Односоставные предложения. Употребление определённо-личных предложений
Класс: 8
Цель урока: углубление знаний об односоставных определённо-личных предложениях.
Задачи:
Обучающие:
Обучение умению различать односоставные и двусоставные предложения;
Формирование умения находить определенно-личные предложения по их значению, структурным особенностям
Развивающие:
Развитие умение использовать односоставные предложения в разных стилях речи
Воспитательные:
Прививать любовь к русскому языку;
Воспитывать интерес к предмету, к слову через внимательное восприятие речи окружающих, читаемых текстов, выразительных ситуаций использования изучаемых явлений языка.
Планируемые результаты:
Предметными результатами является сформированность следующих умений:
распознавание односоставных предложений в тексте;
классификация односоставных предложений по их значению и структурным особенностям;
построение речевых высказываний с употреблением односоставных определённо-личных предложений
Личностные УУД:
осознавать роль односоставных предложений в устной и письменной речи;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сопереживать;
Регулятивные УУД:
самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать;
владеть приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Познавательные УУД;
находить ответы на вопросы;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
выразительно читать и пересказывать текст;
учиться работать в парах;
умение слушать товарищей, принимать самостоятельное решение.
Тип урока - комбинированный
Ход урока:
I. Организационный этап
Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.
Включение детей в деятельность. «Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику – пятерки, учителю – радость!».
II. Актуализация знаний:
1. Орфоэпическая разминка.
Звонит, квартал, оптовый, феномен, каталог, творог, пломбировать.
2. Синтаксическая разминка
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу- задача первостепенной важности.
III. Мотивация учебной деятельности:
- Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?
- Какие предложения называют определенно-личными?
- В каких стилях речи могут использоваться определенно- личные предложения?
( Художественном, разговорном, в том числе в устном народном творчестве)
- Как вы думаете, почему я спросила об употреблении определенно-личных предложений. Сформулируйте тему урока.
- Исходя из названия темы определите задачи урока
IV. Работа по теме урока
1. Выборочный диктант
Даны предложения, внимательно прочитайте эти предложения и подумайте, как их можно разделить на 2 группы?
1.Мы любовались чудесной картиной зимней природы.( двусоставное)
2.Люблю безмолвие полуношной природы, люблю ее лесов лепечущие своды. ( 1л., ед.ч., н.вр.)
3.Выйдем с тобой побродить в лунном сиянии. (1 л. мн.ч., буд.вр.)
4.Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? ( 2 л. ед.ч. н.вр.)
5.Берегите наш прекрасный русский язык. ( 2л. мн.ч.)
2. Часто в письмах и поздравлениях используются определенно-личные предложения. Вспомним письмо Гринева сыну из произведения «Капитанская дочка».
- Жанр, имеющий форму письма, называется эпистолярным жанром. Послушайте письмо Н.Островского.
Милая мама!
Все твои письма мне прочли. Очень рад, что доставил тебе хоть малую радость. Я прошу тебя, моя родная, очень прошу, чтобы ты несла никакой тяжелой работы. Выполни мой наказ, мамочка! Самое главное - береги себя.
Милая мама, как ты думаешь, не лучше ли тебе поехать в санаторий? Подумай и сейчас же напиши. Все будет сделано так, как скажешь ты. Крепко обнимая тебя, моя славная труженица.
Любящий тебя сын.
- Найдите опр.- личные предложения. Определите, в какой форме употреблены глаголы
3. «Восстанови строчку»:
Люблю тебя, (Петра творенье!)
Во глубине сибирских руд (храните гордое молчанье.)
Люблю я пышное (природы увяданье.)
Хожу на охоту, пишу (свои вирши.)
Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!
Журчи, журчи свою мне быль.)
- Кто автор этих строк?
4. Творческая работа (Построение речевых высказываний с употреблением односоставных определённо-личных предложений).
- Ребята, вы уже заметили, что определенно-личные предложения употребляются как в художественной речи, так и в разговорной в диалоге. Попробуйте составить свой диалог (6-8 предложений), используя в своей речи определенно-личные предложения.
5. Объяснительный диктант
Примеры определенно-личных предложений | Способы выражения сказуемого |
1. Люблю грозу в начале мая… | Глагол, 1 лица, ед.ч., наст. вр. |
2. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? | Глагол 2 лица, ед.ч, наст. вр. |
3. Выйдем с тобой побродить в лунном сиянии. | Глагол 1 лица, мн.ч, наст. вр. |
4. Выйду, сяду под березой, буду слушать соловья. | Глагол 1 лица, ед. ч., буд.вр. |
5. Напиши мне письмецо! | Глагол 2 лица, ед.ч, буд., вр., повелит. накл. |
V. Проверка усвоения знаний:
1 Тест
1. В определённо – личном предложении глагол-сказуемое стоит:
а) в 1-2 л. ед.ч. и мн.ч.;
б) в 3 л. мн.числа.
2. Укажите номера определенно- личных предложений.
1. Будьте внимательны к людям преклонного возраста.
2. В мещерском крае можно увидеть сосновые боры.
3. Выглядываю в окно и не узнаю леса.
4. Весенняя ночь стояла над горами.
5. Стою под солнцем.
6. Она хотела уехать в деревню.
7. Не люблю снег с дождем.
8. Поднимитесь на рассвете, прогоните остатки сна холодной водой и пойдите в лес.
9. Река неожиданно меняет направление.
10. Друзья, берегите природу!
3. Найти односоставные предложения:
а) Я играю на гармошке.
б) Люблю тебя, Петра творенье!
Ключ:
1).А
2).1,3,5,7,8,10 «5»-7-8 правильных ответов
«4»-5 -6 правильных ответов
3).Б «3» -4 правильных ответов
VI. Рефлексия.
- Что вы знали ,придя на урок?
- Что нового узнали сегодня на уроке?
VI. Информация о домашнем задании:
1.Используя определенно – личные предложения, составьте сочинение – миниатюру на тему «Красота родного края. Зима».
2. Написать письмо другу, используя глаголы, которые выражают благодарность, поздравления, пожелания.
Словарная работа:
- Представьте, что вы работаете корректором в типографии, в которой принят заказ, напечатать учебники по русскому языку. Перед вами слова-определения, исправьте в них ошибки:
Одно составные предлажения: определенноличные, ниопределённо-личные, бизличные, , назывные.
Двух саставные предлажения – это предложения с двумя главными членами (подлижащее и сказуемое).
4