СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 9 классе. Тема "Понятие о бессоюзном предложении".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "открытия нового знания". Прилагается презентация (см. следующий файл)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 9 классе. Тема "Понятие о бессоюзном предложении".»

Школа: МОУ ГСОШ г. Калязина

Учитель: Мухортова Т.В.

Предмет: русский язык.

Класс: 9.

Учебник: Русский язык.9кл.. Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, П.М.Александрова; М. Просвещение, 2016

Конспект урока по теме: «Понятие о бессоюзном сложном предложении»

Цели:

1)Выяснить, что такое бессоюзное сложное предложение и его отличительные признаки.

2)Формировать умение видеть проблему, вырабатывать гипотезу, наблюдать, давать определения понятиям.

3)Формировать умение работать в группах.

Тип урока: открытие нового знания (деятельностный подход с элементами мыследеятельностной педагогики (задачной формы обучения на уроке).

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Техническое оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер.

Что умеют учащиеся (средства, необходимые для  работы):

  • Выделять грамматические основы предложений.

  • Различать простое и сложное (союзное  и бессоюзное) предложение.

  • Квалифицировать ССП и СПП.

  • Работать индивидуально и в группах.

Что должны освоить учащиеся:

  • Понятие бессоюзного сложного предложения.

  • Научиться различать характер смысловых отношений между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения.

  • Выразительно произносить конструкции, уделяя значительное внимание интонации.

  • Правильно расставлять знаки препинания в указанных конструкциях.

  • Самостоятельно добывать информацию, вырабатывать навыки коммуникации и рефлексии.




Ход урока


Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


1. Организационный момент.

Цель учащихся: настроиться психологически и предметно подготовиться к уроку.

Цель учителя: создать условия для формирования организационной, ценностно-смысловой компетенций через развитие мотивации к уроку.






2. Интеллектуальная разминка

Цель: подготовка к ОГЭ
























  1. Актуализация

имеющихся знаний






















  1. Рефлексия на данном этапе урока














  1. Мотивация (создание проблемной ситуации)












































  1. «Открытие» и формулировка темы урока

























  1. Целеполагание
















  1. Постановка учебной задачи. Исследование.

Цель - открытие нового знания.








  1. Обмен информацией,

обобщение полученных в результате исследования знаний.

Цель: первичное закрепление знаний.















































  1. Практикум

(самостоятельная работа с проверкой по эталону)








12. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению








11. Рефлексия и подведение итогов.























Приветствует учащихся.


Демонстрирует позитивный видеоролик о дружбе (приложение 2)


Проверяет готовность класса к уроку (наличие тетрадей, учебников и т.д.).


Инструктирует учащихся (для чего предназначены листы с заданиями и как работать на листе самооценки (приложение 1)


Предлагает выполнить задания в формате ОГЭ по тексту упр. 183 (1 часть) (д/з):

1) В 6-ом предложении найдите эпитет.

2) В 5-ом предложении найдите слово с приставкой, имеющей значение присоединения, обозначьте орфограмму.

3) В 5-ом предложении найдите слово с орфограммой «Правописание Н и НН в суффиксах отымённых прилагательных», поясните эту орфограмму.

4) Глагол разговорного стиля «пасовать» из 5-го предложения замените на нейтральный синоним.

5) В тексте найдите предложение с подчинительной и сочинительной связью, выразительно прочитайте его.

- Произведите самопроверку (слайд 2) и самооценку (максимальное количество баллов – 5)





Предлагает задания по тексту упр. 183 (2 часть):

- Пронумеруйте в нём предложения. Сколько их?

- Расшифруйте схемы (на обороте доски:

1) [ ],( ). 2) [ ],и[ ]. 3) 0 и 0 ), запишите термины в тетрадь. Найдите примеры соответствующих предложений в тексте.



- Произведите взаимопроверку (слайд 3) и выставьте баллы на лист самооценки (максимальное количество – 3 балла)

- Выразительно прочитайте текст.

Предлагает посмотреть видеоролик (приложение 2) об авторе текста – летчике-герое И.Кожедубе, напоминает о приближающемся празднике – Дне защитника Отечества.

Вы сегодня откроете некое новое знание. Но перед этим давайте произведём «ревизию» уже имеющихся знаний.

Предлагает показать сигналами, что на данном этапе изучения темы «Сложное предложение» учащиеся знают и умеют (слайд 4):

- «я умею различать ПП и СП» (Как?);

- « я умею различать ССП и СПП» (Как?);

- «я умею осознанно ставить знаки препинания в СП».



- Попробуйте доказать это на практике: спишите в тетрадь предложение (слайд 5), сделайте его анализ по алгоритму.



- Давайте вспомним ключевые слова каждого пункта алгоритма и проверим себя по конспекту.

















- Расставьте в предложении знаки препинания.



- Проверьте себя и друг друга (слайд 6):

Являясь причиной несчастья других, сам Печорин ещё более несчастлив: жизнь без цели утомила его.


- У вас сейчас есть ответ, почему в этом предложении стоит двоеточие?



- Это одна из тем будущих уроков, когда вы научитесь осознанно ставить знаки препинания в таких предложениях.

- А вот в каких это «таких» - надо угадать.



- Отгадайте слово:

1) Приставка в слове «беспокойный» (бес-)

2) Корень - служебная часть речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного (союз).

3) Суффикс как в слове «сонный» (-Н-)

4) Окончание прилагательного в ср. роде ед. числа.


- В результате какое у нас получилось слово?

(ответ - слайд 7).

- Оцените себя на листе самооценки (1 балл)





- Сформулируйте тему урока, запишите в тетради.



- Что вы знаете о таких предложениях?




Помогает сформулировать цели урока:


-  Сформулируйте свои, важные для вас цели урока. Используйте опорные слова:


(Слайд 8)

1) Познакомиться с …

2) Учиться


Организует обсуждение, комментирует записи на слайде 9






Организует работу в группах.

Задание на слайде 10 (работа с материалом учебника: стр.123-127 параграфы 31, 32)


Слайд 11 (таблица с гипотезами)


Наблюдает, помогает в случае затруднения.




Организует проверку с сигналами и обсуждение

(Слайд 12)


БСП- это

Да

Нет

1.Простые предложения в составе БСП связываются при помощи интонации.


2.Частями БСП могут быть распространенные и нераспространенные предложения.


3.Между предложениями, входящими в состав БСП, может ставиться запятая или точка с запятой; двоеточие; тире.


4.Постановка знаков препинания в БСП зависит от значения.


5. В БСП существуют всего два вида интонации: перечисления и сопоставления.


6.Смысловые отношения в БСП выражаются ярче, чем в ССП и СПП.


7. Интонация в устной речи и знаки препинания в письменной выражают смысловые отношения между частями БСП.

+



+




+




+










+


















_




_



Помогает сделать выводы (слайд 13)

- Что узнали нового о БСП?

- Что помогает определить смысловые отношения в БСП?



- Обсудите в группе степень участия каждого в работе над данным заданием.

- Поставьте друг другу оценки (по пятибалльной системе)

- Запишите баллы на лист самооценки.



Организует работу с упр. 189.

Даёт образец выполнения (на примере первого предложения)

- Если вы не успели выполнить это задание, закончите дома. На следующем уроке мы проверим это упражнение.


Слайд 15:

1. Обязательно: параграфы 31-32 – изучить.

2.На выбор: упр.190 или 191 (на опережение).

3. По желанию: сочинение в формате ОГЭ (15.1) на лингвистическую тему «Роль интонации в БСП» или кроссворд по теме «БСП»



Слайд 16:

- Какое открытие было сделано на уроке?

- Чему научились сегодня?

Предлагает записать в конспект определение БСП (с.123 учебника).

Инструктирует, как на листе самооценки подвести итог (и сдать учителю для анализа и выставления отметок в журнал); предлагает ответить на вопросы рефлексии.













Проводит устный «статистический опрос» по вопросам рефлексии.

Высказывает свои впечатления, благодарит учеников за сотрудничество на уроке.




Смотрят видеоролик, обмениваются впечатлениями.




Проверяют наличие учебников, конспектов и тетрадей, записывают дату в тетради.


Задают уточняющие вопросы учителю.

Подписывают индивидуальные листы самооценки и листы с заданиями.



Работают в парах: в тексте упр. 183 (1 часть) нумеруют предложения.

В тетрадях записывают ответы на задания:


1) «решающего»

2) «приобретать»


3) «жизненный»




4) «отступать»



5) 5-ое предложение



Проверяют правильность своих ответов (слайд 2), записывают количество баллов на лист самооценки: ЗАДАНИЕ 1- __





Работают индивидуально и в парах (в тетрадях и устно)

- 5 предложений


Записывают в тетрадях расшифровку схем:

1) СПП (предложение №1)

2) ССП (предложение №2)

3) ( однородные члены (предложение №3)



- Проверяют друг друга в парах, выставляют баллы за правильные ответы на листах самооценки: ЗАДАНИЕ 2 - ___


- Ученик читает текст И.Кожедуба (упр. 183 (2 часть).


- Просмотр видеоролика, обмен впечатлениями







Показывают сигналами своё согласие или несогласие с утверждениями.











Записывают в тетрадях:

Являясь причиной несчастья других сам Печорин ещё более несчастлив жизнь без цели утомила его.



Проговаривают в группе алгоритм анализа предложения, проверяют по конспекту:

«1. Выразительно прочитать предложение.

2. Подчеркнуть основы, выделить союзы, разделить предложение скобками на части.

3. Определить вид предложения: простое или сложное.

4. Если предложение простое, определить, чем оно осложнено.

5. Если предложение сложное, определить вид связи: союзная или бессоюзная; определить вид союзной связи: сочинительная или подчинительная.

6. Сделать схему предложения.

7. Расставьте в предложении знаки препинания».





Проверяют (само- и взаимопроверка), находят ошибки, сигналами показывают учителю.



Обсуждают гипотезы, с чем связаны ошибки, выявляют затруднения: не могут объяснить постановку двоеточия между частями сложного предложения.

Прогнозируют задачи следующих уроков по данной теме.







Угадывают слово «бессоюзное»








Б

Е

С

С

О

Ю

З

Н

О

Е

На листе самооценки выставляют 1 балл за это задание.





Записывают тему в тетрадь: «Бессоюзное сложное предложение»



В коллективной беседе предъявляют свои знания о БСП, оценивают сигналами друг друга, дополняют, корректируют ответы.





Формулируют цели урока: выяснить, что такое бессоюзное сложное предложение, его отличительные признаки.

Записывают цели в тетради.



Сверяют свои записи с целями, которые сформулировал учитель (слайд 9), обсуждают их, выражают своё мнение, задают уточняющие вопросы и т.д.





Работают в группах, анализируют предложенный материал, отыскивают факты для обоснования или опровержения гипотезы, делают записи на листе с заданиями (приложение 1)






Проверяют с сигналами, излагают результаты исследования, аргументируют ответы, опираясь на материал учебника (правила, примеры из упр. 186-188)






























Обобщают наблюдения каждой группы, отвечают на вопрос «Что узнали нового о БСП?»

(трудно определить смысловые отношения, которые в устной речи выражаются интонацией, на письме – знаками препинания)



Оценивают работу в группе каждого «исследователя» по инструкции на слайде 14.








В группах выполняют упр. 189 (предложения 3,4).

Самоанализ и самоконтроль.








Записывают в дневники домашнее задание










Отвечают на вопросы, обмениваются мнениями.





Запись определения БСП в конспекты.



На листах самооценки подсчитывают свои баллы, подводят итог, выбирают ответ на вопрос рефлексии:

«Какими словами описали бы вы своё состояние после урока?

1. Я разобрался с этой темой и чувствую себя комфортно и уверенно при выполнении заданий по этой теме.

2. К сожалению, я обнаружил пробелы в своих знаниях.

3. Я испытываю большие затруднения при выполнении заданий по этой теме»










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!