СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка."Употребление деепричастий в речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий открытого урока русского языка в 7 классе   Тема урока:"Употребление деепричастий в речи". Цель урока: способствовать языковому развитию учащихся. Использованные образовательные технологии: РКМЧП, информационно-коммуникационные, игровые, здоровьесберегающие.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка."Употребление деепричастий в речи"»

Тема урока: «Употребление деепричастий в речи»


Цель урока: обеспечить языковое развитие учащихся.

Задачи урока:

  • образовательные: систематизировать знания учащихся о деепричастии; отработать умения применять на практике орфографические и пунктуационные правила; употреблять деепричастия в речи;

  • развивающие: развивать логическое мышление, письменную и устную речь учащихся, обогащать их словарный запас, совершенствовать навыки выразительного чтения; формировать интерес к русскому языку как к учебному предмету; расширять кругозор учащихся.

  • воспитательные: воспитывать любовь и уважение к родному языку и родной литературе, доброжелательное отношение учащихся друг к дру­гу.

Планируемые результаты:

  • учащиеся знают о роли деепричастий в художественном тексте;

  • употребляют деепричастия в речи;

  • выбирают наиболее эффективные способы решения проблемы, поставленной на уроке;

  • осуществляют коммуникативные действия – участвуют в коллективном обсуждении проблемы, излагают свое мнение, аргументируют свою точку зрения;

  • используют приобретенные знания в творческой работе;

  • совместно с учителем проводят исследовательскую работу;



  • проводят личностную рефлексию.

Использованные образовательные технологии: РКМЧП, информационно-коммуникационные, игровые, здоровьесберегающие.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: медиа - класс: проектор, интерактивная доска, листы с текстом, перфокарты.


Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя. Создание эмоционального настроя.

Учитель: «Сегодня мы отправляемся в путешествие. Но, прежде чем отправиться, вы должны сдать экзамен для поступления в команду. Для этого необходимо ответить на вопросы»

«Мозговой штурм» Работа по кластеру. Фронтальный опрос.(Слайд № 4)


  1. Назвать особую форму глагола.

  2. Назвать часть речи, признаки которой имеет деепричастие.

  3. Назвать особенности этой части речи.

  4. Какие признаки глагола имеет деепричастие?

5. Какой морфемы не имеет деепричастие?

6. При помощи чего образуется деепричастие?

7. Какова синтаксическая роль деепричастия в предложении?

Учитель:

  • Ответив на вопросы, что мы повторили? (Морфологические признаки деепричастия)

  • А теперь, когда сдали экзамен, мы можем отправиться в путешествие вместе с деепричастием в страну «Русская речь». (Слайд №5) (Учитель называет и показывает по карте - путеводителю пункты назначения: «Поляна «Эврика», «Аллея Мыслителей», «Бухта Изменений», «Проблемная гора», «Пик Знаний»).

Первая наша остановка на «Поляне «Эврика».

  • Объясните термин «Деепричастие». Как образовался этот термин и что означает? (Причастное к действию и обозначает добавочное действие к основному)

  • Скажите, «вид» деепричастия - это термин?

Назовите виды деепричастия, на какие вопросы они отвечают? (Совершенный вид, несовершенный вид; что сделав? что делая?)

2. Подтвердите свои знания, работая по перфокартам. (Слайд №6)



Задание.

Определите крестиком только

деепричастия несовершенного вида.


1. рисуя, клевеща

Х Х

Х

Х Х

Х

Х Х

2. играя, отправившись

3. строя, выплывая

4. употребив, решая

5. отправляя, делая


-Достаньте листочки и поставьте себе отметки. (На листочках должна быть цифра«5»). (Оценки выставить в журнал только тем ученикам, у которых цифра «5»)

3. Физкульминутка. Зарядка для глаз. (Слайды №7- 10)

4. Работа с текстом.

- Справившись с заданием на «Поляне «Эврика», отправляемся на «Аллею Мыслителей» (учащиеся знакомятся с текстом) (Слайд №11)

(1) Мишка за ужином кое-как наспех поглотал хлёбова и опрометью побежал в горницу. (2) Раздевшись (1) с разбегу (2) нырнув в постель (3) он притаился (4)ожидая (5) прихода батяньки.

В это время дед стоял на коленях перед образами нашептывая молитвы отстукивая поклоны. (Не) нарушая тишины Мишка приподнял голову и увидел, как дед трудно сгибая спину упирается лбом в пол - стук! А Мишка нарочно локтем в стену - бух!

1) 1,2,3 2)1,3,4 3) 1,3,5 4)2,3,5

Беседа по тексту, анализ.

  • Это можно назвать текстом? Почему?

  • Определите тип и стиль речи этого текста? Докажите.

  • Назовите автора и название произведения. (М.Шолохов « Нахаленок ») (Слайд 12)


  • Лексическая работа. (Знакомство с диалектным словом)

  • - Какие слова вам незнакомы? (хлёбово)

  • Это слово из лексики донских казаков, означает - жидкая пища. (Слайд 13)

5. Фронтальный опрос.

- Какова роль деепричастий в данном тексте?

- Что такое деепричастный оборот?

  • Рассказать о знаках препинания при нем?

6. Работа у доски: (одновременно 2 учащихся)

а) Задание. Раскрыть скобки, расставить знаки препинания во втором абзаце (устно). Объяснить постановку знаков препинания.

б) Работа по модели слова (весь класс одновременно).

- Найти во II абзаце текста слово по модели, рассказать о способе его образования  (модель написана на доске)

7. Проблемная ситуация, переходим на «Проблемную гору».


Задание. Списать второе предложение. (Слайд 14)

-Чем интересно оно? Какую может представить проблему? (Много запятых).

-Расставить запятые. Выбрать правильный ответ.(Элемент задания А ЕГЭ) (2).

-Прокомментировать и объяснить роль деепричастий в предложении.


8. Работа по учебнику. Отправимся в «Бухту Изменений».

а) Исследование синтаксиса предложений. Редактирование предложений.
Игра «Улыбнемся ошибкам».

Какую роль выполняют деепричастия? Упражнение 408 ( предложения 2,5)

Задание: Отредактировать предложения, сохранив деепричастные обороты.

б) Самостоятельная работа. Упражнение 406 (выписать фразеологизмы, составить одно предложение с фразеологизмом; рассказать о знаках препинания).

- Какую роль выполняют фразеологизмы с деепричастиями в речи?


III. Рефлексия. Поднимемся на «Пик Знаний». (Слайд 15)

-Для чего необходимо употребление деепричастий в речи?

(Рефлексивный прием по принципу незаконченного предложения)

- «На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался….»

- «На уроке мне особенно понравилось…»

- «Сегодня нам удалось…»


IV. Выставление оценок.


V. Домашнее задание. (Слайд 16) 1) Составить связный письменный рассказ по плану:

  1. Что такое деепричастие?

  2. Признаки каких частей речи оно имеет?

  3. Какова синтаксическая роль деепричастий

в предложении?


VI. Спасибо всем за урок! (Слайд 17)


Результат применения данных технологий.

1.Данные технологии органично сочетаются в рамках урока и способствуют достижению поставленных целей.

2.Время активной работы учащихся на уроке увеличилось до 80%.

3.Позитивное изменение взаимодействия педагога и учащегося.

4.Повышение учебно-познавательной мотивации.



























Приложение 1

(1) Мишка за ужином кое-как наспех поглотал хлёбова и опрометью побежал в горницу. (2) Раздевшись (1) с разбегу (2) нырнув в постель (3) он притаился (4)ожидая (5) прихода батяньки.

В это время дед стоял на коленях перед образами нашептывая молитвы отстукивая поклоны. (Не) нарушая тишины Мишка приподнял голову и увидел, как дед трудно сгибая спину упирается лбом в пол - стук! А Мишка нарочно локтем в стену - бух!

1) 1,2,3 2)1,3,4 3) 1,3,5 4)2,3,5






































Приложение 2 Перфокарта




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!