Этапы урока | Цель этапа | Действия учителя | Действия обучающихся | Результат |
Этап 1. Мотивация к учебной деятельности | Включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. | Создание ситуации для психологического настроя обучающихся. Вступительное слово учителя: Здравствуйте, ребята! Сегодня мне хочется необычно начать урок. Послушайте строчки из стихотворения Е. Баратынского (Слайд №1): Весна! Весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей лазурию живой Слепит мне очи он. Е.А Баратынский Вопросы к классу: Ребята, как вы думаете, почему с этого стихотворения я начала наш урок? (наступила весна) - А что случилось в природе с приходом весны? -Погода нас очень радует: солнце светит ярко, воздух стал теплее, и настроение наше изменилось. Мы радуемся каждому теплому весеннему денечку. Я думаю, что сегодня весеннее солнышко будет нам улыбаться и принесет удачу на этом уроке. (запись даты урока) | Личностные УУД: Самооценка готовности к уроку. Учащиеся включаются в учебную деятельность. | Учебно-познавательный интерес к данному уроку. |
Этап 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
| Вхождение в тему урока. Планирование своей деятельности, формулирование задач урока | Работа с текстом. ________________ Небо над головой весеннее, голубое. В полях бегут шумные и говорливые ручейки. Над березовой рощей кружатся, взлетают высоко в небо жаворонки. Весна идет по полям, гонит тучи с весеннего неба, солнечным лучом согревает землю. Приход весны – это самый большой подарок для детей! Ведь можно подолгу гулять на свежем воздухе, наслаждаясь красотой весенней природы. Прочитайте выразительно текст. О чём текст? Как бы вы его озаглавили? Назовите три слова, в которых буквы е,ё,ю,я обозначают два звука. (весеннее, голубое, шумные, говорливые, взлетают, согревает, наслаждаясь) Найдите в тексте два слова, соответствующие схеме: 1 вариант (корень, суффикс, окончание); 2 вариант (приставка, корень, суффикс, окончание)
«Правописание О - Е после шипящих в окончаниях имён прилагательных». | Регулятивные УУД: целеполагание; Коммуникативные: ответы на вопросы. Познавательные: доказательства. Фронтальная работа. Приводят свои варианты цели и задач урока. Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы, определяют тему урока | Личностные: Осознание ценности изучаемого материала и его практической важности |
Этап 3. Построение проекта выхода из затруднения. Реализация построенного проекта (открытие «нового знания») | Вхождение в тему урока. Планирование своей деятельности, формулирование задач урока. | Сопоставительный анализ слов, записанных на доске. Лучом – большой (Над) рощей – (на)свежем -Что интересного вы заметили, сравнивая существительные из первого столбика и прилагательные из второго? -В какой части слова орфограмма? (в окончании) -Что влияет на написание гласных в окончаниях имен существительных? (ударение) - Давайте поставим ударение в словах. Что вы заметили? -На основе наших рассуждений можете ли вы сформулировать правила написания о-е после шипящих в окончаниях имен прилагательных? -Давайте откроем учебники на странице 232 и посмотрим, правильно ли мы рассуждали.
| Познавательные УД:
Коммуникативные УУД: Обучающиеся рассуждают и выражают свои точки зрения, учитель обобщает ответы обучающихся. Ученики дают ответы, учитель подводит их попробовать самостоятельно сформулировать ответ | Метапредметные УУД: Самостоятельное формулирование учебных задач и цели урока, умение выявлять проблему, выбирать действия по достижению цели Предметные : Обучающиеся находят существенные сходства в написании окончаний имен существительных и прилагательных |
Этап 4. Первичное закрепление материала с проговариванием во внешней речи. | Закрепление умений написания о-е в окончаниях прилагательных после шипящих | Анализ слов с объяснением написания. Обучающиеся по очереди объясняют написание, графически обозначая выбор написания. Определяют падеж.
На свеж..м воздухе, к старш..му брату, по горяч..му следу, на чуж…й стороне, у могуч..го дуба, к больш… празднику.
Упр 584. (у доски) - Списать пословицы, употребив прилагательные в нужной форме и обозначив условия выбора букв в окончаниях. -Что такое пословица? (посмотреть в литературоведческом словаре) -Объясните смысл пословиц. Пословица – малый жанр фольклора; краткое изречение, иносказание с нравоучительным уклоном. Пословица – это народная мудрость От хорошего братца можно ума набраться. (Общаешься с хорошими людьми - хорошему научишься, а с плохими - то плохому) Маленькое дело лучше большого безделья. (Лучше делать даже не очень важную работу, чем бездельничать) Горе в чужой земле безъязыкому. (Человеку, который не знает языка чужой страны, придется очень трудно) - Сделайте вывод, когда мы пишем в окончаниях имен прилагательных букву о, а когда е?
Физкультминутка Мы немножко отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Вправо, влево поворот. Дружно хлопаем руками, Дружно топаем ногами, Тихо сядем мы за стол И продолжим разговор. | Познавательные УД: Фронтальная работа. Регулятивные УД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения темы урока. | Личностные: 1.Успешно выполненные задания. 2.Самооценка и адекватное реагирование на свои результаты. |
Этап5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап 6. Включение в систему знаний и повторение | Самоконтроль и самооценка Применение нового знания | Работа в парах 1 вариант Вставить пропущенные буквы, выделить изученные орфограммы. Из больш.... туч..., чуж... славой, пригож..... человеку, у лежач.... камня, в стояч.... вод... , от хорош.... дерева, в больш.... дел... , перед березов... рощ.... , над луч.... , темной туч..... . 2 вариант. В чуж... стране, не бьют лежач.... , от хорош.... дерева, в больш... дел... , в дремуч.... бору, по свеж.... снегу, с надежным товарищ.... , у старш.... брата, с малыш.... , перед мельниц.... . (Взаимопроверка по эталону) - При выполнении данного задания, какие орфограммы вам встретились?
-Давайте вернемся к началу урока и вспомним, что наш урок начинался со стихотворения Евгения Абрамовича Баратынского о весне, с работы текста о весне. - А теперь и вы по данным иллюстрациям составьте одно-два предложения на тему весны, используя имена прилагательные на изученную нами тему. (Задание по вариантам) (проверка работы) | Познавательные УД: Выполнение задания. Работа в парах Развитие коммуникативных УД, обеспечивающих возможность сотрудничества. Регулятивные УД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения темы урока. Познавательные УД: Развитие коммуникативных УД: развитие речи | Результатом этого этапа будет самоконтроль и самооценка, каждый для себя делает вывод, что он уже умеет. Ученик проговаривает алгоритм действия «про себя». Результатом этапа будет автоматизация умственных действий по изученным нормам, подготовка к введению в будущем новых норм. |
Этап 7. Рефлексия | Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса | Предлагает ответить на вопросы: Какой из этапов урока вызвал затруднение? Что помогло решить проблему? Над чем еще надо поработать? -Ответьте, используя незаконченное предложение. • Для меня было важным и интересным… • По этому вопросу я получил разъяснение… • Мне было трудно (почему)… • Моя оценка атмосферы на уроке… • Для меня было недостаточно… | Регулятивные УУД -Соотносить цели и результаты своей деятельности. -Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. | Личностные: 1.Осознание обучающимися своей учебной деятельности 2.самооценка результатов своей деятельности и всего класса. |
Этап 8. Домашнее задание | Домашнее задание | П. 103, упр. 585 или написать сочинение-миниатюру на тему: «Приход долгожданной весны», используя имена прилагательные. | Регулятивные УУД. Выполнить все требования к домашней работе Коммуникативные: Обсудить возникающие затруднения по домашней работе | |