Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Биляр-Озерская средняя общеобразовательная школа Нурлатского муниципального района Республики Татарстан»
Этап урока/ Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности Цель: Создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. | Приветственное слово учителя Учитель приветствует детей, высказывая добрые пожелания. В результате создается положительная эмоциональная направленность. - Здравствуйте, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. У нас хорошее настроение, мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. Ведь… Пришли мы на урок не лениться, а трудиться. Будем же старательны и во всем внимательны. Запишем число. Классная работа. | Приветствие учащихся. Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. | УУД: коммуникативные (формирование эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества) Личностные: внимание, уважение к окружающим. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками. Регулятивные: саморе гуляция. |
2. Актуализация знаний Цель: Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий. | Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление) и предоставляет индивидуальные задания на применение нового знания. Проверим домашнее упражнение № 38. 1группа. - Назовите определительные местоимения, которые вы вставили в текст. На что они указывают? Как изменяются? 2 группа. - Местоимения каких разрядов вы использовали в домашнем сочинении «Как я провожу свободное время»? | Используют изученный ранее материал по теме «Местоимение» Развивают речь, память. Размышляют, что у них не получилось и почему? | УУД: познавательные (извлечение необходимой информации из текста; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ); коммуникативные (формулирование понятных высказываний, используя термины, в рамках учебного диалога); регулятивные (выполнение учебной деятельности; саморегуляция в случае затруднения). |
3. Выявление места и причины затруднения. Цель: Постановка учебной задачи. Поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации. | Организовывает погружение в проблему. Задаёт вопрос повышенной сложности. Учитель выступает в роли организатора. После ответов детей уточняет цель и тему урока. СЛАЙД №1. Определяем проблему урока? Чем опять душа полна? Что опять в ней пробудилось? Что с тобой к ней возвратилось, Перелётная весна? (В.А. Жуковский) - Определите вид предложений по цели высказывания. - Какие слова помогают задать вопрос? - Можем ли мы в жизни обойтись без вопросительных предложений? - Как вы думаете, как будут называться местоимения, которые мы будем сегодня изучать? (вопросительные) СЛАЙД №2. Прочтите предложение. В стихотворении лирический герой спрашивает, что пробуждается в душе с приходом весны. - Определите вид предложений по цели высказывания. - Найдите грамматические основы. Какое это предложение? (Сложноподчиненное) - Есть ли здесь местоимение? Какова его функция? - Что мы передали с помощью сложноподчи-ненного предложения? (чужую речь) Итак: - Тема нашего урока? (Запишем тему урока) - Какие цели мы решим на уроке? … 1. Какие местоимения относятся к вопросительно-относительным? 2. На что указывают вопросительно-относительные местоимения, для чего служат? 3. Как изменяются вопросительно-относительные местоимения? 4. Какими членами предложения могут быть вопросительно-относительные местоимения? | Размышляют над заданием. Работают с информацией, систематизируют её. Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения. Предлагают и согласовывают тему урока. Предполагаемый ответ уч-ся: мы будем говорить о вопросительно-относительных местоимениях КТО, ЧТО, КАКОЙ, КОТОРЫЙ, ЧЕЙ, ТАКОВ, СКОЛЬКО; которые служат для выражения вопроса, и для связи простых предложений в СПП; Установим, как изменяются вопросительно-относительные местоимения и каким членом предложения могут быть в предложения | УУД: познавательные (пытаются решить задачу известным способом. Самостоятельное выделение и формирование цели); регулятивные (принимают и сохраняют учебную задачу) |
4. Построение и реализация проекта выхода из затруднения. Цель: Построить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа. | § 7 - стр. 34. Прочтите предложения в 1-ой и 2-ой колонках? - Каковы предложения по цели высказывания в 1-ой и во 2-ой колонках? (вопросительные – повествовательные) - Найдите грамматическую (-ие) основу (-ы) предложений в 1-ой и во 2-ой колонках? Какие это предложения по количеству грамматических основ? - Найдите в них местоимения. - Какова роль местоимений в данных предложениях? (задать вопрос – связать простые предложения в сложное) - Какие местоимения используются в первой колонке? (вопросительные). А во 2-ой? (относительные) СЛАЙД №3. Алгоритм действий: 1. Установить, какое предложение по цели высказывания; 2.Вспомнить вопросительно-относительные местоимения и найти их в предложении; 2.Найти грамматическую (-ие) основу(-ы) предложения (-ий); 4. Определить функцию местоимения. 5. Определить, какое это местоимение: относительное или вопросительное. - Нарисуйте схемы предложений. - Что общего в вопросительных и относительных местоимениях и чем они отличаются? (являются членами предложения: подлежащим, определением, дополнением; используются или в простом предложении, или в сложном и выполняют различные функции) СЛАЙД №4. Обобщим, что у нас получилось: Вопросительные – Относительные 1. ПП СПП 2. выражают связывают придаточное вопрос придаточное предл. с гл. 3. являются членами предложения: подлежащим, определением, дополнением. | Работают с информацией, систематизируют её. Вырабатывают алгоритм действий: 1.Устанавливают предложения по цели высказывания. 2. Находят грамм. основы предложений 3.Вспомнают вопр.-относ. местоимения и находят их в предложениях; 4. Определяют ф-ию местоимений. 5. Определяют, какое это местоимение: относительное или вопросительное. | УУД: познавательные (анализ, сравнение, классификация; осознанное построение речевого высказывания; поиск и выделение необходимой информации); коммуникативные (адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью); регулятивные (контроль, самооценка, коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения) |
5. Первичное закрепление знаний. Цель: Усвоить новый способ действия. | Упр. 40 Запишем ответы на вопросы, «превращая» вопросительные местоимения в относительные. Определим их непостоянные признаки. Подчеркнем местоимения как члены предложения. В какой форме они даны? - Как же изменяются вопросительно-относительные местоимения? СЛАЙДЫ №5-8 ВЫВОД: На стр. 36 об изменении вопросительно-относительных местоимений. Дополнительный вопрос: - Есть ли у тебя любимые книги? - Назовите их авторов. О чем эти книги? | Концентрируют своё внимание на задании. Работают в группах. Размышляют, анализируют. ИЗМЕНЯЮТСЯ Кто, что, сколько – по падежам какой, который, чей – по родам, числам и падежам (как полное прилаг.) каков – по числам и родам (как кр. прил.) | УУД: познавательные (извлечение из предметного текста необходимой информации; осознанное и произвольное речевое высказывание); коммуникативные (умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать) |
6.Физ. минутка (пауза релаксации) | У реки росла рябина У реки росла рябина (из положения упор – присев постепенное выпрямление туловища, руки вперед, вверх) А река текла, рябила (повороты вправо и влево с плавными движениями рук) Посредине глубина (наклоны вперед, руки прямые) Там гуляла ры-би-на (приседы) Это рыба – рыбий царь Называется пескарь (ходьба на месте) | Выполняют упражнения, отдыхают. | |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Цель: Оценить результаты освоения нового способа действия. | Упр. 41: Найдите относительные местоимения, определите их непостоянные признаки и «превратите» их в вопросительные. Запишите эти вопросы и подчеркните вопросительные местоимения как члены предложения. В какой форме они даны? СЛАЙД № 9. Самопроверка по эталону: О чем (П.п. дополнение) эта книга? Что (И.п. подлежащее) из воды родится, а воды боится? Что (И.п.подлежащее) можно обнаружить и в толще воды, и в облаках, и в капельках росы? Без чего (Р.п. дополнение) нельзя создать многоцветья красок, лекарств, сверкающего стекла? Что (И.п. подлежащее) ускоряет таяние льда и в то же время помогает творить лед? Что (В.п. дополнение), садясь за обеденный стол, мы измеряем щепотками? Чего (Р.п. дополнение), говорят, надо съесть пуд, чтобы узнать человека? - Как же изменяются вопросительно-относительные местоимения? | Учащиеся пошагово проверяют свои действия самостоятельного задания. Фиксируют положительные результаты своих действий. Оценивают свои результаты в освоении нового способа действия. Предполагаемый ответ: Что изменяется только по падежам. | УУД: познавательные (анализ, синтез, сравнение; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; доказательства); коммуникативные (рефлексия способов и условий действий; учебное сотрудничество); регулятивные (оценка своей деятельности; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; волевая саморегуляция в ситуации затруднения) |
8. Включение в систему знаний и повторение. Цель: Оценить собственную учебную деятельность, осознать методы построения и границы применения нового способа действий | СЛАЙД №10. Прочитайте предложение. Найдите в нем местоимение, какое оно, какова его роль? Золотая полка – это та, на которую ставятся любимые книги. - Запишите высказывание Ю.К. Олеши в виде предложения с прямой речью. Нарисуйте схемы предложений с прямой речью. Слайд № 11. ПРОВЕРЬТЕ! Ю.К. Олеша писал: «Золотая полка – это та, на которую ставятся любимые книги». А: «П». «Золотая полка – это та, на которую ставятся любимые книги», - писал Ю.К. Олеша. «П», - а. | Учащиеся оценивают собственную учебную деятельность. Ю.К. Олеша писал: «Золотая полка – это та, на которую ставятся любимые книги». Или «Золотая полка – это та, на которую ставятся любимые книги», - писал Ю.К. Олеша. | УУД: познавательные (анализ, синтез, сравнение; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; доказательства); коммуникативные (рефлексия способов и условий действий; учебное сотрудничество); регулятивные (оценка своей деятельности; волевая саморегуляция в ситуации затруднения) |
9. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия) (3 мин) Цель: Оценить собственную учебную деятельность, осознать методы построения и границы применения нового способа действий | Слуховой выборочный диктант. Выписать из предложений вопросительные местоимения, указать их падеж. а) Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. Что (В.п.) ищет он в стране далёкой? Что (В.п.) кинул он в краю родном? (М.Ю.Лермонтов) б) Чем (Т.п.) вы, гости, торг ведёте? (А.С.Пушкин) в) Мама взяла обезьянку в руки: «Ой, такая тяжёлая. А что (В.п.) она умеет?» г) Вера как закричит: «Ой, кто (И.п.) это?» (Э. Успенский) СЛАЙД. № 12. Найдите «четвёртое лишнее»: кто, чем, кого, тебя. Оцените свою работу на уроке. - Что сегодня я узнал? - Мне было тяжело или нет? - Я понял материал или были затруднения? - Я научился чему-то новому? - Я смог добиться результата? А класс как работал? | Обращают внимание к записи темы урока и целей. Мысленно соотносят их с теми знаниями, которые получили на уроке. Анализируют свою деятельность, отвечая на вопросы. Слушают высказывания одноклассников. Определяют свой уровень познания в соотношении со сказанным. «Знаю или не знаю» | УУД: познавательные (анализ, рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности); коммуникативные (внутренняя оценка деятельности учащихся); регулятивные (самооценка на основе критерия успешности; самоопределение) |
10.Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок | СЛАЙД № 13. § 7 - стр. 34: выучить вопросительно-относительные местоимения и их морфологические признаки. Упр. 39 (задание 1,2) Определите основную мысль текста, какие местоимения вопросительные, а какие относительные. Подчеркните их как члены предложения. | Слушают задание на дом. | |
1. Г.Х.Ахбарова, Т.О.Скиргайло, Л.С.Сайфуллина. Система работы учителя по составлению технологической карты урока по русскому языку (Из опыта работы учителей русского языка и литературы общеобразовательных учреждений Бугульминского муниципального района РТ). Казань. 2014 г. 2. А.С.Бельская. Практический материал по русскому языку. Минск. Издательство «НАРОДНАЯ АСВЕТА», 1969 г.