СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка "Неопределённая форма глагола"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка "Неопределённая форма глагола"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Неопределённая форма глагола"»

Технологическая карта урока открытия новых знаний


Тема урока: : "Неопределенная форма глагола"

Дата урока ________________

ФИО учителя : Орлова Ольга Анатольевна , класс 4 УМК Школа России

Цель урока:

Познакомить детей с глаголом в неопределённой форме, учить образовывать начальную форму глагола, выполнять морфемный разбор глагола в неопределённой форме.

Планируемые результаты:

Предметные:

Познакомятся с признаками неопределенной формы глагола; научатся находить глаголы в тексте; определять время глаголов; указывать глаголы в неопределенной форме; выделять суффиксы -ть, -ти глаголов в неопределенной форме; выполнять разбор слова

Метапредметные регулятивные

  • Принимать и осознавать учебную задачу;

  • Осуществлять контроль и оценку выполняемых действий;

  • Работать по предложенному плану;

  • совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности и деятельности других;

познавательные

  • Осуществлять анализ свыделением существенных признаков;

  • делать умозаключения и выводы;

  • формулировать учебную задачу; проводить анализ

  • с выделением существенных признаков; делать

умозаключения и выводы; моделировать открытые свойства;

коммуникативные

  • Договариваться при совместном решении задач;

  • Понятно, правильно и доказательно строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

  • слушать и понимать речь других; уметь

  • с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

  • владеть диалогической формой речи

Личностные

Осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


  1. Мотивационный

1.1. Создание мотивационной основы учебной деятельности (актуализация знаний, постановка проблемного вопроса, создание ситуации затруднения, постановка учебной задачи, решение ситуативной задачи, выявление индивидуальных затруднений, выявление отсутствующих знаний и др.)

- Сегодня на уроке у нас много интересной работы. Мы узнаем новое , будем доказывать, радоваться успехам и преодолевать трудности.

- На уроке учимся быть внимательными, сообразительными, активными. Работаем быстро, пишем красиво.

-Помним о девизе. (слайд 1)




- Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке.

Оформление тетрадей.

( С предварительной подготовкой)(слайд 2)

двадцатое марта.

Классная работа.

-Объясните орфограммы.

Чистописание: ть ти чь



Где мы встречали такие сочетания?

Давайте вспомним, что вы знаете о глаголе? (слайд 3)

- Что такое глагол?

-Что обозначает глагол?

-На какие вопросы отвечает?

-Как изменяется глагол?

- Какие времена имеет глагол?

-Как определить время глагола?

- Что знаем о глаголе прошедшего времени?

-Каким членом в предложении является глагол?

-С какими частями речи связан глагол? И т. д.

ВЫВОД: Молодцы. Хорошо отвечали на вопросы.

-А сейчас запишите глаголы под диктовку в группы по значению: труд, речь, мысли.

Копать, размышлять, стучать, кричать, забивать , думать, сказать, объяснять, волноваться, обдумывать, анализировать, сомневаться, любить, чинить, строить, рассказывать, спросить, воскликнуть, петь, нести, плакать, мыслить.



-Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга. ( на экране слайд 4 со словами, обучающиеся проверяют написанное по слайду)

-Какие грамматические признаки можно определить у этих глаголов?






Сформулируйте, уточните тему урока. Какие задачи мы можем поставить для себя на уроке?

Выберите из предложенного списка (слайд 5)

  • находить глаголы в неопределённой форме;

  • находить глаголы в прошедшем времени;

  • склонять имена существительные;

  • Образовывать у глаголов неопределенную форму;

  • выделять с -ть, -ти у  глаголов в неопределенной форме;

  • выполнять разбор глаголов;

Поставьте эти задачи в нужной последовательности. Это и будет планом работы над темой урока








«На уроке не зеваю, новые знания получаю.

На уроке не спешу, грамотно красиво всё пишу»






Обучающиеся объясняют орфограммы)

Обучающиеся отвечают на вопросы.


В глаголах.











Записывают глаголы в определённую группу. Комментируют написание изученных орфограмм. Объясняют, почему глаголы относятся к предложенной группе.




-Высказывают разные точки зрения. Приводят доказательства. Высказывают предположения, что эти глаголы находятся в неопределённой форме, поэтому нельзя определить ни время, ни число. Определяют тему урока, выбирают из предложенного списка задачи к уроку.

1.2. Целевая основа учебной деятельности (формулирование цели учебной деятельности, выдвижение гипотез, предположений)

На доске проблемные вопросы урока: ( слайд 6)

1.На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

( Что делать? Что сделать?)

2.На что не указывает неопределенная форма глагола?

( на время и число.)

3.На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме? Какие суффиксы имеет?

( -ТЬ, -ТИ,-ЧЬ.)

-Это будут главные вопросы урока, на которые в конце урока вам предстоит ответить.

-Обозначьте их в тетради цифрами. После исследовательской работы впишем ответы.



Обучающиеся делают в тетради следующую запись


1.________________

2.________________

3._________________



  1. Поисковый


Планирование предстоящей учебной деятельности (поиск способа выхода из затруднения, коллективное составление плана решения учебной задачи, совместное планирование деятельности в группах и др., фиксация плана в устной или письменной форме)

(На слайде 7) таблица.

-Найдите в таблице 10 глаголов, выпишите их в столбик.

К

М

Л

О

В

И

Т

Ь

Л

Р

М

с

П

Е

Р

Е

Х

О

Д

И

Т

б

п

О

Т

С

Р

А

Г

А

П

А

Н

О

М

Е

И

Т

З

П

Р

И

С

О

ю

П

Т

Д

Е

Й

Р

И

С

т

С

Й

К

Ь

Е

Т

О

Л

л

Н

р

Т

И

Е

С

Т

Ь

Т

Н

Ь

П

и

О

П

Е

Т

Ь

Р

И

О

Д

Ю

ч

ю

Н

Й

Н

О

Т

Д

Ш

М

В

ь

л

и

д

ё

т

а

о

п

л

ы

т

ь


-Определите, на какой вопрос отвечают данные глаголы. Вопросы запишите рядом со словами.

-Определите морфологические признаки глаголов.

-У каких глаголов вы не смогли определить время и число?

Как называются такие глаголы?

На какие вопросы они отвечают?

Записывают слова в столбик

переходит

дарил

стою

есть

петь

плыть

сидеть

спою

идёт

стричь



3. Практический

Реализация намеченного плана:

-открытие нового знания, освоение учащимися новой информации, конструирование нового способа действия, решение практической задачи, самостоятельная работа с самопроверкой и/или взаимопроверкой по эталону;

- включение нового способа действий в систему сложившихся знаний умений, применение знаний, умений для решения учебно-практических, учебно-познавательных задач, выполнение творческих заданий;

- внесение необходимых корректив, создание алгоритма действий, проверка возможности его использования.

Работа по учебнику.

Учитель создаёт условия для наблюдения за глаголами по заданию к упр 149 в учебнике.














Запишите глагол САЛЮТОВАТЬ.

Разберём его по составу. ( 1 обуч-ся делает разбор у доски)

Вспомним, с чего начинаем этот разбор. Чтобы не допустить ошибок обратимся к правилу с.72. Какая информация поможет разобрать слово?



Выполнение упр.156

Обращает внимание на дополнительную информацию в учебнике на с.73

3 любых гл. разберите по составу (3 обуч-ся у доски)


-От имени существительного образуйте и запишите глагол в неопределённой форме. (1 обуч-ся у доски)

зелень-

крик-

свет-

погрузка-

корм-

печка-

-Сделайте разбор слов по составу.

Читают задание. Самостоятельно находят ответы на поставленные вопросы. Обсуждают в классе. Объясняют смысл пословиц. Задают вопросы к глаголам. Делают вывод о невозможности определения времени. Вспоминают, что такая глагольная форма называется неопределённой. Проверяют себя по учебнику на с. 72. Читают определение. Называют признаки неопределённой формы глагола.

Неизменяемая форма, значит, нет окончания;

ть ти суффиксы, не входят в основу

чь- часть корня









Делают запись и выполняют разборы


зеленеть

кричать

светить

погрузить

кормить

печь

4. Рефлексивный

Осознание учащимися результатов своей учебной деятельности, способов достижения результатов, оценка результатов с точки зрения достижения цели, осознание необходимости коррекции своей деятельности и перспектив дальнейшего обучения, эмоциональная рефлексия.

Выполнили мы те задачи, которые перед собой поставили?

Вернёмся к проблемным вопросам, которые мы задали в начале урока.

Игра-тест «Продолжи мысль»

1.Глаголы в Н.Ф. отвечают на вопросы2.Неопределенная форма глагола указывает на …?

3.Глаголы в неопределенной форме оканчиваются на…Имеют суффиксы…

Д\з на слайде на выбор

-Дома вы продолжите работать по теме урока. Дом. задание: с. 72,73 выучить правила,


1 вариант: упр. 152.

2. вариант: используя дополнительные источники, узнайте, в каких случаях используют глаголы

кушать-есть

одеть-надеть

Оцените работу ребят, которые работали на уроке, оцените свою работу






1.Глаголы в Н.Ф. отвечают на вопросы…. ( Что делать? Что сделать?)

2.Неопределенная форма глагола указывает на …?

( на время и число.)

3.Глаголы в неопределенной форме оканчиваются на…( -ТЬ, -ТИ,-ЧЬ.)

Имеют суффиксы…

( -ТЬ, -ТИ)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!