СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Вопросительно-относительные местоимения» (6 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На одном уроке можно изучить два рязряда местоимений.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Вопросительно-относительные местоимения» (6 класс)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Биляр-Озерская средняя общеобразовательная школа Нурлатского муниципального района Республики Татарстан»

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

«Вопросительно-относительные местоимения» (6 класс)

Учитель русского языка и литература Ильдюшина Зинаида Владимировна


УМК: учебный комплекс под редакцией Е.А. Быстровой. Русский язык. 6 класс

Тема урока: Вопросительно-относительные местоимения. (1 час)

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.

Цели: дать понятие вопросительно-относительных местоимений; учить различать вопросительно-относительные местоимения и употреблять их в речи; развивать познавательный интерес.

Задачи:

Обучающая – распознавать и употреблять вопросительно-относительные местоимения;

Развивающая – способствовать формированию и развитию речи, мышления, внимания, воображения, памяти, наблюдательности; пробудить творческую активность учащихся.

Воспитательная – воспитывать сдержанность, умение выслушивать товарищей; развивать интерес к чтению, к художественной литературе.

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, носитель. Презентация.

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС ООО.

П: Опознавать вопросительно-относительные местоимения и анализировать их

М/п: Личностные УУД: проявлять внимание, желание больше узнать и читать; участвовать в творческом процессе.
Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения её результата; планировать решение учебной задачи.

Познавательные УУД: перерабатывать, систематизировать информацию, представленную в форме схемы, и предъявлять её разными способами.
Коммуникативные УУД: использовать приёмы отбора и систематизации материала; преобразовывать информацию, представленную в форме схемы

Л: Сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности









Ход урока


Этап урока/

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

Цель:

Создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.


Приветственное слово учителя Учитель приветствует детей, высказывая добрые пожелания. В результате создается положительная эмоциональная направленность.

- Здравствуйте, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. У нас хорошее настроение, мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. Ведь…

Пришли мы на урок не лениться, а трудиться.

Будем же старательны и во всем внимательны.


Запишем число. Классная работа.

Приветствие учащихся.


Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность.


УУД: коммуникативные (формирование эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества)

Личностные: внимание, уважение к окружающим.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками.

Регулятивные: саморе гуляция.

2. Актуализация знаний

Цель:

Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий.

Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление) и предоставляет индивидуальные задания на применение нового знания.

Проверим домашнее упражнение № 38.

1группа. - Назовите определительные местоимения, которые вы вставили в текст. На что они указывают? Как изменяются? 2 группа. - Местоимения каких разрядов вы использовали в домашнем сочинении «Как я провожу свободное время»?


Используют изученный ранее материал по теме «Местоимение» Развивают речь, память. Размышляют, что у них не получилось и почему?


УУД: познавательные (извлечение необходимой информации из текста; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ);

коммуникативные (формулирование понятных высказываний, используя термины, в рамках учебного диалога); регулятивные (выполнение учебной деятельности; саморегуляция в случае затруднения).

3. Выявление места и причины затруднения.


Цель:

Постановка учебной задачи.

Поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации.



Организовывает погружение в проблему. Задаёт вопрос повышенной сложности. Учитель выступает в роли организатора.

После ответов детей уточняет цель и тему урока.

СЛАЙД №1. Определяем проблему урока?
Чем опять душа полна?
Что опять в ней пробудилось?
Что с тобой к ней возвратилось,
Перелётная весна?
(В.А. Жуковский)
- Определите вид предложений по цели высказывания.
- Какие слова помогают задать вопрос? - Можем ли мы в жизни обойтись без вопросительных предложений? - Как вы думаете, как будут называться местоимения, которые мы будем сегодня изучать? (вопросительные)

СЛАЙД №2. Прочтите предложение.

В стихотворении лирический герой спрашивает, что пробуждается в душе с приходом весны. - Определите вид предложений по цели высказывания.
- Найдите грамматические основы. Какое это предложение? (Сложноподчиненное) - Есть ли здесь местоимение? Какова его функция? - Что мы передали с помощью сложноподчи-ненного предложения? (чужую речь)

Итак: - Тема нашего урока? (Запишем тему урока) - Какие цели мы решим на уроке? …

1. Какие местоимения относятся к вопросительно-относительным? 2. На что указывают вопросительно-относительные местоимения, для чего служат?
3. Как изменяются вопросительно-относительные местоимения?
4. Какими членами предложения могут быть вопросительно-относительные местоимения?

Размышляют над заданием. Работают с информацией, систематизируют её. Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения.

Предлагают и согласовывают тему урока.

Предполагаемый ответ уч-ся: мы будем говорить о вопросительно-относительных местоимениях КТО, ЧТО, КАКОЙ, КОТОРЫЙ, ЧЕЙ, ТАКОВ, СКОЛЬКО;

которые служат для выражения вопроса, и для связи простых предложений в СПП; Установим, как изменяются вопросительно-относительные местоимения и каким членом предложения могут быть в предложения

УУД: познавательные (пытаются решить задачу известным способом. Самостоятельное выделение и формирование цели);

регулятивные (принимают и сохраняют учебную задачу)

4. Построение и реализация проекта выхода из затруднения.


Цель: Построить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.



§ 7 - стр. 34. Прочтите предложения в 1-ой и 2-ой колонках? - Каковы предложения по цели высказывания в 1-ой и во 2-ой колонках? (вопросительные – повествовательные) - Найдите грамматическую (-ие) основу (-ы) предложений в 1-ой и во 2-ой колонках? Какие это предложения по количеству грамматических основ? - Найдите в них местоимения. - Какова роль местоимений в данных предложениях? (задать вопрос – связать простые предложения в сложное) - Какие местоимения используются в первой колонке? (вопросительные). А во 2-ой? (относительные) СЛАЙД №3. Алгоритм действий:
1. Установить, какое предложение по цели высказывания; 2.Вспомнить вопросительно-относительные местоимения и найти их в предложении; 2.Найти грамматическую (-ие) основу(-ы) предложения (-ий); 4. Определить функцию местоимения. 5. Определить, какое это местоимение: относительное или вопросительное.
- Нарисуйте схемы предложений. - Что общего в вопросительных и относительных местоимениях и чем они отличаются? (являются членами предложения: подлежащим, определением, дополнением; используются или в простом предложении, или в сложном и выполняют различные функции) СЛАЙД №4. Обобщим, что у нас получилось:

Вопросительные – Относительные 1. ПП СПП 2. выражают связывают придаточное вопрос придаточное предл. с гл.

3. являются членами предложения: подлежащим, определением, дополнением.

Работают с информацией, систематизируют её.

Вырабатывают алгоритм действий:

1.Устанавливают предложения по цели высказывания. 2. Находят грамм. основы предложений 3.Вспомнают вопр.-относ. местоимения и находят их в предложениях;

4. Определяют ф-ию местоимений. 5. Определяют, какое это местоимение: относительное или вопросительное.

УУД: познавательные (анализ, сравнение, классификация; осознанное построение речевого высказывания; поиск и выделение необходимой информации);

коммуникативные (адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью);

регулятивные (контроль, самооценка, коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения)

5. Первичное закрепление знаний.


Цель: Усвоить новый способ действия.




Упр. 40 Запишем ответы на вопросы, «превращая» вопросительные местоимения в относительные. Определим их непостоянные признаки. Подчеркнем местоимения как члены предложения. В какой форме они даны?


- Как же изменяются вопросительно-относительные местоимения? СЛАЙДЫ №5-8

ВЫВОД: На стр. 36 об изменении вопросительно-относительных местоимений.

Дополнительный вопрос:

- Есть ли у тебя любимые книги?

- Назовите их авторов. О чем эти книги?

Концентрируют своё внимание на задании. Работают в группах. Размышляют, анализируют. ИЗМЕНЯЮТСЯ Кто, что, сколько – по падежам

какой, который, чей – по родам, числам и падежам (как полное прилаг.)

каков – по числам и родам (как кр. прил.)

УУД: познавательные (извлечение из предметного текста необходимой информации; осознанное и произвольное речевое высказывание);

коммуникативные (умение

аргументировать своё предложение, убеждать и уступать)

6.Физ. минутка (пауза релаксации)

У реки росла рябина У реки росла рябина (из положения упор – присев постепенное выпрямление туловища, руки вперед, вверх) А река текла, рябила (повороты вправо и влево с плавными движениями рук) Посредине глубина (наклоны вперед, руки прямые) Там гуляла ры-би-на (приседы) Это рыба – рыбий царь Называется пескарь (ходьба на месте)

Выполняют упражнения, отдыхают.


7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель: Оценить результаты освоения нового способа действия.



Упр. 41: Найдите относительные местоимения, определите их непостоянные признаки и «превратите» их в вопросительные. Запишите эти вопросы и подчеркните вопросительные местоимения как члены предложения. В какой форме они даны?

СЛАЙД № 9. Самопроверка по эталону: О чем (П.п. дополнение) эта книга? Что (И.п. подлежащее) из воды родится, а воды боится? Что (И.п.подлежащее) можно обнаружить и в толще воды, и в облаках, и в капельках росы? Без чего (Р.п. дополнение) нельзя создать многоцветья красок, лекарств, сверкающего стекла? Что (И.п. подлежащее) ускоряет таяние льда и в то же время помогает творить лед? Что (В.п. дополнение), садясь за обеденный стол, мы измеряем щепотками? Чего (Р.п. дополнение), говорят, надо съесть пуд, чтобы узнать человека?

- Как же изменяются вопросительно-относительные местоимения?

Учащиеся пошагово проверяют свои действия самостоятельного задания. Фиксируют положительные результаты своих действий. Оценивают свои результаты в освоении нового способа действия.


Предполагаемый ответ:

Что изменяется только по падежам.

УУД: познавательные (анализ, синтез, сравнение; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; доказательства);

коммуникативные (рефлексия способов и условий действий; учебное сотрудничество);

регулятивные (оценка своей деятельности; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; волевая саморегуляция в ситуации затруднения)

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

Оценить собственную учебную деятельность, осознать методы построения и границы применения нового способа действий

СЛАЙД №10. Прочитайте предложение. Найдите в нем местоимение, какое оно, какова его роль?


Золотая полка – это та, на которую ставятся любимые книги.


- Запишите высказывание Ю.К. Олеши в виде предложения с прямой речью. Нарисуйте схемы предложений с прямой речью.


Слайд № 11. ПРОВЕРЬТЕ!

Ю.К. Олеша писал: «Золотая полка – это та, на которую ставятся любимые книги».

А: «П».

«Золотая полка – это та, на которую ставятся любимые книги», - писал Ю.К. Олеша. «П», - а.

Учащиеся оценивают собственную учебную деятельность.

Ю.К. Олеша писал: «Золотая полка – это та, на которую ставятся любимые книги».

Или «Золотая полка – это та, на которую ставятся любимые книги», - писал Ю.К. Олеша.

УУД: познавательные (анализ, синтез, сравнение; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; доказательства);

коммуникативные (рефлексия способов и условий действий; учебное сотрудничество);

регулятивные (оценка своей деятельности; волевая саморегуляция в ситуации затруднения)

9. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия) (3 мин)


Цель:

Оценить собственную учебную деятельность, осознать методы построения и границы применения нового способа действий

Слуховой выборочный диктант.

Выписать из предложений вопросительные местоимения, указать их падеж.

а) Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. Что (В.п.) ищет он в стране далёкой? Что (В.п.) кинул он в краю родном? (М.Ю.Лермонтов)

б) Чем (Т.п.) вы, гости, торг ведёте? (А.С.Пушкин)

в) Мама взяла обезьянку в руки: «Ой, такая тяжёлая. А что (В.п.) она умеет?»

г) Вера как закричит: «Ой, кто (И.п.) это?» (Э. Успенский)

СЛАЙД. № 12.

Найдите «четвёртое лишнее»: кто, чем, кого, тебя.


Оцените свою работу на уроке.

- Что сегодня я узнал?

- Мне было тяжело или нет?

- Я понял материал или были затруднения?

- Я научился чему-то новому?

- Я смог добиться результата? А класс как работал?

Обращают внимание к записи темы урока и целей. Мысленно соотносят их с теми знаниями, которые получили на уроке. Анализируют свою деятельность, отвечая на вопросы. Слушают высказывания одноклассников. Определяют свой уровень познания в соотношении со сказанным. «Знаю или не знаю»

УУД: познавательные (анализ, рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности);

коммуникативные (внутренняя оценка деятельности учащихся);

регулятивные (самооценка на основе критерия успешности; самоопределение)

10.Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок


СЛАЙД № 13. § 7 - стр. 34: выучить вопросительно-относительные местоимения и их морфологические признаки. Упр. 39 (задание 1,2) Определите основную мысль текста, какие местоимения вопросительные, а какие относительные. Подчеркните их как члены предложения.

Слушают задание на дом.




Список литературы:

1. Г.Х.Ахбарова, Т.О.Скиргайло, Л.С.Сайфуллина. Система работы учителя по составлению технологической карты урока по русскому языку (Из опыта работы учителей русского языка и литературы общеобразовательных учреждений Бугульминского муниципального района РТ). Казань. 2014 г. 2. А.С.Бельская. Практический материал по русскому языку. Минск. Издательство «НАРОДНАЯ АСВЕТА», 1969 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!