СЛОГ. УДАРЕНИЕ В СЛОВЕ. ГЛАСНЫЕ УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ
– На слайде предложения с пропущенными гласными: (слайд 1)
Л_б_п_тн_й сл_н_н_к спр_с_л, чт_ _ст кр_к_ д_л з_ _б_д_м. Кр_к_д_л схв_т_л сл_н_нк_ з_ н_с.
– Прочитайте два предложения, в которых пропущены все гласные.
– Трудно было прочитать предложения? Почему?
– Какова роль гласных в нашей речи?
Вывод: Гласные помогают говорить, понимать друг друга и даже петь.
Эксперимент.
Зажигаем свечу, подносим ко рту и произносим слово по слогам: апельсин.
Пламя трижды колеблется и при произношении последнего слога гаснет.
– Почему свеча погасла? (Потому что последний слог ударный, он произносится с большей силой. Сделать ударение на том или другом слоге – значит произнести его с большей силой.)
– Гласные – добрые «волшебники» для согласных, но в то же время они могут быть очень опасны. Когда гласные оказываются в слабой позиции, мы часто делаем в слове ошибки. Почему? (В слове у гласных есть только одна сильная позиция – под ударением; в слабой позиции гласные слышатся нечетко, поэтому можно ошибиться.)
– Запишите слово орфография, разделив его на слоги и поставив ударение.
– Сколько трудностей встречается в этом слове и в каких случаях? (Столько, сколько гласных в слабой позиции.)
– О чем мы будем вести речь сегодня на уроке? (Об ударном и безударном слоге и звуке.) (слайд 2)
– Разделите на слоги и поставьте ударение в следующих словах: сад, река, барабан, разговорчивость.
– На какие по счету слоги может падать ударение?
Выслушивает варианты ответов.
– Ударение разноместное, что характерно для русского языка.
Во многих других языках оно постоянное, например, для французского языка характерно ударение на последнем слоге: жюри, парашют, Виктор Гюго и др.
– Сколько трудностей (ошибок) может быть в гласных звуках, если в слове только один слог? два? В слове из трех слогов? четырех? пяти? шести?
Задание на доске:
Разобрать слова по составу и расставить ударение:
зимний
зима
зимовка (уточнить лексическое значение – место, где проводят зиму, а также само существование в зимний период)
озимь (уточнить лексическое значение – поле, занятое посевами озимых культур, то есть, тех, которые садят осенью, под зиму – рожь, пшеница, ячмень…)
– В чем особенность предложенных вам слов? Как они называются? (Однокоренные.)
– На какие части слова может падать ударение в однокоренных словах? (На корень, окончание, приставку, суффикс.)
– Ударение подвижное. Благодаря этому мы и можем проверять безударные гласные.
(слайд 3):
– Выпишите, расставив ударения, сначала слова с ударением на последнем слоге, затем – на первом слоге, а после – остальные.
Арбуз, верба, гражданка, документ, засуха, инструмент, километр, компас, крапива, магазин, молодежь, ненависть, партер, портфель, предмет, процент, равенство, свёкла, сирота, статуя, столяр.
Проверка (слайд 4)
Работа с учебником:
Упр. 396
Домашнее задание (слайд 5):
Провести эксперимент со свечой;
упр. 398.
2