СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 7 классе"Сочинительные союзы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект разработан в соответствии с ФГОС,ориентирован на среднего ученика. Урок включает в себя не только упражнения учебника, но и творческие задания.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 7 классе"Сочинительные союзы"»

Тема: Сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные

Планируемые результаты:

предметные :знать группы срчинительных союзов по значению,уметь различать группы сочинительных союзов,составлять простые и сложносочиненные предложения по схемам;



метапредметные: умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать,строить логическое рассуждение;



личностные:формирование ответственного отношения к учению, отношения к русскому языку как к ценности русского народа.

Ход урока:

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.



-Здравствуйте, ребята, садитесь Я очень рада вас видеть, надеюсь, общение наше и сегодня будет приятным и плодотворным.

-Эпиграфом к нашему уроку будут слова великого русского писателя А. П. Чехова. Прочтите их, пожалуйста.

В человеке всё должно быть прекрасно: и

лицо, и одежда, и душа, и мысли…

А. П. Чехов

-Как вы понимаете эти слова?

-И вы, я надеюсь, тоже будете прекрасными людьми и никогда не будете забывать эту истину, сказанную великим классиком.

-Чем осложнено это предложение? Назовите однородные члены. Объясните постановку знаков препинания.

2. Актуализация знаний.

Устный теоретический опрос

-Сейчас мы повторим то, о чем говорили на предыдущих уроках. В рабочих листах в задание №1 у вас незаконченное предложение. Дополните его.

1. Союз – это…

2. Союзы бывают простыми и …

3. Союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, называются…

4. Союзы, связывающие в сложном предложении простые предложения, из которых одно подчиняется другому, называются…

-А теперь обратите внимание на задание № 2. Вставьте недостающие по смыслу слова. Прочтите, что получилось. Слова какой части речи вы использовали ? Что это за группа союзов? Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

3. Выявление места и причины затруднения

- А теперь выполним пробное задание. У каждого из вас на рабочих листах в задании № 3 записаны предложения. Прочтите их. Обведите карандашом сочинительные союзы. Что же это за союзы? Что они соединяют? Подумайте, одинаковое ли смысловое значение имеют эти союзы в предложениях ,и в какие группы их можно было бы объединить? Запишите названия этих групп в скобках вместо точек.

-Кто справился с этим заданием? А у кого не получилось? Чего мы не знаем, чтобы выполнить это задание?

4. Определение темы и целей урока.

- Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Узнать на какие группы делятся сочинительные союзы и научиться этим пользоваться)

-Как же будет звучать тема нашего урока? (Группы сочинительных союзов по значению)

-Запишем в тетрадях

5.Построение проекта выхода из затруднения.

-Решить поставленные задачи нам поможет материал для самостоятельных наблюдений.

-Всегда легче работать по плану. Я предлагаю вам такой план.

План

Прочитать предложения.

Подчеркнуть союзы.

Определить, какую функцию выполняет союз в предложении.

Занести союз в таблицу.

Сделать вывод.

-Предложения и таблица у вас в рабочих листах. Объединитесь в группу.



6. Реализация построенного проекта

(Ребята работают в группах)

Месяц светил с высокого неба, и в степи видна была каждая травинка.

Не от росы урожай, а от пота.

То ветер завоет, то сильный дождь польёт.

-Что у вас получилось?

- Какой союз в первом предложении? Какое значение он имеет в предложении? (Соединяет явления, которые происходят в одно время)

- Как вы думаете, как могла бы называться эта группа?(На доску таблица "Соединяют", ниже "Соединительные"

-Во втором предложении какой союз? Какое значение он имеет? Одно явление противопоставляется другому)("Противопоставляет"

"Противительные")

-В третьем? (Указывает на то, что из двух явлений возможно только одно)("Разделяет" "Разделительные")

-Итак, на какие же разряды делятся союзы? (Соединительные, противительные, разделительные.



7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

-Где мы это можем проверить? (По учебнику.)

-Откройте с.154. Прочитаем.

-Ещё раз назовите союзы каждой группы.

-А теперь вернёмся к пробному заданию, с которым вы не смогли справиться в начале урока и заполним пропуски.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

-Выполним упражнение 368(1). Прочтем предложения, назовем смысловое значение союза в предложении, определим его группу (по цепочке, устно)

-Часть 2 выполните самостоятельно в тетрадь.

-Проверим (проверка на рабочих листах)



9. Включение в систему знаний и повторение

1. Работа со схемами.

-Сейчас я вывешу таблички с некоторым графическим изображением, а вы скажите что они значат?(Схемы предложений с однородными членами.)

-Проанализируйте их. Что вы можете сказать о пунктуации в этих предложениях? Какой вывод можно сделать?

-Выполним упражнение 369. Спишите, расставляя знаки. Над сочинительными союзами ,указывайте группу (по цепочке).



10. Рефлексия



-Какую цель ставили на уроке? (Узнать на какие разряды по значению делятся сочинительные союзы)

-Удалось ли достичь поставленной цели? (Да. Мы узнали, что сочинительные союзы по значению делятся на три разряда: соединительные, противительные, разделительные)

-В чём были трудности? Какую цель себе поставите?

-Оцените себя при помощи листа самооценки.

Учащимся предлагается заполнить таблицу для оценивания.

-Запишите домашнее задание: § 62, упражнение 369, выполнить фонетический разбор слова «урожай», самостоятельно подобрать и записать две пословицы к любой из схем.

-Урок закончен. До свидания.











РАБОЧИЙ ЛИСТ_______________________________________



В человеке все должно быть прекрасно: и

лицо, и одежда, и душа, и мысли…

А.П.Чехов.





№1.

1. Союз – это…

2. Союзы бывают простыми и …

3. Союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, называются…

4. Союзы, связывающие в сложном предложении простые предложения, из которых одно подчиняется другому, называются…





№2.

День пасмурный,…Москва в тумане.

Выберите в меню имя команды, отмеченное многоточием,…. откроется диалоговое окно.







№3.

Иван Иванович всегда дает каждому из них по бублику, или по кусочку дыни, или грушу (Гоголь Н.В) (…………..:_____________________)

Луна за облаком спала, но люди ей не подражали (М.Ю.Лермонтов) (……………….:________________________________)

День пасмурный, и Москва в тумане.(Л.Кассиль)( ……………..:____________________

Тема: Группы сочинительных союзов по значению



План.

1.Прочитать предложения.

2.Подчеркнуть союзы.

3.Определить, какую функцию выполняет союз в предложении.

4.Занести союз в таблицу.

5.Сделать вывод.

Месяц светил с высокого неба, и в степи видна была каждая травинка.

Не от росы урожай, а от пота.

То ветер завоет, то сильный дождь польёт.



Значение

Союз

Соединяет явления, которые происходят одновременно



……..

Одно явление противопоставляет другому.



………

Указывает на возможность только одно явления из нескольких , делит их



…….



Упр 368 (2)

ЛИСТ САМООЦЕНКИ





Сегодня я самостоятельно открывал новые знания

У меня были затруднения при открытии новых знаний

У меня не было ошибок в самостоятельной работе

У меня возникли затруднения при выполнении самостоятельной работы

Я активно помогал работе своей группы

Я не был активным, работая в группе

Оценка"....."































ТЕСТ-ПЯТИМИНУТКА__________________________

1. Укажите сочинительный союз:

1) благодаря тому что
2) если
3) однако
4) что

2. Укажите подчинительный союз:

1) зато
2) то ..., то
3) либо
4) коли

3. Укажите сложное предложение, в котором союз соединяет простые предложения:

1) Нам нравились здесь и отбивные котлеты, и чистые скатерти. (Нилин П.)
2) Между тем несчастная Муму продолжала лаять, а Герасим напрасно старался отозвать её от забора. (Тургенев И.)
3) Яростно лаяла и рвалась на цепи собака.(Богомолов В.)
4) Виктор приветливо поздоровался и засунул чемодан под сиденье.(Шукшин В.)

4. Укажите предложение, в котором союз соединяет однородные члены предложения:

1) Генка ушел домой обедать, а Мишка бродил по горластому украинскому базару.(Рыбаков А.)
2) Если на училищном дворе звонили, мы слышали звонок у себя, на Заречье. (Беляев В.)
3) В Ревске становилось все тревожней, и мама торопилась с отъездом. (Рыбаков А.)
4) Шли летчики ловить рыбу, а поймали мертвого шпиона.(Гребенюк И.)

5. Укажите предложение с сочинительным союзом:

1) Проделанный саперами проход был узок, и двигаться по нему требовалось с величайшей осторожностью.(Алексеев М.)
2) Когда мы проснулись, было еще раннее утро. (Романов П.)
3) Никто в самолете не удивился, что рядом с пассажиром уселась обезьяна.(Алексин А.)
4) Миша уезжал в город, чтобы вновь попытаться открыть бронзовую птицу. (Рыбаков А.)
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!