Тема: Культура речи: работа над ошибками в образовании различных форм имён существительных
Цели:
- обучать правильному изменению имён существительных;
- закреплять грамматико-орфографические умения;
- проверить умение детей ставить имена существительные в форму родительного падежа множественного числа;
- развивать навык контроля и самоконтроля.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, учебник русского языка, тетрадь-задачник.
Ход урока:
Организационный момент (Учитель сообщает тему урока и ставит учебные задачи)
Тема урока: Культура речи: работа над ошибками в образовании различных форм имён существительных.
На уроке мы проверим, умеете ли вы ставить имена существительные в нужную форму
Будем учиться грамотно и культурно исправлять ошибки детей и доказывать своё мнение.
В конце урока мы познакомимся ещё с одним секретом изменения имён существительных.
2. Словарная работа.
1)Учитель: Мы начнём урок с картинного диктанта. Но слова нужно записать в форму родительного падежа множественного числа.
- Назовите вопросы родительного падежа. (Дети отвечают)
(Картинный диктант. Слайд 4 с анимацией ) Презентация 1
Проверка(парная): Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. Обсудите ошибки.
2) Сейчас вы проверите свои знания в тесте. Дети 1 варианта будут работать за компьютером и ответят на вопросы теста, который называется «Словарные слова1».
Дети второго варианта будут работать в тетради на печатной основе (ТПО) упр.311.
(После завершения работы дети меняются)
- Поменяетесь местами, но компьютерное задание для учащихся второго варианта называется «Словарные слова 2».
Вывод: Сейчас вы проверили свои знания и умение ставить имена сущ. В форму род.падежа мн.числа.. Какие оценки вы получили? Поднимите руку, если вы получили: «5» - «4» - «3» - «2» -
Что можно посоветовать тем детям, которые испытывают трудности? (Чаще обращаться к словарю трудностей. С.141 – 143 «Словарь трудностей»)
Физминутка. Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два – вперёд нагнуться.
Раз и два – назад прогнуться. (Дети выполняют движения стихотворения)
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)
Закрепление изученного материала ТПО упр.311
Учитель: Сейчас мы проверим, какие ошибки вы обнаружили в упражнении.
Везде такой пыль.
Я помогаю маме мыть посуды. (Что скажете об этом слове?)
Дай мне, пожалуйста, ножницу. (Как объяснить знаки препинания?)
Я учусь играть на пианине. (Что скажете об этом слове?)
Мы долго гуляли в саде. С 130
Там нет стулов.
Сколько волосов состригли!
У нас много яблоков.
Сколько рублёв это стоит?
У тебя много желудёв?
У всех много делов.
У неё на лбе пятнышко. Что нужно помнить о данном слове?
Кошки любят, чтобы их чесали за ухами. Как объяснить ошибку?
Мама повесила чистые полотенцы. Определите склонение и проверьте данное слово. С 115
Учитель: - Я загадала предложение. Оно невосклицательное, побудительное, распространённое. Что это за предложение? (Дай мне, пожалуйста, ножницы.) Запишите его в тетрадь. Один ученик запишет данное предложение на доске.
- Как объяснить знаки препинания в данном предложении?
- Запишите характеристику предложения в скобках. Докажите, что оно невосклицательное, побудительное, распространённое.
Изучение новой темы. Учебник с 131 упр.314.
Учитель: Прочитайте задание. Объясните, почему в слове КАНИКУЛЫ в нужной форме будет нулевое окончание?
- Какие вы ещё знаете слова, которые не имеют форму единственного числа?
- Какие окончания будут у этих слов в форме род.падежа?
- Поставьте данные слова в форму род. падежа. Что заметили? (Таблица.)
- Какое предложение нужно записать в тетрадь? Никак не дождусь каникул.
(Письменная фронтальная работа с орфографическим проговариванием)
- Дайте характеристику предложения: по цели… по интонации… по кол-ву вт.чл. -…
- Подчеркните главные члены. Что наблюдаем?
- Можно ли догадаться, какое подлежащее в этом предложении? Что вы можете сказать об этом местоимении?
- Что вы узнали об изменении слов КАНИКУЛЫ?
- О том, что означает слово КАНИКУЛЫ вы узнаете из рассказа одноклассницы. (Доп.материал + Презентация2 )
Итог урока.
Назовите тему урока.
Чему мы учились на уроке?
Что нужно делать, чтобы не ошибаться в окончаниях имён существительных?
Что нового узнали об окончаниях имён существительных?
Оценивание работы детей.
Домашнее задание