СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка по теме "Употребление суффиксов существительных -ЧИК-, -ЩИК-" (5 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок будет полезен учителям русского языка, работающим по программе М.М. Разумовской. На уроке используются приёмы критического мышления, групповая работа.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Употребление суффиксов существительных -ЧИК-, -ЩИК-" (5 класс)»

Тема: Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных -чик-/-щик-

Цели: 1. Знать способы действия при выборе написания в существительных суффиксов –чик-/-щик-.

2. Уметь применять этот способ действия для правильного написания суффиксов –чик-/-щик-.

Ход урока.

  1. Создание проблемной ситуации.

На доске слова: Подарить, бесследный, примерить (примирить), мячик, приложение, отрастить, слагать, разместить, подарочек, перебежчик.

- Вставьте пропущенные буквы, разделите слова на группы по орфограммам, графически обозначьте условия выбора орфограмм.

- Сколько групп у вас получилось (7).

- Давайте внимательнее приглядимся к слову перебежчик. Разделите его на морфемы.

- Какое значение имеет суффикс ЧИК? (Тот, кто…)

- А какой звук мы произносим на месте сочетания ЖЧ? (Щ)

- Как называют человека, который играет на барабане (барабанщик). Выделите суффикс в этом слове. Соответствует ли в этом слове написание согласной суффикса и произношение?

- Какая орфографическая проблема возникает?

- Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

- Это новая для нас тема? Какие цели мы сегодня перед собой поставим.

2. Наблюдение.

- Посмотрите внимательно на слова, давайте попробуем найти закономерность.

- Обратите внимание на согласные перед суффиксами.

3. Создание алгоритма правописания. ( в группах)

- Создайте алгоритм « Как нужно действовать, чтобы написать суф ЧИК/ЩИК у сущ.» Предложите графическое обозначение орфограммы.

4. Работа с учебником.

- Откройте учебник, на странице 15 даётся правило, давайте его прочитаем. Какая дополнительная информация содержится в нём? (фраза-подсказка).

- Как эта фраза помогает лучше запомнить правило?

5. Закрепление.

- Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание.

Мойщик, переводчик, ракетчик, притворщик, заказчик, буфетчик, наборщик, газетчик, доносчик, зеленщик, компьютерщик.

-Объясните ЛЗ слова зеленщик.

6. Проблемная ситуация.

- Хорошо. Обратите внимание на следующее слово:

КАРМАНЧИК.

- Выделите суффикс в этом слове. Какую букву вы вставите в это слово. Почему? По нашему правилу надо вставить Щ ? Что это, исключение?

-Почему же противоречит нашему правилу? ( суф с другим значением)

-Какое значение у этого суф. ?Надо ли применять наше правило?

-Как называются такие суф? (омонимичные)

- Что мы должны добавить в наш алгоритм? (Определение значения).

7. Закрепление.

- Разделите слова в 3 столбика:

1- с суф ик/ек

2 – чик/щик

3 – чик – ум.-ласкат.

Дружочек, подарочек, притворщик, сарайчик, лётчик, магазинчик, сменщик, укладчик.

1 – дружочек, подарочек.

2- притворщик, лётчик, сменщик, укладчик.

3- сарайчик, магазинчик.

8. Итог урока.

- Дополните «недостающие» звенья алгоритма применения правила «Ч и Щ в суф. имён сущ. ЧИК/ЩИК».

9. Домашнее задание.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!