь песни. Всю жизнь живёшь с твоими белоствольными друзьями плечом к плечу.
IX. Итог урока. Рефлексия.
- Чему вы научились сегодня на уроке?
- Повторите правило.
-С каким заданием вы легко справились?
-Что вызвало у вас затруднение?
-Что на уроке вам больше всего понравилось?
Проверяем, как вы справились с поставленными в начале урока задачами «слова-помощники» :познакомились, узнали, учились.
Ребята, если вы считаете, что успешно справились сегодня на уроке со всеми заданиями, то поднимите палец вверх, если считаете, что вам не все удалось, то поднимите верх солнышко и тучку, а если считаете, что ничего не получилось, то только тучку.
- Молодцы, хорошо поработали!
X. Домашнее задание.
Упражнение 175, на странице 86.