СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в школьном этнографическом музеи «Наследие» по теме «Устаревшие слова»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК "Начальная школа XXI век"

2 класс урок русского языка в школьном этнографическом музеи "Наследие" по теме "Устаревшие слова"

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в школьном этнографическом музеи»

Конспект урока русского языка в школьном этнографическом музеи «Наследие» по теме «Устаревшие слова».

(УМК «Начальная школа XXI века», 2 класс)

проведенного во 2 классе «Б» (2013 – 2014 уч.г.)


Авторы учебника: С.В. Иванов, А.О. Евдокимова (М.: Вентана - Граф)


Тема урока: устаревшие слова.


Тип урока: урок изучения и первичное закрепление новых знаний.

Цель: создать условия для знакомства учащихся с устаревшими словами, организовать деятельность учащихся по формированию представления о многообразии слов в русском языке, о богатстве родного языка с использованием постулатов музейной педагогики.

Предметные задачи урока: познакомиться с некоторыми устаревшими словами, которые встречаются в современном русском языке; правильно объяснять значение этих слов и употреблять их; пользоваться толковым словарем, формировать умения осознанного речевого высказывания в устной и письменной речи, научить детей работать с музейными предметами.

Метапредметные задачи урока:

Личностные УУД:

формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка;

Регулятивные УУД:

умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; контроль своей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.

Познавательные УУД:

умение строить устные высказывания; формулирование проблемы и её решение; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя формулировать собственное мнение.


Планируемые результаты: умение находить в текстах устаревшие слова, понимать и объяснять их значение.


Оборудование: учебник «Русский язык. 2 класс», компьютер, проектор, экран, индивидуальной работы и работы в парах, толковый словарь русского языка.


Ход урока.


Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

Примечание

Самоопределение к деятельности


- Начинаем урок русского языка.

Девиз урока:

«ТЕБЕ СКАЖУТ – ТЫ ЗАБУДЕШЬ,

ТЕБЕ ПОКАЖУТ – ТЫ ЗАПОМНИШЬ,

ТЫ СДЕЛАЕШЬ – ТЫ ПОЙМЁШЬ».


- Ребята! Сегодня на уроке мы отправимся в удивительное путешествие открытия новых знаний. Все свои открытия будем записывать в наши дневники наблюдений – рабочие тетради.

Подготовка класса к работе

Готовность к уроку – поднятие руки.



Настрой на учебную деятельность

Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
















Минутка чистописания








Пальчиковая гимнастика









- Ребята, скажите, что значит владеть русским языком?

- Правильно. А еще правильно и красиво писать.
А для этого проведем минутку чистописания.

Ребята, я забыла у вас спросить, а вы поздоровались друг с другом?

Давайте пожмем соседу руку. Левая рука здоровается с правой рукой, правая рука гладит левую руку, и пальчики между собой здороваются: мизинцы, безымянные, средние, указательные, большие. Они рады встретиться. И каждая рука занялась своим делом.

- Вот мы разбудили свои пальчики для того, чтобы красиво написать.

Прописали

Зеленой ручкой проводим самооценку своей работы (отмечаем элементы, буквы, в написании которых были допущены ошибки).

- Сейчас красиво и аккуратно запишем число, классная работа.

Проговариваем орфограммы.

Работа со словарными словами.

Правильно и красиво говорить, …






Подготовка пальчиков к письму.










Формирование правильного письма букв, работа над каллиграфией.


На доске:

Четырнадцатое апреля.

Классная работа



Физкультминутка

(для глаз)

- Немного устали? Давайте выполним разминку для глаз.



Физкультминутка для глаз.

Актуализация знаний. Повторение полученных знаний.















- Сегодня мы вновь отправляемся в путешествие по изучению слов. А в каком разделе русского языка мы можем совершить это путешествие?

- Что изучает Лексика?

- С какими группами словами познакомились? (Многозначные слова, синонимы, антонимы, заимствованные, исконные, омонимы.)

Вы уже знаете многие группы слов из раздела Лексика, а вот интересно, сможете вы их найти в тексте? Давайте проверим.

Мартовский свет ворвался в тёмную комнату. Он, как фокусник, в одно мгновение преобразил всё вокруг. Комната засверкала, засияла, заблестела. Даже огромный сундук, стоящий в углу, уже не казался таким мрачным.

-О чём говорится в тексе? Что главное мы понимаем из текста?

-Попробуйте найти многозначное слово. (Это слово свет). Докажите.

Это может быть свет солнца, свет лампы.

-А есть ли другое значение у слова свет?

Мир, вселенная.

-Чем является слово свет в значении «мир, вселенная»? Это омоним.

-Почему?

-Какое значение имеет слово свет в тексте?

Солнечный свет.

- Какое слово нам подсказывает это?

Мартовский.

-Найдите синонимы в тексте.

Засверкала, засияла, заблестела.

-Докажите.

Они близкие по значению и отвечают на один и тот же вопрос.

-Зачем автор вводит в текст несколько синонимов. Что он хочет показать этим?

Комната преобразилась.

- Есть ли в тексте заимствованное слово?

Фокусник.

Учащиеся предлагают ответы, комментируют их.


Проведение диалога между учителем и учащимися;

создается проблемная ситуация.

Побуждает к осознанию темы урока.




Мотивация учебной деятельности. Побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к новой теме.










Формирование цели урока и постановка учебных задач










-Разобрались в тексте или что-то для вас осталось непонятным?

-Почему мы не можем до конца понять этот текст?

- А, может быть, кто-то знает, что такое сундук?

-Что делать в том случае, если мы не знаем значения слова или сомневаемся?

Чтение статьи в словаре

сундук вольный ящик, с крышкою на навесках, обычно с замком, нередко, окованный и со скобами.

- В сундуках хранили одежду.

-Можете теперь сказать, почему вы затруднялись в значении этого слова?

Слово устаревшее.

-Да действительно в русском языке есть и такие слова - устаревшие.

-Как вы думаете, надо нам с ними поближе познакомиться?

-А зачем?

Для понимания текстов.

-Чем же мы будем сегодня заниматься на уроке? Какую цель мы поставим?

Познакомиться с устаревшими словами.

- Что мы можем узнать об устаревших словах?

Какие слова называются устаревшими, какое значение в речи они имеют, зачем они нужны.

-Если мы выясним, что это за слова, мы сможем находить их в тексте? Значит, чему будем учиться?

Находить устаревшие слова и объяснять их значение.

-Итак, давайте ещё раз прочитаем цели и задачи нашего урока.


- Итак, значит, какая у нас тема урока, как вы думаете?

(Тема урока: «Устаревшие слова»)

- А как вы думаете, какие цели урока мы с вами ставим?

Цель урока – познакомиться с устаревшими словами.

  1. Выяснить, какие слова называются устаревшими

  2. Узнать, какую роль играют устаревшие слова в русском языке.

  3. Учиться находить устаревшие слова и объяснять их значение.


В толковых словарях.

сундук вольный ящик, с крышкою на навесках, обычно с замком, нередко, окованный и со скобами.

Определение цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно



Стимулирование исследовательской деятельности.




Учатся находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях.

Целенаправленно ведется исследовательская деятельность.












Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.































Тема урока и задачи.

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала






















-Об устаревших словах всё можно прочитать в учебнике. Прочитаем или понаблюдаем сами?

- Хорошо.

-Вернёмся к слову сундук. Из словаря мы узнали, что оно устаревшее. Может быть, само слово «устаревшее» нам уже подскажет что-то?

(Устаревшее – старое, старинное, так говорили в старину).

-А сейчас в повседневной жизни в современном языке мы употребляем это слово? (Нет.)

-Почему? Поднимите руки, у кого дома есть сундук? (Нет такого предмета.)

-Что произошло с предметом? (Он исчез.)

-А что произошло со словом? (Оно устарело.)

- Жизнь людей постоянно меняется. Со временем уходят из обихода какие-то предметы, явления. А слова, которые они обозначали, постепенно забываются, устаревают.

-Можем ли мы теперь сказать, какие слова называются устаревшими.

- Сверимся с учебником?

Чтение правила в учебнике. Стр. 86.

- А где сейчас можно увидеть сундук? (в музее)

- Сегодня наш урок проходит не просто так в школьном этнографическом музеи «Наследие».

- Вспомним, зачем нужны музеи?

Благодаря музеям мы можем увидеть те предметы, которые уже давно не используются людьми.




























Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

Коммуникативная деятельность.


















Использование предметов музея

сундук вольный ящик, с крышкою на навесках, обычно с замком, нередко, окованный и со скобами.

Первичное усвоение.


-Для закрепления правила выполним упражнение.

-Прочитайте текст.


… Повели коней в конюшни

Десять конюхов седых

Все в нашивках золотых,

Все с цветными кушаками

П.П. Ершов

-Смогли вы точно представить ту картину, которую нарисовал Ершов?

-Почему?

Есть устаревшие слова.

-Назовите их. (кушак)


-Объясните, почему оно устаревшее. ( Слова не употребляются в современной речи, потому что нет таких предметов.)

- Посмотрите на этот предмет.

- Давайте найдём этот предметы в нашем музее.

Кушак: старинный мужской пояс - даже не особенно пояс, а просто длинная узкая тряпка.

Ребята, как вы думаете, зачем наши предки носили пояс?

(Ответы детей: чтобы одежда не спадала, чтобы удобнее было, для красоты.)

Правильно, а еще он выполнял различные функции: За пояс «закладывали» некоторые предметы, а другие – подвешивали к поясу. Например, меч, нож, оружие воины носили за поясом. К поясу в старину подвешивали зеркальце, игольницу, фигурки-обереги от нечистой силы и мешочки для денег. Такие мешочки называли «калита» Одного из богатых московских князей Ивана Даниловича даже прозвали Калитой.

Была у пояса еще одна задача – тайная...

Ребята, слышали, когда-нибудь выражение «распоясался»? Что оно значит?

(Ответы детей: балуется, плохо себя ведет.)

Правильно. Это значит, как бы потерял человеческий облик. Пояс ограждал от напастей и нечистой силы. Поэтому обязательно каждый подпоясывал рубаху, кафтан. Пояс являлся обязательным элементом русского народного костюма. Но подвязывали его по-разному: спереди, сбоку, сзади. Женщины – под грудью, по талии. Мужчины – под животом.

Знакомство со словарём.

Если устаревшие слова уже не употребляются в современной речи, как же мы узнаем их значение? (В словаре.)

-В каком? (Толковом).

-Верно, можно в толковом.

- А ещё существует замечательный словарь, в котором вы найдёте значение многих устаревших слов. Называется он «Толковый словарь живого великорусского языка», его автор и составитель Владимир Иванович Даль. Демонстрируется словарь В.И.Даля.



КУШАК пояс или опояска, широкая тесьма, либо полотнище ткани, иногда с бархатом по концам, для обвязки человека в перехвате, по верхней одежде.











Даль

Владимир Иванович



Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.


Использование предметов музея


(кушак)

Физминутка


-Как назывались части человеческого тела в глубокую старину?

Уста (губы), очи (глаза), ланиты( щёки), чело (лоб), выя( шея), перста (пальцы), долонь (ладонь), длань (рука), десница (правая рука), шуйца (левая рука).


Уста, очи, ланиты, чело, выя, перста, долонь, длань, десница, шуйца.




Осознание и осмысление.




























-Ну что же, мы выяснили, какие слова называются устаревшими, учились вместе находить их в тексте.

-Я чувствую, вы можете уже поработать самостоятельно.

- Предлагаю вам задание «Найди четвёртое лишнее».

Вы все разделены на 4 группы, в каждой группе даны карточки со словами, вам необходимо найти лишнее – устаревшее слово.

  1. Кеды, босоножки, лапти, кроссовки.

  2. Платье, юбка, шорты, панёва.

  3. Стол, чайник, коромысло, кастрюля.

  4. Электроутюг, рубель, утюжок, утюг.


После этого работа выполняется по плану:

    1. Найдите определение этого слова в толковом словаре.

    2. Найдите этот предмет в музее

    3. Составить предложение с данным словом.

Проверка выполнения задания.

Кеды, босоножки, лапти, кроссовки.

-Что объединяет эти слова? (Обувь.) Какое «лишнее»? (Лапти.) Почему? (Устаревшее.)

-Почему оно устаревшее? (Слово не употребляется в современном языке, потому что не носят такую обувь.)

Рассмотрим лапти.

Обувь, плетенная из лыка, бересты или веревок, которую прежде носили крестьяне. Лапти из березового лыка. Липовые лапти.

Отец сплел нам новые лапти.

Платье, юбка, шорты, панёва.

-Как можно назвать одним словом? (одежда)

-Какое слово подчеркнули? Почему?

Рассмотрим панёва.

Род домотканой шерстяной клетчатой или полосатой юбки, поверх которой посреди вшивается или надевается кусок материи…

Девушка сшила себе новую панёву.

-Что объединяет эти слова? (кухонная утварь)

Стол, чайник, коромысло, кастрюля.

-Какое слово подчеркнули?

Рассмотрим коромысло.

Род деревянной дуги с зарубками или крючками на концах для переноски ведер.

Снять ведра с коромысла.

Электроутюг, рубель, утюжок, утюг.

-Что объединяет эти слова? (разглаживает одежду, делает гладким)

-Какое слово подчеркнули? Почему?

Рассмотрим рубель

Деревянная доска с вырубленными поперечными желобками для катания белья, накатки кож.

Рубель помогал раньше людям разглаживать одежду.

Лапти

Панёва

Коромысло

Рубель



Привлечение жизненного опыта к ответам на поставленные вопросы.

Использование предметов музея


Лапти

Панёва

Коромысло

Рубель


Творческая работа. Работа в группах.


-Где чаще всего вы можете встретиться с устаревшими словами? (Окружающий мир – история нашей родины. Сказки, пословицы, поговорки русского народа.)

-Предлагаю составить вам словарь устаревших слов.

1) По словарю определите значение этого слова. Подготовьте выразительное чтение словарной статьи (только главное).

2) Попробуйте подобрать к этому устаревшему слову современный синоним.

Лукошко, сито, прялка.

Лукошко, сито, прялка.

Ручная корзина из лубка или прутьев для ягод, грибов.

  1. корзина

  2. корзинка

  3. корзиночка

  4. плетенка

  5. коробок

  6. лукошечко

Принадлежность для просеивания муки и других сыпучих тел или для процеживания чего-нибудь, состоящая из широкого обруча и натянутой на него с одной стороны мелкой сетки.

  1. решето

  2. ситечко

Приспособление для ручного прядения, которое приводится в движение ножной педалью.

  1. прялочка


-Вот и получился словарь.


Лукошко, сито, прялка.

Ручная корзина из лубка или прутьев для ягод, грибов.


Принадлежность для просеивания муки и других сыпучих тел или для процеживания чего-нибудь, состоящая из широкого обруча и натянутой на него с одной стороны мелкой сетки.


Приспособление для ручного прядения, которое приводится в движение ножной педалью.


Использование предметов музея


Лукошко, сито, прялка.

Подведение итогов



- Какие слова мы называем устаревшими?
- Почему?
- Где мы можем узнать значение слова?

- Где мы можем увидеть устаревшие предметы?

- Зачем нужны музеи?

- Итак, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока?

Познакомиться с устаревшими словами, научиться их различать и употреблять в речи.

- Мы их выполнили?

- Докажите.

Молодцы, ребята.



Формирование умения обобщать знания, делать вывод.

Вывод по уроку.












Рефлексия

- С какой новой темой мы познакомились на уроке?

- Что узнали нового?

- Что теперь вы сможете делать?

- Кому нужна помощь?









Самооценка учащихся:

осознание своих возможностей в учении; формирование способности адекватно судить о своих возможностях.






Домашнее задание

стр. 87 упр. 3


















Просмотр содержимого презентации
«prezentaciya.ppt»

«ТЕБЕ СКАЖУТ – ТЫ ЗАБУДЕШЬ,  ТЕБЕ ПОКАЖУТ – ТЫ ЗАПОМНИШЬ,  ТЫ СДЕЛАЕШЬ – ТЫ ПОЙМЁШЬ».   

«ТЕБЕ СКАЖУТ – ТЫ ЗАБУДЕШЬ, ТЕБЕ ПОКАЖУТ – ТЫ ЗАПОМНИШЬ, ТЫ СДЕЛАЕШЬ – ТЫ ПОЙМЁШЬ».  

Четырнадцатое апреля.  Классная работа. Словарь: корзина, лопата, одежда, пальто, деревня.

Четырнадцатое апреля. Классная работа.

Словарь: корзина, лопата, одежда, пальто, деревня.

Мартовский свет ворвался в тёмную комнату. Он, как фокусник, в одно мгновение преобразил всё вокруг. Комната засверкала, засияла, заблестела. Даже огромный сундук, стоящий в углу, уже не казался таким мрачным.

Мартовский свет ворвался в тёмную комнату. Он, как фокусник, в одно мгновение преобразил всё вокруг. Комната засверкала, засияла, заблестела. Даже огромный сундук, стоящий в углу, уже не казался таким мрачным.

Сундук вольный ящик, с крышкою на навесках, обычно с замком, нередко, окованный и со скобами.

Сундук вольный ящик, с крышкою на навесках, обычно с замком, нередко, окованный и со скобами.

Выяснить, какие слова  называются устаревшими.  Узнать, какую роль играют  устаревшие слова в  русском языке.  Учиться находить
  • Выяснить, какие слова

называются устаревшими.

  • Узнать, какую роль играют

устаревшие слова в

русском языке.

  • Учиться находить

устаревшие слова в тексте

и объяснять их значение.

… Повели коней в конюшни Десять конюхов седых Все в нашивках золотых, Все с цветными кушаками.  П.П. Ершов

… Повели коней в конюшни

Десять конюхов седых

Все в нашивках золотых,

Все с цветными кушаками.

П.П. Ершов

Кушак  – пояс, обычно широкий, матерчатый.

Кушак пояс, обычно широкий, матерчатый.

Даль Владимир Иванович 1801-1872

Даль Владимир Иванович

1801-1872

1 )  Кеды, босоножки, лапти, кроссовки . 2) Платье, юбка, шорты, панёва. 3) Стол, чайник, коромысло, кастрюля. 4) Электроутюг, рубель, утюжок, утюг.

1 ) Кеды, босоножки, лапти,

кроссовки .

2) Платье, юбка, шорты, панёва.

3) Стол, чайник, коромысло, кастрюля.

4) Электроутюг, рубель, утюжок, утюг.

Кеды, босоножки, лапти,  кроссовки .

Кеды, босоножки, лапти,

кроссовки .

Платье, юбка, шорты, панёва.

Платье, юбка, шорты, панёва.

Стол, чайник, коромысло, кастрюля.

Стол, чайник, коромысло, кастрюля.

Электроутюг, рубель, утюжок, утюг.

Электроутюг, рубель, утюжок,

утюг.

Лукошко

Лукошко

Сито

Сито

Прялка

Прялка

Выяснить, какие слова  называются устаревшими.  Узнать, какую роль играют  устаревшие слова в  русском языке.  Учиться находить
  • Выяснить, какие слова

называются устаревшими.

  • Узнать, какую роль играют

устаревшие слова в

русском языке.

  • Учиться находить

устаревшие слова в тексте

и объяснять их значение.

- Что узнали нового? - Что теперь вы сможете делать? - Кому нужна помощь?

- Что узнали нового?

- Что теперь вы сможете делать?

- Кому нужна помощь?

Домашнее задание стр. 87 упр. 3

Домашнее задание

стр. 87 упр. 3


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!