Творческая работа обучающихся, основанная на умении применять теоретические знания для самовыражения.
Цель урока: Обобщение теоретических знаний обучающихся, учить применять данные знания на практике.
Оборудование: записи музыки П.Чайковского «Времена года», «Вальс цветов», медиапроектор, ноутбук, карточки – схемы текстов.
Этапы урока | Действия учителя | Действия обучающихся |
Оргмомент. | | |
Введение в тему Звучит музыка П.Чайковского «Апрель», | Учитель читает: Синее небо, синие тени. Синие реки сбросили лед. Синий подснежник житель весенний, На синей проталинке смело растет. (Л.Л. Яхтин) - А кто же разбудил этот чудесный цветок? | Учащиеся отвечают: солнышко, весна, ручеёк, ветерок… |
Речевая зарядка: | Прочитайте стихотворение «птичьим базаром». Приготовьтесь читать вслух выразительно, чтобы передать настроение. | Солнце в золоте лучей мне подмигивает Через улицу ручей перепрыгивает! Ах, ручей! Чей ты, чей? –Я от снега и лучей! - Я бегу! Я смеюсь! – Я сейчас с другим сольюсь! |
| Что вы надо помнить для выразительного чтения? | Надо выбрать нужный тон – это моё отношение к содержанию. Тон бывает весёлый, насмешливый, торжественный, грустный… тон может меняться. Выделим голосом важные слова, чтобы лучше понять содержание. Выберем нужный темп – это зависит от содержания (быстро, умеренно, медленно) Знаки препинания помогут делать паузы. |
| Какую картину вы представили? То помогло поэту нарисовать эту картину? | Прекрасный день (золото) Движение ручья (глаголы) Журчание ручья (ч,з,с,ц) |
| Сколько слов подобрал поэт? Слова, слова, слова… И как это прекрасно! В огромном море, море слов Купаться ежечасно! | Разгадывают ребус. |
Активизация знаний по теме | Как вы думаете, ребята, если бы к нам на урок пришла «Волшебница речь», о чем бы она нам рассказала? | Она состоит из слов, без слов не может быть речи. Словом можно утешить, огорчить, рассмешить… |
Какие пословицы и поговорки вы знаете о слове? | Красна речь слушаньем. Поменьше говори, побольше услышишь. Слово не воробей: вылетит — не поймаешь. Слово — серебро, молчание — золото. Слова хороши, если они коротки. Где слова редки, там они вес имеют. Речи как мед, а дела как полынь. Красно говорит, а слушать нечего. Мыслим, делимся друг с другом переживаниями, радостями, восторгом, печалью. Устная речь учит нас слушать и рассказывать, читать и писать стихи, рассказы, загадки… «Волшебница речь» всё это многообразие называет текстами. |
Что вы знаете о тексте? | Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу и записанных в строгом порядке. В каждом тексте можно определить тему. Тема – это основной вопрос, который ставит перед собой автор на протяжении всего текста. Главная мысль– это то главное, что говорится о предмете в тексте. Основная мысль (как и тема) может быть выражена в заголовке текста. Опорные слова – это слова, по которым можно определить тему текста. Текст можно озаглавить. Тексты бывают разных типов: текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение. Бывают тексты смешанных типов: повествование с элементами рассуждения и описания. Тип текста зависит от содержания. |
Зрительная физминутка: https://yandex.ru/video/search?p=4&filmId=18346704400999255654&text=%D0%B7%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%83%D1%82%D0%BA%D0%B0%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%20%D1%80%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B5%D0%BA |
Я предлагаю вам карточки, ваша задача назвать тип текста и доказать почему вы так решили. Приложение №1. | Моя карточка соответствует тексту рассуждению. В схеме текста присутствует доказательство основной мысли. Используются слова-подсказки: следовательно, так как, итак. Необходимо будет объяснять события и причины. |
| Моя карточка соответствует плану текста-повествования. Мне нужно будет рассказать о событиях, которые сменяют друг друга. |
| Если я захочу рассказать об одновременных признаках людей, животных, растений, явлений. К такому тексту можно задать вопросы: какой? какая? какое? как выглядит? в чём его особенность? |
Что нужно вспомнить, чтобы текст получился выразительным, красивым, благозвучным? | Я составлю план, цепочку связей, найду слова – заменители, чтобы избегать повторов. Буду помнить, что предложения выражают законченную мысль, постараюсь не нарушать границы предложений. Буду использовать эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры. |
Подготовка к творческой работе. | Вернемся к началу стихотворения. (читает) Как бы вы его озаглавили? | Ручей. Ручей проснулся. Веселый ручей. Почему бежит ручей. |
О чем расскажет каждый заголовок? | Про тему или главную мысль. Какой выбрать тип текста. |
| Наша задача написать про ручей. Попробуем стать весенним ручейком и увидеть, как просыпается природа его глазами. | Учащиеся собирают цепочку связей из карточек со словами. Приложение №2. |
| Выполняют творческую работу на фоне музыки П.Чайковского «Времена года», «Вальс цветов». |
Чтение творческих работ. | | |
Редактирование | | |
Итог урока | | |
Приложение №1.