СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Самый дорогой и близкий человек"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по чувашскому языку.

Цель: Воспитание любви и уважения к самому близкому человеку - маме

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Самый дорогой и близкий человек"»

УРОК «ЧИ ХАКЛĂ, ЧИ ÇЫВĂХ ÇЫН» Самый дорогой и близкий человек

Цель урока: -воспитание у детей чувства любви и уважения к родному и к самому близкому человеку- маме,

-воспитание чувства преданности к матери и ее значимости в семье. -создать тёплый нравственный климат для детей.

Задачи:

-расширение представления детей о Международном празднике Дне матери;

Тип урока: Урок открытия нового знания

Метод или вид деятельности, доминирующий на уроке:  творческий-информационный

Оборудование: -презентация «Самый главный человек»

- русско – чувашский словарь

- распечатки стихов о маме на чувашском языке, пословиц

-шаблоны солнца и лучиков со словами.

Планируемые результаты

Личностные УУД:

- представление понятия «Все начинается с мамы». (беседа)

Метапредметные:

-Уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя; уметь высказывать своё предположение на основе данного материала; (Регулятивные УУД). (начало урока)

- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию. (групповая, фронтальная работа) (Коммуникативные УУД).

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД). (перевод слов, чтение стихов, пословиц)

Предметные:

- научатся первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых средств устного общения на уроке

































1 слайд. I. Организационный момент. Эмоциональный настрой учащихся.

Учитель: Ырă хĕвел ăшшипе, Добрый день

Ирхи хĕвел куллипе, уважаемые коллеги.

Ырă кун пултăр

II. Актуализация знаний.

- У вас сегодня не совсем обычный урок, а урок – знакомства с новым для вас языком – чувашским. Проведу его я, зовут меня Ирина Васильевна.

Хотелось бы узнать, кто-нибудь из вас говорит или понимает чувашский язык? Они будут сегодня нашими помощниками. Чтобы определить тему урока, урок я начинаю с загадки, отгадав которую вы узнаете, кому мы посвятим сегодня наш урок.

2 слайд. Кто вас, дети, больше любит?

Кто вас нежно так голубит?

Кто заботиться о вас,

Не смыкая ночью глаз?

Ожидаемый ответ: М а м а.

Почему сегодня в ноябрьский день мы на уроке будем говорить о маме? Что вы знаете об этом празднике?

III. Сообщение темы и цели урока.

3 слайд. Прочитайте тему урока и сформулируйте цель нашего урока.

Сегодня мы вами познакомимся с новым звучанием понятных вам слов, постараемся выучить несколько слов на чувашском языке, послушаем стихи, пословицы и песню о маме.

  • Аннесене юратма, упрама, пулăшма вěрентесси.

  • Анне çинчен калакан çĕнĕ сăмахсемпе паллаштарасси, вĕсене пуплеве кěртесси.

  • Юратнă аннесем çинчен çыхăнуллă каласа пама хăнăхтарасси.

Начнём нашу работу. Сначала мы с вами разделимся на группы. У каждой группы будет своё задание..

1 группа «Переводчики» Они будут искать значения незнакомых слов в словаре.

2 группа «Исследователи» Они будут исследовать значения чувашских пословиц и познакомят нас с ними.

3 группа «Чтецы» Члены этой группы познакомят нас со стихотворными строками известных чувашских писателей.

Каждая группа назначает себе руководителя, который будет контролировать работу своей группы.

4 слайд- Как оно звучит на чувашском языке нас познакомят Переводчики.

- Пока они ищут перевод, может вы знаете как звучит это слово на других языках?

- Итак слово нашим переводчикам. (Анне) 5 слайд.

- Молодцы! Как ласково зовёте вы свою маму? 6 слайд. . - Мама, мамочка…как нежно, ласково звучит это слово. Также нежно и ласково звучит это слово и на чувашском языке - аннеҫӗм… Какое ласковое, нежное слово для каждого из нас. Это слово не сравнишь ни с одним словом! (Мӗнле ҫепӗҫ, ӑшӑ, ҫывӑх сӑмах вӑл пирӗншӗн. Мӗнпе танлаштарма пулӗ-ши ӑна?)

Анне сӑмах мӗнпе танлашӗ?!

Кунҫул пуҫламӑшӗ –«анне».

Вӑл пурнӑҫ тытӑмӗ, ун тӗшӗ

Пире парать хӑй ӑшшине.

IV. Изучение нового материала.

1.Фонозарядка

- Чтобы немного привыкнуть к незнакомой речи я вам предлагаю провести зарядку для нашего артикуляцонного аппарата. В чувашском языке есть 4 буквы, которые вы не знаете, это ă, ĕ, ÿ, ç (учитель знакомит с произношением)

7 слайд. Учитель: чă – чĕ – че – чÿк уйăх вĕçĕнче

Ученики: лă – лĕ – ле – уяв ячĕпеле

Девочки: ă – çе – се – чечек çыххи илсе

Мальчики: ру – рÿ – ре – саламлăр аннĕре

2. Открытие нового знания.

- О маме написано много стихов, спето много песен. Сейчас и мы попробуем подобрать рифму и сочинить небольшое стихотворение о маме на чувашском языке. (Аннесене хисеплесе нумай сӑвӑсем, юрӑсем ҫырнӑ. Виҫҫӗмӗш класра вӗренекен ачасем те аннесем ҫинчен сӑвӑсем, юрӑсем нумай пӗлеҫҫӗ. Итлесе пӑхар-ха вӗсене) А группа переводчиков попробует нам перевести эти строки.

8 слайд. Рифмăсем туп:

Эп çирĕплетсе калатăп:

Аннене суйламаççĕ,

Аннене эп … . Щелчок

Аннене … Щелчок

Кирлĕ сăмахсем: туянмаççĕ, юрататăп

3. Ачасем анне ҫинчен сӑвӑсем вулани.

Слайд. 9. Молодцы! Вы легко справились с этой задачей.

- Сейчас мы послушаем наших чтецов. Они нам прочитают стихи на чувашском языке, которые сочинили чувашские писатели.




1. Пире кам ачашшăн

Лăпкать пĕчĕкрен,

Чипер çын тăвасшăн

Çунать чĕререн?

Все: Анне.

2. Кам ыррăн, хавассăн

Пурне те пире,

Çапла лăш курмасăр,

Пăхса ÿстерет?

Все: Анне.

3. Кам пултăр? Пĕлеççĕ

Туссем вăл камне:

Все: Вăл – пирĕн телей-çке,

Вăл пирĕн анне!

4. Çак сăвă çĕклетĕр

Кашнин шухăшне:

Ача хисеплетĕр

Тăван амăшне!

4. Знакомство с пословицами. Анне çинчен çырнă ваттисен сăмахĕсемпе тĕрĕс усă курма вĕренесси; -ват çынсем вĕрентсе каланине ăша хывасси.

-Группа исследователей познакомит нас с пословицами о маме, а мы попробуем их обяснить их смысл.

Анне –пурне те çитет (маму хватит на всех)

Аннерен çывăх тăван çук (ближе матери родни нет)

Анне ăшши хĕвел пек ăшăтать. (тепло матери греет как солнце)

Анне чĕри хĕвелрен ăшăрах (мамино сердце теплее солнца)








V. Рефлексия. Обобщение и систематизация знаний. Итог урока.

Учитель: Вспомните тему урока. Кто же для нас самый важный человек? Мама это – человек, которого одинаково уважают и любят в любой стране. Мать даёт жизнь своему ребёнку. Мать волнуется и печалится, чтобы ребёнок был здоров, сыт, счастлив. Мать – Это окно в мир! Она помогает ребёнку понять красоту мира. У мамы самое доброе, ласковое сердце, самые нежные, самые заботливые руки, которые умеют всё.

- Что нового узнали на уроке? Как на чувашском звучит слово МАМА?

- C чем часто сравнивают маму? (с солнышком)

- И сегодня мы зажжем лучики солнышка, чтобы оно засияло.

Выдача учащимся индивидуальных заданий. 

- У вас на партах лежат лучики, от группы выходят по 2 человека, читают предложения о маме и прикрепляют к солнышку.

Дети складывают лучи солнца, называя маму ласковыми словами) Доска çине «Анне» хĕвел ÿкересси (Аннене сăнлакан паллă ячĕсене тупасси )

- Манӑн анне чи маттурри. - Моя мама самая заботливая.

- Манӑн анне чи хитри. - Моя мама самая красивая.

- Манӑн анне чи ырри. - Моя мама самая добрая.

- Манӑн анне чи ӗҫченни. - Моя мама самая трудолюбивая.

- Манӑн анне чи ҫепӗҫҫи. -Моя мама самая нежная.

- Манӑн анне чи чиперри. -Моя мама самая обаятельная.

Учитель: Счастлив тот, кто с детства познал материнскую ласку и вырос под заботливым теплом и светом материнского взгляда.

VI Слушание песни. Чуваши в гости без подарков не ходят и я к вам пришла не с пустыми руками, я хочу подарить вам песню «Анне» в исполнении моей ученицы Лапшиной Ольги.






Переводчики



Исследователи




Чтецы


ă

ĕ

ÿ

ç


1. Пире кам ачашшăн

Лăпкать пĕчĕкрен,

Чипер çын тăвасшăн

Çунать чĕререн?

Все: Анне.



2. Кам ыррăн, хавассăн

Пурне те пире,

Çапла лăш курмасăр,

Пăхса ÿстерет?

Все: Анне.



3. Кам пултăр? Пĕлеççĕ

Туссем вăл камне:

Все: Вăл – пирĕн телей-çке,

Вăл пирĕн анне!

4. Çак сăвă çĕклетĕр

Кашнин шухăшне:

Ача хисеплетĕр. Тăван амăшне!



Анне –пурне те çитет (маму хватит на всех)

Аннерен çывăх тăван çук (ближе матери родни нет)

Анне ăшши хĕвел пек ăшăтать. (тепло матери греет как солнце)

Анне чĕри хĕвелрен ăшăрах (мамино сердце теплее солнца)




- Манӑн анне чи маттурри. - Моя мама самая заботливая.

Манӑн анне чи хитри. - Моя мама самая красивая.

-Манӑн анне чи ырри. - Моя мама самая добрая.

Манӑн анне чи ӗҫченни. - Моя мама самая трудолюбивая.

Манӑн анне чи ҫепӗҫҫи. -Моя мама самая нежная.

Манӑн анне чи чиперри. -Моя мама самая обаятельная.


Словарь.

Мама – АННЕ. Ласково АННЕСЕМ.

Я тебя люблю – Эпэ сана юрататап.

Эп сиреплетсе калатап. – Я вам честно говорю.

Аннене суйламассе – Маму не выбирают.

Аннене эп юрататап. – Я мамочку люблю.

Аннене туянмассе. – Маму не покупают.









Самоанализ урока.

Тема: Самый дорогой и близкий человек.

ЧИ ХАКЛĂ, ЧИ ÇЫВĂХ ÇЫН

Цели.


При планировании урока я учла особенности детей, не знающий язык. Подобрала материал, который был для них посильным. Дети не разговаривают на чувашском языке.

Выбрала групповую работу. На протяжении урока ребята выполняли разнообразные задания. Всё это помогло превратить урок в игру, которая всегда интересна ученикам. На протяжении урока я подчёркивала важность выполненной работы.

Таким образом, выбранная мною форма урока и применённые методы работы, позволили мне и ребятам достичь хороших результатов.

Время, отведённое на все этапы урока, было рационально использовано, логично связано и работало на поставленные цели урока.

Дидактический материал, наглядность испольованы в соответствии с этапами урока в форме устной оценки, коррекция ответов учащихся проводилась в ходе всей работы.

На уроке был создан благоприятный психологический климат. Мне было очень приятно работать с классом я получила огромное удовольствие от общения с ними.

Думаю, что урок цели достиг, были выполнены все задачи урока, план реализован.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!