СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка "Слитное и раздельное написание предлогов"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал данного урока поможет доступно познакомить учащихся с условиями слитного и раздельного написания производных предлогов. Разработаны карточки для индивидуальной работы с учащимися. Также материал урока поможет повторить пройденные темы, различные виды разборов.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Слитное и раздельное написание предлогов"»



План-конспект

урока русского языка

в 7 классе.







Тема:

«Слитное и раздельное написание производных предлогов»











Провела:

Учитель русского языка и литературы

Косумова З.З.


Тема: Слитное и раздельное написание

производных предлогов. (слайд№2)


Цель:

  • познакомить учащихся с условиями слитного и раздельного написания производных предлогов;

  • формировать умение правильно писать производные предлоги;

  • повторить порядок различных видов разборов;

  • определить значение слов добро, добрый, доброта.



Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни.

Л.Н. Толстой. (слайд№3)

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания - опрос учащихся:

- Что называется предлогом?

- Для чего служит предлог?

-Какими бывают предлоги по своему составу?

-Являются ли предлоги членами предложения?

-Индивидуальная работа со слабыми учащимися.


Карточка №1

Что выражает предлог как часть речи:

а) оттенки;

б) зависимость одного слова от другого;

в) чувства;

г) настроение.


Карточка №2

Составьте словосочетания «глагол + существительное» с предлогом в или на.

Работать (фабрика, завод, больница, библиотека, магазин)

Учиться (школа, техникум, курсы, исторический факультет).








- Индивидуальная работа с сильными учащимися.


Карточка №1

Составьте предложения со словами: на встречу и навстречу; в дали и вдали; на конец и наконец.


Карточка №2

Замените производные предлоги непроизводными.

Вследствие положения; в течение дня; спустя несколько лет; сидеть возле костра; ввиду приближения каникул; пробираться сквозь заросли.


III. Синтаксический разбор предложения.


Творящий добро творит жизнь.

(повеств., невоскл., простое, двусост., распростр.).

-Каков смысл этого предложения?

-Как вы понимаете слово творящий?

-От какого слова оно образовано?

-К какой части речи относится?


IѴ. Работа над словом ДОБРО.


-Как вы понимаете слова добро, добрый, доброта?(слайд 4)

(Добро-положительное начало в нравственности.

Добрый - делающий добро другим; готовый помочь, благожелательный, отзывчивый, обладающий мягким характером) (слайд №5)

-К какой части речи относится слово добро?

(Добро-имя существительное.)


У доски работают учащиеся.


1. Морфологический разбор слова ДОБРО.

Добро-имя существ..

2. Морфол. признаки:

1) нач. форма -добро;

2) пост .признаки:

нариц., неодуш., ср. р., 2 скл.;

3) непост. признаки: вин. п., ед.число.

3. Творящий (что?) добро.



2. Фонетический разбор слова ДОБРО.

Добро – 2сл.

Д- [д] – согл., зв., тв.,

о- [а] – гласн., безуд.,

б- [б] – согл., зв., тв.,

р- [р] – согл., зв., тв.,

о- [о] – гласн., уд..

5 букв, 5 звуков.


3. Просклонять слово ДОБРО.

И.п. добро

Р.п. добра

Д.п. добру

В.п. добро

Т.п. добром

П.п. о добре


4. Сделать морфемный разбор слова ДОБРО.



5. Подобрать синонимы к слову ДОБРО (благо, благотворительность, услуга, пожертвования). (слайд №6)

Подобрать антоним к слову добро (зло).

Составить предложения со словами добро и зло.

- Добро побеждает зло.

- Без добра нет жизни.


Ѵ. Работа над новой темой.


  1. Сообщение темы урока.

Слитно:

Мы двигались впереди колонны. (сравнить: Отец шел впереди.)

Вследствие, наподобие, вроде, насчет, ввиду, вместо, несмотря.(слайд №7)

Раздельно:

В течение, в продолжение, по причине, в целях, со стороны…

В течение урока мы говорили о добре. .(слайд №8)

  1. Чтение § 53.

  2. Выполнение упражнений: № 308, № 309.

308- Выписать словосочетания с производными предлогами.

Двигаться впереди колонны, находиться внутри троллейбуса…

309 – Списать, обозначить изучаемые орфограммы.

Ждать в течение суток, ремонтировать в продолжение месяца…


  1. Закрепление.

- Какие производные предлоги пишутся слитно? раздельно?



ѴI. Итог урока

(выставление оценок уч-ся)


Чтение отрывка из стихотворения.


Будь благодарен дереву за тень.

Реке – что воду пил ты в жаркий день.

Был добр к тебе какой-то человек –

Его добра не забывай вовек.

Сам сделай доброе кому - нибудь –

Не поминай ему и сам забудь! (слайд №9)


ѴII . Домашнее задание.


§53, упр. 310

Перепишите. Производные предлоги заключите в прямоугольники.

Вследствие какой-то задержки в пути лошади отстали, а мы ушли вперед…(слайд №10)

























Карточка №1

Что выражает предлог как часть речи:

а) оттенки;

б) зависимость одного слова от другого;

в) чувства;

г) настроение.






Карточка №2

Составьте словосочетания «глагол + существительное» с предлогом в или на.

Работать (фабрика, завод, больница, библиотека, магазин)

Учиться (школа, техникум, курсы, исторический факультет).








Карточка №1

Составьте предложения со словами: на встречу и навстречу; в дали и вдали; на конец и наконец.








Карточка №2

Замените производные предлоги непроизводными.

Вследствие положения; в течение дня; спустя несколько лет; сидеть возле костра; ввиду приближения каникул; пробираться сквозь заросли.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!