Уроки 65—66. Пейзаж на картине И. Попова «Первый снег» (дневниковая запись)
Цели: учить создавать рассказ от первого лица на основе увиденного пейзажа; познакомить учащихся с жанровой формой дневниковой записи; совершенствовать умение воспринимать образ в живописи; учить включать в основной текст сочинения свои фоновые знания (в данном случае — пословицу, поговорку).
Личностные УУД. Развитие нравственных и эстетических основ личности.
Познавательные УУД. Извлечение информации. Умение создавать высказывание в
устной и письменной форме.
Коммуникативные УУД. Владение монологической речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.
Ход уроков
I. Мотивационное начало урока. Слово учителя.
Дневники, как и письма, помогают человеку раскрыть себя. Дневники и переписка писателей, художников, учёных интересны широкому кругу читателей. Чем богаче внутренний мир автора, тем интереснее знакомиться с его эпистолярным творчеством. В дневнике, как и в письме, можно рассказать о встречах и происшествиях в течение дня, можно делать замечания, записывать любопытные факты.
Например, русский писатель Михаил Михайлович Пришвин 15 апреля 1914 года сделал такую запись: «На солнечных местах в бору вырастает звонкая сосна, и если из такой сосны построить дом и не заклеить его изнутри обоями, то звонкий лес будет всё передавать на улицу, что будет сказано в доме. Я поселился в таком деревянном доме и вовсе не знал, что он из звонкого леса».
Или запись от 2 июня 1914 года: «Домик Софьи Владимировны стоит на красивом местечке, на закате бывает очень там хорошо. Раз сюда заехал один француз, пошли гулять на закате и смотрят: он кому-то внизу аплодирует, пошли к нему и узнали, что французу солнце понравилось, солнцу аплодировал».
Если подробно записывать свои мысли и переживания, то тогда дневник становится документом человеческой души. Дневники писателей издаются в виде отдельных книг.
Но бывают такие дневники, которые в виде одной книги издать невозможно. М. Пришвин вёл дневники на протяжении пятидесяти лет, почти всю свою жизнь. По объёму они превышают даже 8-томное собрание сочинений писателя.
II. Работа с фрагментом дневника М. М. Пришвина.
Ученики читают текст, отвечают на вопросы:
— О чём текст? От чьего лица ведётся повествование? По каким признакам можно определить, что это дневниковая запись? (Текст о снежной зиме, которой автор удивляется и немного грустит из-за ограничения передвижения. Повествование ведётся от первого лица, от лица автора. В тексте использованы падежные формы личных местоимений — я, мне, мы. Обозначены дата и время суток. В дневниковой записи переданы личные впечатления, воспоминания, действия.)
— Чем дневниковая запись отличается от письма?
(В дневнике отсутствует адресность. В письме человек делится с кем-то, пишет для кого-то; дневник ведёт для себя, стараясь быть честным с самим собой.)
6 января. Зимний рассвет, строгий, красный, начался и не кончился. Солнце выбивалось, выбивалось, да так и не взошло, какая-то мгла затянула всё. Снег в эту зиму необыкновенный, будто сила необоримая. Давно того не было, бывали снега, помню я, бывали, да не такие. Хотели мы с хозяином один дубок посмотреть за баней, через дорогу недалеко, и не могли пройти, вернулись. А метели каждый день всё прибавляют, и кажется мне, что вот придёт день и не выйдешь из дому. Проснёшься — темно, окна засыпаны. Вокруг деревни вижу пустыню недоступную. Следы заячьи, звериные, а человеческих нет и нет. (По М. Пришвину)
III. Работа по картине И. Попова «Первый снег».
Слово учителя. Художник Игорь Александрович Попов жил в Москве, на Брянской улице. Вид из своего окна он и изобразил на картине «Первый снег», удивляясь и радуясь впервые выпавшему снегу. Вам предстоит создать собственную дневниковую запись по этому пейзажу. Запись ведётся от первого лица, нужно выразить своё отношение к увиденному, поделиться в дневнике своими переживаниями, мыслями.
Отвечая на вопросы и работая над сочинением, ученики используют опорную схему 1 «Описание пейзажа, изображённого на картине». Наблюдения удобно оформлять
в виде таблицы.
Снег | Тротуар | Здания | Небо | Дерево | Персонажи |
| | | | | |
Беседа по вопросам.
— Что изображено на картине «Первый снег»? Какова тема? Какую мысль художник выразил средствами живописи? (На картине изображены улица, тротуар, занесённый первым снегом, на первом плане — дети, которые радуются снежинкам. Художник передал мысль о том,
что первый снег — как и любое первое явление природы, первый ливень, первая гроза, первые прилетающие птицы, грачи — прекрасен, удивителен, особенно если человек замечает эти первые явления.)
— Каково начальное впечатление от наблюдения первого снега?
Опираясь на какой-либо из предложенных вариантов высказываний в опорной схеме, сформулируйте мысль о первом впечатлении и запишите в тетрадь.
(Записывают и зачитывают 2—3 примера.)
— Какого цвета здания? Где располагаются? Вспомните, что для описания местоположения объектов обычно используются наречия. (Слева и справа располагаются здания желтовато-серого цвета.)
— Представьте, что чувствуют дети. Сколько их? Как двигаются? Что переживают? Пофантазируйте, кто бы это мог быть, если бы вы смотрели на них из окна. (Подруги, незнакомые девочки, девочки из соседнего дома.)
— Есть ли на картине другие персонажи? Где они находятся? Чем заняты?
— Пофантазируйте, как вы любовались первым снегом. Может быть, вы чем-то были заняты, вернулись откуда-то, только что проснулись?
— С помощью каких наречий можно описать падение снега? Назовите и запишите их. (Легко, невесомо, медленно, тихо, бесшумно, красиво, сказочно, волшебно, необыкновенно, чудесно.)
Слово учителя. Таким образом, начать сочинение можно с указания даты наблюдения и обстоятельств, при которых был замечен первый снег. В основной части сочинения должно быть представлено описание природы, двора, в сущности, того, что нарисовано на картине. Для завершения дневниковой записи можно использовать образцы высказываний из опорной схемы 1. Может быть, наблюдение пейзажа из окна дома могло вдохновить на__создание собственного рисунка, фотографии, на написание стихотворения.
Материал для заполнения таблицы
Снег: я слежу, любуюсь; белый, лёгкий; летит, кружится, падает, оседает, вьётся; чистые, по-детски беззащитные снежинки; зимний наряд к лицу земле; ощущение праздника.
Улица: открывается вид; заметённая, чистая улица; пустынный тротуар; сероватые следы похожи на узор; будто покрыт пуховым покрывалом.
Здания: возвышаются, обрамляя пейзаж; жёлто-серые дома, маленькие окна; будто украшены снежными хлопьями; снег лежит на плоских крышах.
Небо: я вижу маленький кусочек; прозрачное, спокойное, светло-серое, пасмурное; впечатление тишины, лёгкости, приглушённого света.
Дерево: просматривается над домами; коричневатые ветви с сухими листьями.
Персонажи: я наблюдаю за; подруги (незнакомые девочки) радуются, кружатся, танцуют; соседский пёс выбежал, удивляется, не понимает; девушка стоит у окна, кто-то разговаривает по телефону.
Образец включения дополнительной информации в основной текст
Слово учителя. В начале текста — дневниковой записи можно написать дату праздника Покров, т. е. представить, что первый снег выпал 14 октября. Можно указать, чем примечателен этот день. Это праздник в честь явления Божьей Матери в одном из храмов древнего Константинополя. Как и Масленица, Покров восходит к верованиям древних славян. К этому дню заканчивались все сельскохозяйственные работы, в этот день отмечалась
встреча осени с зимой, с этого дня начинался сезон, когда женщины и девушки садились за прядение, ткачество, вышивание долгими зимними вечерами, начинался сезон зимних свадеб. Этот день был первым праздником холода. Как и на Масленицу, пекли тонкие блины, «запекали углы», чтобы из жилища тепло не выдувало.
Далее в сочинении описывается пейзаж, а в завершение творческой работы можно использовать одну из поговорок, примет. Например, в какой-то момент вспомнилось, как бабушка говорила… Или это мама вошла в комнату и произнесла...
Поговорка оформляется как прямая речь, и дневниковая запись становится более интересной, красивой.
1) Не покрыл Покров — не покроет и Рождество.
2) На Покров земля снегом укрывается, морозом одевается.
3) Каков Покров, такова и зима.
4) Покров землю покроет — где листом, а где и снежком. (Пословицы и поговорки)
V. Подведение итогов урока.
Беседа по вопросам:
— С чего вы начнёте запись в дневнике?
— Какие слова и обороты будете использовать для создания рассказа от первого лица?
— Как будете писать сложные слова, обозначающие оттенки цвета? Как пунктуационно оформляются при письме деепричастие и деепричастный оборот?
VI. Домашнее задание. Упр. 233.
ПЕЙЗАЖ НА КАРТИНЕ И. ПОПОВА «ПЕРВЫЙ СНЕГ» (ДНЕВНИКОВАЯ ЗАПИСЬ)
Из дневника М.М.Пришвина:
6 января. Зимний рассвет, строгий, красный, начался и не кончился. Солнце выбивалось, выбивалось, да так и не взошло, какая-то мгла затянула всё. Снег в эту зиму необыкновенный, будто сила необоримая. Давно того не было, бывали снега, помню я, бывали, да не такие. Хотели мы с хозяином один дубок посмотреть за баней, через дорогу недалеко, и не могли пройти, вернулись. А метели каждый день всё прибавляют, и кажется мне, что вот придёт день и не выйдешь из дому. Проснёшься — темно, окна засыпаны. Вокруг деревни вижу пустыню недоступную. Следы заячьи, звериные, а человеческих нет и нет. (По М. Пришвину)
Заполните таблицу:
Снег | Тротуар | Здания | Небо | Дерево | Персонажи |
| | | | | |
В завершение творческой работы можно использовать одну из поговорок, примет.
Например, в какой-то момент вспомнилось, как бабушка говорила… Или это мама вошла в комнату и произнесла...
Поговорка оформляется как прямая речь, и дневниковая запись становится более интересной, красивой.
1) Не покрыл Покров — не покроет и Рождество.
2) На Покров земля снегом укрывается, морозом одевается.
3) Каков Покров, такова и зима.
4) Покров землю покроет — где листом, а где и снежком. (Пословицы и поговорки)