Урок русского языка в 1б классе 18.04.2016 г. УМК « Планета Знаний»
Тема: « Большая буква в названиях стран, городов, деревень, рек»
Ход урока:
I. Организационный момент.
Встаньте ровно и красиво,
Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы – ученики.
II. Минутка чистописания.
- Откройте тетради на стр. 20.
- Запишите число, классная работа.
- Рассмотрите сочетания букв Уг, Эм, Па, Гв.
- Назовите общий элемент этих заглавных букв.
- Запишите эти буквосочетания в тетрадь каллиграфически правильно.
III. Актуализация знаний. Сообщение темы урока. Постановка цели.
- Прочитайте слова, записанные на доске.
На экране слова: ру…кий, б…рёза, Р…ссия, Отеч..ство, р…ссияне. (слайд 1)
- Какие это слова? ( словарные слова).
-Что объединяет все эти слова? ( Все они связаны с нашей родиной – Россией).
-Перед вами лежат карточки. Вставьте пропущенные буквы в словарные слова.
-Проверьте свою работу и оцените себя. Если нет ошибок, нарисуйте зелёный кружок, если есть ошибки –красный. (Слайд 2 )
-Сегодня мы познакомимся с ещё одним словарным словом.
-А с каким словом мы познакомимся, вы узнаете, разгадав шараду. ( слайд 3)
-Правильно, это город Москва.
- Сколько слогов в слове Москва?
- Какой слог ударный? (слайд 4 )
- Назовите орфограммы в слове.
- Подберите к слову Москва однокоренные слова.
- Посмотрите на стр. 63 в рамке слова. Объясните их значение.
москвичи-
Подмосковье-
- Запишите их в тетрадь. Поставьте ударение. Подчеркните орфограммы.
Самоопределение к деятельности
Вернёмся к нашей словарной работе.
– Почему слово Россия, Москва, Отечество, Подмосковье написали с большой буквы? (Название страны, название города) ( слайд 5)
– Где мы можем увидеть эти названия? (На географических картах)
– Название стран, городов, деревень, рек – это географические названия.
-Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.
-Правильно, тема нашего урока «Большая буква в названиях стран, городов, деревень, рек».
- Какова цель урока?
IV. Закрепление знаний учащихся.
1.Формирование умения писать названия географических объектов с заглавной буквы.
- Сейчас вы услышите рассказ о сказочном городе. ( стр. 62 упр.1)
- В какой сказке существует такой город?
- Как он называется?
- Найдите в тексте слова, которые записаны с заглавной буквы. Прочитайте их.
- Почему они написаны с заглавной буквы?
- А в каком городе мы живём?
- Запишем в тетрадь: город Липецк.
- В каком году был основан и кем?
- На какой улице находится наша школа?
- Запишем в тетрадь: улица Московская.
- Какая река разделяет наш город на левую и правую части?
- Запишем в тетрадь: река Воронеж.
- Подчеркните заглавную букву в именах собственных.
- Выполните проверку ( на слайде).
- Какой можно сделать вывод?
- Прочитайте правило, подтверждающее ваши высказывания на стр.62.
V. Физкультминутка. «Бабочка»
2.Выборочный диктант.
- Прочитайте текст упр. 2 на стр.62.
- О ком говорится в тексте?
- В каком городе живёт семья?
- Как называется деревня, где гостят они летом?
- На берегу какой реки расположена деревня?
- Прочитайте слова, которые в тексте написаны с заглавной буквы. Что они обозначают?
- Почему они написаны с заглавной буквы?
- Выпишите из текста названия города, деревни и реки, проговаривая каждое слово по слогам. Подчеркните орфограммы в словах. (Слайд)
-Какие орфограммы вы подчеркнули? ( повторяем все изученные правила)
3. Работа в парах ( тетрадь № 2 стр.20 № 1)
- Прочитайте слова в правом и левом столбиках.
-Посмотрите на слова первого столбика. Назовите слова, в которых два слога. Какое мы знаем правило.
-Из этих трёх слов назовите слово, в котором все согласные звуки твёрдые.
- Соедините их по образцу.
- Выполним проверку ( на слайде).
- Почему слова 2 столбика написаны с заглавной буквы?
4. Самостоятельная работа ( стр.63 упр.4 )
- Закончите предложение, запишите в тетрадь.
- Какие слова написали с заглавной буквы?
- Что обозначают они?
VIII. Подведение итогов.
« К концу подходит наш урок.
Давайте подведем итог!» (слайд таблица)
Чему учились?
Рефлексия. (слайд)
- Закончите предложения:
Я знаю …
Я могу …
Я умею …
Я запомнил (а) …
Оцените свою работу на уроке с помощью «светофора». (слайд)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/04/18/s_58f5cbd82913e/613551_1.png)