Тема: Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных -чик-/-щик-
Цели: 1. Знать способы действия при выборе написания в существительных суффиксов –чик-/-щик-.
2. Уметь применять этот способ действия для правильного написания суффиксов –чик-/-щик-.
Ход урока.
Создание проблемной ситуации.
На доске слова: Подарить, бесследный, примерить (примирить), мячик, приложение, отрастить, слагать, разместить, подарочек, перебежчик.
- Вставьте пропущенные буквы, разделите слова на группы по орфограммам, графически обозначьте условия выбора орфограмм.
- Сколько групп у вас получилось (7).
- Давайте внимательнее приглядимся к слову перебежчик. Разделите его на морфемы.
- Какое значение имеет суффикс ЧИК? (Тот, кто…)
- А какой звук мы произносим на месте сочетания ЖЧ? (Щ)
- Как называют человека, который играет на барабане (барабанщик). Выделите суффикс в этом слове. Соответствует ли в этом слове написание согласной суффикса и произношение?
- Какая орфографическая проблема возникает?
- Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.
- Это новая для нас тема? Какие цели мы сегодня перед собой поставим.
2. Наблюдение.
- Посмотрите внимательно на слова, давайте попробуем найти закономерность.
- Обратите внимание на согласные перед суффиксами.
3. Создание алгоритма правописания. ( в группах)
- Создайте алгоритм « Как нужно действовать, чтобы написать суф ЧИК/ЩИК у сущ.» Предложите графическое обозначение орфограммы.
4. Работа с учебником.
- Откройте учебник, на странице 15 даётся правило, давайте его прочитаем. Какая дополнительная информация содержится в нём? (фраза-подсказка).
- Как эта фраза помогает лучше запомнить правило?
5. Закрепление.
- Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание.
Мойщик, переводчик, ракетчик, притворщик, заказчик, буфетчик, наборщик, газетчик, доносчик, зеленщик, компьютерщик.
-Объясните ЛЗ слова зеленщик.
6. Проблемная ситуация.
- Хорошо. Обратите внимание на следующее слово:
КАРМАНЧИК.
- Выделите суффикс в этом слове. Какую букву вы вставите в это слово. Почему? По нашему правилу надо вставить Щ ? Что это, исключение?
-Почему же противоречит нашему правилу? ( суф с другим значением)
-Какое значение у этого суф. ?Надо ли применять наше правило?
-Как называются такие суф? (омонимичные)
- Что мы должны добавить в наш алгоритм? (Определение значения).
7. Закрепление.
- Разделите слова в 3 столбика:
1- с суф ик/ек
2 – чик/щик
3 – чик – ум.-ласкат.
Дружочек, подарочек, притворщик, сарайчик, лётчик, магазинчик, сменщик, укладчик.
1 – дружочек, подарочек.
2- притворщик, лётчик, сменщик, укладчик.
3- сарайчик, магазинчик.
8. Итог урока.
- Дополните «недостающие» звенья алгоритма применения правила «Ч и Щ в суф. имён сущ. ЧИК/ЩИК».
9. Домашнее задание.