СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 7 классе. «Деепричастия совершенного и несовершенного вида»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Цель урока:

образовательная:  познакомить обучающихся с деепричастиями совершенного и несовершенного вида, со способами их образования.

 

развивающая: продолжить работу по совершенствованию орфографических и пунктуационных умений и навыков;  совершенствование монологической речи учащихся, развивать  коммуникативные навыки.

 

воспитательная: продолжать формирование высоких нравственных качеств, в т.ч. совокупность норм поведения в общественных местах;

 уметь употреблять этикетные формулы в ситуациях обра­щения к собеседнику, приветствия, прощания, выражения просьбы;

 использовать различные языковые средства, с помощью которых   можно  установить   и  поддержать  доброжелательный контакт с собеседником в разных условиях общения.

форма работы: работа в группах, индивидуальная работа.

методы работы: иллюстративный, проблемно - поисковый

материально-техническое обеспечение: компьютерная презентация, демонстрационный и раздаточный материал.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 7 классе. «Деепричастия совершенного и несовершенного вида»»

Конспект урока русского языка в 7 классе.

тема урока: Деепричастия совершенного и несовершенного вида.

тип урока: объяснение нового материала.

  • Цель урока:

образовательная: познакомить обучающихся с деепричастиями совершенного и несовершенного вида, со способами их образования.


развивающая: продолжить работу по совершенствованию орфографических и пунктуационных умений и навыков; совершенствование монологической речи учащихся, развивать коммуникативные навыки.


воспитательная: продолжать формирование высоких нравственных качеств, в т.ч. совокупность норм поведения в общественных местах;

уметь употреблять этикетные формулы в ситуациях обра­щения к собеседнику, приветствия, прощания, выражения просьбы;

использовать различные языковые средства, с помощью которых можно установить и поддержать доброжелательный контакт с собеседником в разных условиях общения.

форма работы: работа в группах, индивидуальная работа.

методы работы: иллюстративный, проблемно - поисковый

материально-техническое обеспечение: компьютерная презентация, демонстрационный и раздаточный материал.

Ход урок.

I. Организационный момент.

Учитель: Мы живём в человеческом обществе. Каждый день мы общаемся друг с другом. Это происходит везде: в школе, дома, на улице, в общественных местах. Порою говорим с людьми незнакомыми. В какой бы ситуации мы ни оказались, каждому из нас необходимо помнить о правилах речевого этикета.

- Что такое этикет?

Слово «этикет»(франц. etiquette) -установленный порядок поведения где – либо, в наше время обрело новый смысл - правила хоро­шего тона, нормы порядочности, правила приличия. Запись в тетрадь значения слова.

Известный философ В. Соловьёв говорил: «Нельзя ни от кого требовать ни высшей добродетели, ни высшего ума, но можно и нужно требовать от всех соблюдения правил вежливости».



- Работа с текстом «Осторожно: слово!» Прочитайте текст.

Осторожно: слово!

Люди почему-то не любят, когда им ни за что ни про что делают выговоры. Или учат жить.

«Не видишь что ли!», «Сколько раз повторять!», «Русского языка не понимаешь!», «Чего стали?» или «Чего сели?», «А тебе чего надо?» и т.д.

А ведь можно сказать: «Доброе утро», «Пожалуйста, входите», «Пожалуйста, садитесь», «Будьте любезны, передайте, пожалуйста», «Спасибо большое», «Благодарю вас»…

Я шёл и думал, какие приятные слова ещё можно придумать, обращаясь к постороннему человеку. Вдруг возле меня остановилась машина. Хозяин, не здороваясь, небрежно поманил меня пальцем и крикнул: «Эй! Как на площадь? Оглох? – осведомился он. - Ну и народ! Язык у тебя отсохнет, что ли ответить?!»

Я бы ответил, но от неожиданного окрика не смог сразу сообразить, как туда ехать. Впрочем, отвечать расхотелось. Я не умею разговаривать на таком языке и не хочу учиться.

( С. Львов)

- Как, по-вашему, правильно ли сделал герой рассказа, не ответив на обращение к нему? Как бы вы поступили в такой ситуации на месте героя? О каких правилах этикета забыл водитель?

- Какой смысл автор вкладывает в название рассказа? (Ученики отвечают на все вопросы, поставленные к тексту.)


II. Актуализация прежних знаний.

Работа в группах.

1группа: составьте портрет деепричастия (укажите признаки деепричастия как части речи):

-грамматические признаки;

-морфологические признаки;

-синтаксические признаки.

Учащимся предлагаются 3 конверта «Грамматические признаки», «Начальная форма», «Морфологические признаки», «Синтаксические признаки», в каждом из которых 4 варианта ответа. Ребята должны выбрать правильный ответ.

1конверт.

Грамматические признаки. Из каждого варианта выберите правильный ответ и запишите.

Деепричастие - …………………….часть речи , обозначающая

………………………, и отвечающая на вопросы………………………………………….

А)самостоятельная, служебная;

Б)признак признака; предмет; действие; действие при основном действии, выражаемом глаголом.

В)кто? что?, что делать? что сделать?, что делая? что сделав?



2конверт.

Морфологические признаки.

А)время;

Б)число, падеж, склоняемость;

В)вид: совершенный и несовершенный, неизменяемость;

Г)изменение по падежам.


3конверт.

Синтаксические признаки.

В предложении является ………………………………….. вместе с зависимым словом.

А)сказуемым;

Б)определением;

В)обстоятельством;

Г)дополнением.


2группа: найдите в тексте предложения с деепричастными оборотами, выделите их графически. Что такое деепричастный оборот? Расскажите об обособлении деепричастий и деепричастных оборотов.


3группа: выпишите из текста деепричастия, определите их вид; выделите суффиксы; от каких глаголов образованы деепричастия, выделите основу глагола.

Обращаясь – обращаться (что делать?-несов.в.)

Здороваясь – здороваться (что делать?-несов.в.)


- Проверка работы групп. Ответ 3 группы: деепричастие «обращаясь» образовано от глагола несовершенного вида «обращаться» при помощи суффикса –я; деепричастие «здороваясь» - от глагола несовершенного вида

«здороваться» при помощи суффикса –я.

- Выпишите из первых двух предложений глаголы совершенного вида, образуйте от них деепричастия(придумать – придумав, остановилась – остановившись).

-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

- Какова цель урока?

Запись темы урока «Деепричастия совершенного и несовершенного вида».


III. Объяснение нового материала. Составление таблицы «Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида».

- Назовите признаки глагола у деепричастия.

- На какие вопросы отвечают деепричастия несовершенного и совершенного вида? (В рабочих листах ребята заполняют таблицу)

-Рассмотрите глаголы, записанные в таблице. В каком времени употреблены глаголы первой колонки, выделите окончания и основу. У глаголов второй колонки выделите основу.

- Образуйте от данных глаголов деепричастия. Сделайте вывод о способе образования деепричастий совершенного и несовершенного вида.(Деепричастия несовер.вида образуются от основы глагола настоящего времени несовер.вида при помощи суффиксов –а, -я, -учи, -ючи. Деепричастия совер.вида образуются от основы глаголов неопределенной формы совер.вида при помощи суффиксов –а, -я, -в, -ши, -вши)

Деепричастие

Несовершенный вид

Совершенный вид

Что делая?

Что сделав?

-а (я), -учи, -ючи

-в, –вши, -ши, -а (я)

глядят - глядя

выскочить - выскочив

кричат - крича

услышать – услышав

глядят - глядючи

принести – принесши

быть – будут - будучи

прочитать - прочтя


IV. Работа с сигнальными карточками. Определите вид деепричастия.

Находясь, здороваясь, сидя, разговаривая, посетив, соблюдая, будучи, услышав.

Оценивается работа команды.

«5» - если все ответы были правильными.

«4» - команда допустила 1-2 ошибки.

«3» - допущенных ошибок 3 и более.


Физкультминутка.

Ребята, вы работаете очень хорошо. Молодцы! Сейчас немного отдохнём.


V. Закрепление.

Учитель: В разных жизненных ситуациях мы говорим по-разному. Поэтому слова, которые мы произносим в ситуациях рече­вого общения, отличаются друг от друга.

Слова здравствуйте, пожалуйста, до свидания, всего доброго, очень приятно, спокойной ночи и другие мы говорим каждый день в разных жизненных ситуациях. Это вежливые слова, потому что произносит их тот, кто приветлив, воспитан и внимателен к людям.


1. Самостоятельная работа по карточкам.

1-я группа выполняет задание по 1-ой карточке, 2-я – по 2-ой карточке.

Карточки на руках у каждого группы. По окончании работы проводится самопроверка.

«5» - ни одной,

«4» - 1 ошибка в образовании деепричастия и 1ошибка в правописании орфограмм,

«3» - 2 ошибки в деепричастии и 2 орфографических ошибки,

«2» - более ошибок.


1-я карточка.

Спишите, заменяя глаголы в скобках деепричастиями. Вставьте пропущенные буквы. (На каждого по одной карточке.)


1-я группа. (Встречаться)……………… со взрослыми или (входить)……………… в помещение, здоровайся первым. (Здороваться)……………………. со старшими, руки не протягивай, подожди, пока они сами этого не сдела…т. (Снять)…………………. при этом фура…ку или ша…ку, не надевай, пока не пожмёш… руку.



2-я карточка.

Спишите, заменяя глаголы в скобках деепричастиями. Вставьте пропущенные буквы. (На каждого по одной карточке.)


2-я группа. (Подавать)………………….. руку, сними с неё перчатку, немного накл…нись вперё… . (Кланяться)………………….., нагни только голову, а не сг…байся пополам и не размахивай рукам… . (Садиться)…………… в трамвай или автобус, пр…пусти первой в двери свою спутницу.


3-я группа. Распределите деепричастия по столбикам: встречаясь, подавая, входя, кланяясь, наклонившись, здороваясь, подав, садясь, сняв, преодолев, увидев, съежившись.

Критерии оценивания:

«5» - ни одной ошибки,

«4» - 1-3 ошибки,

«3» - более трех ошибок.


Несовершенный вид

Совершенный вид










(Проверяется выполненное упражнение сначала первой, потом – второй, а затем - и третьей группы. Подводятся итоги.)





2. Выполнение упражнения.

Образуйте от глаголов деепричастия совершенного и несовершенного вида. Образец: (что делать?) замирать– (что делает?) замирает–(что делая?) замирая (несов.вид)

Образец: (что сделать?) построить– (что сделав?)построив – (что сделавши?) построивши (сов.вид)

1группа: находиться –

здороваться-


2группа:

Сидеть___________________________________________________________разговаривать_____________________________________________________


3группа

Посетить – __________________________________________________

Соблюдать-


3. Создание проекта по правилам поведения в общественных местах.

Предлагаю вам проанализировать следующие си­туации и оценить действия их участников.

Используя деепричастия «находясь», «сидя», «посетив», запишите предложения, в которых бы отражались правила поведения в общественных местах.

Примеры

1группа. Находясь в общественном месте,

-не привлекай излишнего внимания,

- не порти и не пачкай имущество.


2группа. Сидя в зрительном зале,

-не разговаривай с соседом во время спектакля,

-не ешь, не шурши бумажками от конфет в зале.


3группа. Посетив музей,

-веди себя сдержанно,

-разговаривай негромко,

-соблюдай чистоту и порядок.




VII. Итог урока. Рефлексия.

-С чем вы сегодня познакомились на уроке?

- Как образуются деепричастия несовершенного вида?

- Как образуются деепричастия совершенного вида?

-Понравился ли вам урок?

-Как бы вы оценили свою работу?

( Учитель подводит итоги урока)


VIII. Домашнее задание.

  1. Письменно прокомментируйте речевые ситуации, используя в предложениях деепричастия совершенного и несовершенного вида.


Анализ речевых ситуаций.

Группа 1.

Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать?

Группа 2.

С вами, наверно, такое бывало: встречаете вы человека часто, например, в скверике, через который ходите в школу. Но не­знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться?

Группа 3.

В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, веж­ливо сказал: «Здравствуйте, Игорь Семенович». Не скажете ли вы, какая допущена ошибка? А может быть, все в порядке!


  1. Напишите сочинение на тему «Я вежливый человек», используя деепричастия.

  2. Распределите деепричастия совершенного и несовершенного вида по столбикам(слова записаны на индивидуальных карточках).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!