СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Языковые знания – залог культуры речи. Каждая мысль, проявляясь в речевой форме, воплощается в неё в соответствии с языковой нормой. Нормирование речи младших школьников является первостепенной задачей начального обучения русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка»

Урок развития речи во 2 классе

Учитель начальных классов: Бочарова Светлана Германовна

Аннотация: Языковые знания – залог культуры речи. Каждая мысль, проявляясь в речевой форме, воплощается в неё в соответствии с языковой нормой. Нормирование речи младших школьников является первостепенной задачей начального обучения русскому языку.

Тема урока: Обобщение теоретических знаний о речи.

Творческая работа обучающихся, основанная на умении применять теоретические знания для самовыражения.

Цель урока: Обобщение теоретических знаний обучающихся, учить применять данные знания на практике.

Задачи урока:

  • Обогащать и расширять словарный запас.

  • Развивать письменную и устную речь.

  • Развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, обобщать.

  • Побуждать к самоанализу, самовыражению.

  • Воспитывать эстетические чувства.

Оборудование: записи музыки П.Чайковского «Времена года», «Вальс цветов», медиапроектор, ноутбук, карточки – схемы текстов.

Этапы урока

Действия учителя

Действия обучающихся

Оргмомент.




Введение в тему

Звучит музыка П.Чайковского «Апрель»,

Учитель читает:

Синее небо, синие тени.

Синие реки сбросили лед.

Синий подснежник житель весенний,

На синей проталинке смело растет.

(Л.Л. Яхтин)

- А кто же разбудил этот чудесный цветок?

Учащиеся отвечают: солнышко, весна, ручеёк, ветерок…


Речевая зарядка:


Прочитайте стихотворение «птичьим базаром». Приготовьтесь читать вслух выразительно, чтобы передать настроение.


Солнце в золоте лучей мне подмигивает

Через улицу ручей перепрыгивает!

Ах, ручей! Чей ты, чей?

Я от снега и лучей!

- Я бегу! Я смеюсь!

Я сейчас с другим сольюсь!



Что вы надо помнить для выразительного чтения?


Надо выбрать нужный тон – это моё отношение к содержанию.

Тон бывает весёлый, насмешливый, торжественный, грустный… тон может меняться.

Выделим голосом важные слова, чтобы лучше понять содержание.

Выберем нужный темп – это зависит от содержания (быстро, умеренно, медленно) Знаки препинания помогут делать паузы.


Какую картину вы представили? То помогло поэту нарисовать эту картину?

Прекрасный день (золото)

Движение ручья (глаголы)

Журчание ручья (ч,з,с,ц)


Сколько слов подобрал поэт?

Слова, слова, слова…

И как это прекрасно!

В огромном море, море слов

Купаться ежечасно!

Разгадывают ребус.

Активизация знаний по теме

Как вы думаете, ребята, если бы к нам на урок пришла «Волшебница речь», о чем бы она нам рассказала?

Она состоит из слов, без слов не может быть речи.

Словом можно утешить, огорчить, рассмешить…

Какие пословицы и поговорки вы знаете о слове?

  • Красна речь слушаньем.

  • Поменьше говори, побольше услышишь.

  • Слово не воробей: вылетит — не поймаешь.

  • Слово — серебро, молчание — золото.

  • Слова хороши, если они коротки.

  • Где слова редки, там они вес имеют.

  • Речи как мед, а дела как полынь.

  • Красно говорит, а слушать нечего. 

Мыслим, делимся друг с другом переживаниями, радостями, восторгом, печалью. Устная речь учит нас слушать и рассказывать, читать и писать стихи, рассказы, загадки… «Волшебница речь» всё это многообразие называет текстами.

Что вы знаете о тексте?

Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу и записанных в строгом порядке.

В каждом тексте можно определить тему. Тема – это основной вопрос, который ставит перед собой автор на протяжении всего текста.

Главная мысль– это то главное, что говорится о предмете в тексте. Основная мысль (как и тема) может быть выражена в заголовке текста.

Опорные слова – это слова, по которым можно определить тему текста.

Текст можно озаглавить.

Тексты бывают разных типов: текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение. Бывают тексты смешанных типов: повествование с элементами рассуждения и описания.

Тип текста зависит от содержания.

Зрительная физминутка: https://yandex.ru/video/search?p=4&filmId=18346704400999255654&text=%D0%B7%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%83%D1%82%D0%BA%D0%B0%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%20%D1%80%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B5%D0%BA

Я предлагаю вам карточки, ваша задача назвать тип текста и доказать почему вы так решили.

Приложение №1.

Моя карточка соответствует тексту рассуждению.

В схеме текста присутствует доказательство основной мысли. Используются слова-подсказки: следовательно, так как, итак.

Необходимо будет объяснять события и причины.


Моя карточка соответствует плану текста-повествования. Мне нужно будет рассказать о событиях, которые сменяют друг друга.


Если я захочу рассказать об одновременных признаках людей, животных, растений, явлений. К такому тексту можно задать вопросы: какой? какая? какое? как выглядит? в чём его особенность?

Что нужно вспомнить, чтобы текст получился выразительным, красивым, благозвучным?

Я составлю план, цепочку связей, найду слова – заменители, чтобы избегать повторов.

Буду помнить, что предложения выражают законченную мысль, постараюсь не нарушать границы предложений.

Буду использовать эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры.

Подготовка к творческой работе.

Вернемся к началу стихотворения. (читает) Как бы вы его озаглавили?

Ручей.

Ручей проснулся.

Веселый ручей.

Почему бежит ручей.

О чем расскажет каждый заголовок?

Про тему или главную мысль.

Какой выбрать тип текста.

Наша задача написать про ручей. Попробуем стать весенним ручейком и увидеть, как просыпается природа его глазами.

Учащиеся собирают цепочку связей из карточек со словами.

Приложение №2.


Выполняют творческую работу на фоне музыки П.Чайковского «Времена года», «Вальс цветов».

Чтение творческих работ.



Редактирование



Итог урока









Приложение №1.

Текст - __________________________

Этот текст объясняет события и причины их появления.

Схема

План

Используй

  1. Тезис (основная мысль)

  2. Доказательства:

  • Примеры;

  • Объяснения

  1. Вывод

Почему?

Во-первых:

Во-вторых:

Потому что

Так как

Значит

Ведь

Следовательно

Итак



Текст - __________________________

В этом тексте события последовательно сменяют друг друга.

Схема

План

Используй

Начало действий

Развитие действий

Кульминация

Итог, конец

Что случилось?

Где?

Почему?

Как?

Когда?

Однажды…

Как-то раз…

Когда-то…

Вдруг… и вот…

Вот и все



Текст - __________________________

В этом тексте перечисляются признаки предметов, явлений.

Схема

План

Используй

Общий признак

Признаки частей

Рост, вес, цвет

Лицо, голова

Слева, справа

Вблизи, вдали

Предмет и его признаки

Что? - Какое?

Что? – На чем?

Как будто

Словно

Похоже на





Приложение №2

Ручей

Он

Ручеёк

Его

Ему

Бежит

Журчит

Струится

Смеётся

Извивается

Разбудил


Солнечный

Чистый

Нежный

Весенний

Холодный

Хрустальный

Весёлый









Ручей

Он

Ручеёк

Его

Ему

Бежит

Журчит

Струится

Смеётся

Извивается

Разбудил

Солнечный

Чистый

Нежный

Весенний

Холодный

Хрустальный

Весёлый



Используемые ссылки:

http://ped-kopilka.ru/poslovicy-i-pogovorki/poslovicy-i-pogovorki-o-rechi-o-jazyke.html

http://budu5.com/manual/chapter/84

https://yandex.ru/video/search?p=4&filmId=18346704400999255654&text=%D0%B7%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%83%D1%82%D0%BA%D0%B0%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%20%D1%80%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B5%D0%BA






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!