СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 11 классе. «Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                Конспект урока русского языка в 11 классе.

                                «Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными». 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 11 классе. «Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными».»

Конспект урока русского языка в 11 классе.

«Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными».

Данный урок является заключительным по теме «Сложные предложения с разными видами сочинительной и подчинительной связи». Учащиеся закрепят свои знания о знаках препинания в сложном предложении с разными видами связи, необходимые для выполнения задания 19 в тестах ЕГЭ.

Цели: Обучающие: углубить знания о сложноподчиненном предложении - конструкции с несколькими видами придаточных; усвоить понятие неоднородное, последовательное, однородное подчинения, комбинированное подчинение; учить видеть структуру и воспроизводить схемы предложений;

Развивающие: совершенствование пунктуационных навыков, практических навыков анализа сложного предложения, развития навыков использования сложноподчиненного предложения в речи, умения конструировать сложноподчиненное предложение;

Воспитывающие: продолжить формирования привычки к труду, самостоятельному усвоению материала; умению работать в паре, оценивать работу одноклассника; обогащать словарь учащихся лексикой нравственной тематики; вызвать учащихся на размышления о направленности личности.

Ход урока

  1. Организация учащихся на урок.

  2. Цели и задачи урока; оформление записей в рабочей тетради. Слово учителя: Я предлагаю вам посмотреть на экран, прочитать предложения, проанализировать их строение, сформулировать самостоятельно тему и цели урока.

1. Счастье так мало зависит от материальных благ и вещей что тот для кого эти вещи сделались безразличны пожалуй ближе всего к тайне счастья. (Хамерлинг)

2. Доброта — это язык на котором немые могут говорить и который глухие могут слушать. (Бови)

3. Что бы ни делал человек его дела, даже самые выдающиеся ничего не стоят если он не выполнил своего долга перед родителями.(Б.Ауэрбах)

Учащиеся: Здесь записаны СПП с несколькими придаточными.



Часть 3. Грамматические ошибки.

Морфологических форм у русских изменяемых слов много. К счастью, большинство из них усваивается ребятами в раннем детстве и проблем при подготовке к ЕГЭ не вызывает. Но есть формы, в образовании и употреблении которых и ребята, и взрослые допускают ошибки.

Ошибкоопасные формы. Запомни примеры списками.

 

Имя существительное

Образование множественного числа

Слова на Ы - И:

инженеры, конструкторы, офицеры, лекторы, тренеры, бухгалтеры, инструкторы, редакторы, слесари, шофёры; 
векторы, ветры, выговоры, джемперы, свитеры, договоры, контейнеры, плееры, полисы, прожекторы, склады; 
возрасты, выборы, порты, почерки, кремы, торты

 

Слова на А - Я:

директора, доктора, инспектора, профессора, повара, сторожа, фельдшера, тенора, кучера; 
округа, ордера, векселя, катера, отпуска, вороха, колокола, кузова, купола, округа, паспорта, погреба, сорта, хутора, тополя, штабеля, штемпеля, якоря
 

Образование форм родительного падежа множественного числа:

Форма на ОВ - ЕВ:

несколько килограммов (килограмм), граммов (грамм), гектаров, каратов, помидоров, томатов, апельсинов, абрикосов, ананасов, бананов, гранатов, лимонов, мандаринов, баклажанов, гольфов, носков, погон, кедов (кед), рельсов, нервов;

много платьев, верховьев, кореньев, лохмотьев, низовьев, подмастерьев, хлопьев, устьев


Форма с нулевым окончанием:

пара полотенец,  чулок, шаровар, шорт, сапог, туфель, ботинок, тапок, тапочек, галош, бахил, бутс, валенок, яблок, дынь, слив;
отряд солдат, гусар, драгун, гренадёр (гренадер), кадет, улан, партизан;
сто ампер, ватт, вольт;
много башен, басен, блюдец, брызг, дел, макарон, петель, нянь, манжет, полотенец, серёг, сплетен, яблонь;
много раздумий, оладий, сидений, солений, ущелий, печений, кушаний, побережий, ожерелий, подземелий

Часть 4.

ОТСУТСТВИЕ запятой в СПП с разными видами связи.

Запятая ставится между предложениями, входящими в состав СПП, если при последовательном подчинении придаточных предложений рядом окажутся союзы

ЧТО ЕСЛИ, ЧТО КОГДА, ТАК ЧТО ХОТЯ и др.



Дети меняются тетрадями, проверяя друг у друга схемы предложений, сверяя их со схемами, написанными на доске,выставляют друг другу отметки за графический диктант. Затем учитель просит прокомментировать составленные схемы, обращая внимание на вторую схему с отсутствием запятой перед союзом И при однородном подчинении.

  1. [Счастье так мало зависит от материальных благ и вещей], (что тот, (для кого эти вещи сделались безразличны), пожалуй, ближе всего к тайне счастья). [ так + глаг.], (союз что + мест., (с.сл.для кого), ...). Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с двумя придаточными, с последовательным подчинением: 1-е придаточное - придаточное степени (зависит от глагола зависит, отвечает на вопрос в какой степени?, присоединяется союзом что), 2-е придаточное - придаточное местоименно-определительное ( зависит от местоимения тот, отвечает на вопрос кто?, присоединяется союзным словом для кого). 2. [Доброта — это язык], (на котором немые могут говорить) и (который глухие могут слушать.) [ ], (на котором ... ) и (который …) Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с двумя придаточными, с однородным подчинением: оба придаточные -определительные они присоединяются союзным словом который. Если однородные придаточные соединены неповторяющимися союзами и, или, запятая перед ними не ставится, как при однородных членах предложения. 3. (Что бы ни делал человек), [его дела, даже самые выдающиеся, ничего не стоят], (если он не выполнил своего долга перед родителями). Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с двумя придаточными, с параллельным подчинением: 1-е придаточное - придаточное уступительное (придаточное зависит от всего главного предложения , отвечает на вопрос несмотря на что?, вопреки чему? присоединяется союзным словом что); 2-е придаточное условия (зависит от главного и отвечает на вопрос при каком условии?, присоединяется союзом если).

Сравните пунктуацию в этих предложениях на стыке союзов.( В 1-ом есть запятая, а во 2-ом—нет) --Структурно предложения отличаются? ( во 2-ом есть ТО) --Давайте попробуем убрать придаточное предложение. ( В 1-ом изымается, а во 2-ом –нет) --Какой вывод мы сделаем? ( Если поле придаточного предложения есть слово То, то запятая на стыке союзов не ставится, а ------------------------------------------------------------------------------------------------- Задание 2. ( в тетради ) Определи, в каком предложении допущена ошибка. А) И в новое царствование он также продолжал безвыездно жить в деревне, говоря, что , ежели кому его нужно, то тот и от Москвы доедет до Лысых Гор. Б) Алексей знал, что если отец заберёт что себе в голову, то уж того у него и гвоздём не вышибешь. В) Егорушка вспомнил, что, когда цветёт вишня, эти белые пятна мешаются с вишнёвыми цветами в белом море. Обратите внимание! При последовательном подчинении одно придаточное предложение может оказаться внутри другого придаточного предложения. При этом на стыке этих придаточных могут оказаться рядом два подчинительных союза или подчинительный союз и союзное слово. Горничная была сирота, которая, чтобы кормиться, должна была поступить в услужение. (Л. Толстой). [ сущ. ], (которая – союз. сл., (чтобы – союз ...), ...). Рядом стоят союзное слово которая и союз чтобы. Относятся они к разным придаточным предложениям: придаточное I степени – которая должна былапоступить в услужение; придаточное II степени – чтобы кормиться. Задание 3.( на листочке ) Текст.Сейчас миллионы людей слушают радио, включают телевизоры, берут в руки газеты, чтобы узнать всё, чем живёт наша страна, наша планета. Для того чтобы понимать всё, что происходит в окружающем мире, для того чтобы и нас понимали те, с кем мы общаемся, мы должны хорошо владеть современным русским языком. Однако нечего закрывать глаза на то, что очень часто мы говорим небрежно и пишем кое-как. Если наша речь непонятна собеседнику, как легко наши слова могут быть перетолкованы на другой лад! От того как мы выражаем свою мысль свободно ли владеем речью зависит насколько будем мы правильно поняты. --Прочитайте текст --Определите тип текста. . ( Рассуждение ) --Определите стиль речи. ( Публицистический ) --Определите основную мысль. --В каком предложении автор аргументирует основную мысль? --Давайте запишем его, расставив знаки препинания. --Сделайте схему предложения, указав вид подчинения и тип придаточного предложения. (Схему проверить у доски) 6. Заключение. Итак, мы проследили связь между грамматическим строем предложения и его пунктуационным оформлением. Мы знаем, что особого внимания требуют предложения… (…где рядом оказываются 2 подчинительных союза или союзных слова и предложения с однородным подчинением) Давайте попробуем составить синквейн на тему «Сложноподчинённые предложения» (см. слайды 17-20)Предложение. Сложное, трудное, длинное. Рассказывает, описывает, доказывает. Служит для выражения сложных мыслей. Речь. ––

На следующем уроке у нас будет тестовая практическая работа на данное правило.



ДОМА ( Д/З). 1. Урок 39. стр.161.

2. Работа с текстом.. Урок 40, стр. 162




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!