СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока РЯ (5 класс) "Слог. Ударение. Ударные и безударные гласные". УМК Бабайцевой (практика под ред. Купаловой).

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка»

СЛОГ. УДАРЕНИЕ В СЛОВЕ. ГЛАСНЫЕ УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ

– На слайде предложения с пропущенными гласными: (слайд 1)

Л_б_п_тн_й сл_н_н_к спр_с_л, чт_ _ст кр_к_ д_л з_ _б_д_м. Кр_к_д_л схв_т_л сл_н_нк_ з_ н_с.

– Прочитайте два предложения, в которых пропущены все гласные.

– Трудно было прочитать предложения? Почему?

– Какова роль гласных в нашей речи?

Вывод: Гласные помогают говорить, понимать друг друга и даже петь.

Эксперимент.

Зажигаем свечу, подносим ко рту и произносим слово по слогам: апельсин.

Пламя трижды колеблется и при произношении последнего слога гаснет.



– Почему свеча погасла? (Потому что последний слог ударный, он произносится с большей силой. Сделать ударение на том или другом слоге – значит произнести его с большей силой.)

– Гласные – добрые «волшебники» для согласных, но в то же время они могут быть очень опасны. Когда гласные оказываются в слабой позиции, мы часто делаем в слове ошибки. Почему? (В слове у гласных есть только одна сильная позиция – под ударением; в слабой позиции гласные слышатся нечетко, поэтому можно ошибиться.)

– Запишите слово орфография, разделив его на слоги и поставив ударение.

– Сколько трудностей встречается в этом слове и в каких случаях? (Столько, сколько гласных в слабой позиции.)

– О чем мы будем вести речь сегодня на уроке? (Об ударном и безударном слоге и звуке.) (слайд 2)

– Разделите на слоги и поставьте ударение в следующих словах: сад, река, барабан, разговорчивость.

– На какие по счету слоги может падать ударение?

Выслушивает варианты ответов.

– Ударение разноместное, что характерно для русского языка.

Во многих других языках оно постоянное, например, для французского языка характерно ударение на последнем слоге: жюри, парашют, Виктор Гюго и др.

– Сколько трудностей (ошибок) может быть в гласных звуках, если в слове только один слог? два? В слове из трех слогов? четырех? пяти? шести?

Задание на доске:

Разобрать слова по составу и расставить ударение:

зимний

зима

зимовка (уточнить лексическое значение – место, где проводят зиму, а также само существование в зимний период)

озимь (уточнить лексическое значение – поле, занятое посевами озимых культур, то есть, тех, которые садят осенью, под зиму – рожь, пшеница, ячмень…)

– В чем особенность предложенных вам слов? Как они называются? (Однокоренные.)

– На какие части слова может падать ударение в однокоренных словах? (На корень, окончание, приставку, суффикс.)

– Ударение подвижное. Благодаря этому мы и можем проверять безударные гласные.

(слайд 3):

– Выпишите, расставив ударения, сначала слова с ударением на последнем слоге, затем – на первом слоге, а после – остальные.

Арбуз, верба, гражданка, документ, засуха, инструмент, километр, компас, крапива, магазин, молодежь, ненависть, партер, портфель, предмет, процент, равенство, свёкла, сирота, статуя, столяр.

Проверка (слайд 4)



Работа с учебником:

Упр. 396



Домашнее задание (слайд 5):

  1. Провести эксперимент со свечой;

  2. упр. 398.

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!