Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка»
Твердые и мягкие согласные звуки
Создание проблемной ситуации.
(слайды 1,2,3)
– Выделите первый звук в словах каждой пары. Чем они различаются? Какие слова начинаются с твердых согласных звуков? В каком слове первый согласный мягкий?
(слайд 4)
– Назовите изображенное животное. Произнесите согласные звуки в этом слове. Перед каким гласным звуком согласный мягкий?
(слайд 5)
– Кто изображен на рисунке? Выделите в этом слове согласные звуки. Мягкие они или твердые? Как обозначена на письме мягкость каждого из этих согласных?
– Как обозначена на письме мягкость каждого из названных нами согласных? (Мягкость согласных обозначается на письме гласными буквами и, е, ё, ю, я или мягким знаком.)
– Прочитайте шуточное стихотворение (слайд 6):
Мягкий знак – хитрый знак,
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Е. Измайлов
Формулировка темы и цели урока.
– Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные. (слайд 7)
1) Мать, дом, рысь, сталь, лазурь. 2) Сын, лань, забор, морс, фасоль.
3) Июль, июнь, январь, мост.
– Сравните, сколько в словах звуков и сколько букв. (В словах с мягким знаком звуков меньше, чем букв.)
– Объясните, почему в словах с мягким знаком звуков меньше, чем букв. (Мягкий знак служит для смягчения согласного, он не дает звука.)
– Какова же тема нашего урока? (Твердые и мягкие согласные) (слайд 8)
– Запишите предложения, раскрывая скобки. Подчеркните буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки. (слайд 9)
Трещит на морозе (ели). (Медведи) не бродит по лесу. Спит в берлоге лохматый (звери). Тихо скрипнула (двери). Вышел лесной (сторожа).
– В каком числе стоят слова в скобках? Как вы их изменили?
– Объясните, почему изменилось количество слогов в этих словах.
Работа с учебником, закрепление материала.
Упр. 457
Упр. 458
Сделаем вывод: как же обозначается мягкость согласных на письме?
Вывод: Мягкость согласных обозначается на письме мягким знаком или гласными буквами е, ё, ю, я
– Что нового узнали на уроке?
– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?
Домашнее задание (слайд 10): упр. 460 (переписать текст, подчеркнуть все мягкие согласные).
2