Урок русского языка в 5 классе.
(Конспект урока по теме «Синтаксис и пунктуация»).
Учитель МОУ «СОШ» №13
Г. Копейск
Филик Л.Л.
Тема: Что такое синтаксис и пунктуация.
Цели: дать понятие о синтаксисе как разделе грамматики и пунктуации, как системе правил правописания предложений, учить видеть границы предложения, находить грамматические основы, правильно строить словосочетания и предложения.
Ход урока. РАССТАВЬТЕ ЗНАКИ ПРЕНИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ(запись на доске Встречайте завтра выезжаю поездом мама).
(2 смысла в предложении. Почему?)
Слово учителя: кто из вас затрудняется в постановке запятых? Значит, вам надо учиться этому. Какова же будет цель нашего урока? ( Ответы учащихся). Сегодня на уроке вы узнаете, что такое знаки препинания, какие знаки есть в русском языке, убедитесь, как важно научиться правильно их ставить, познакомитесь с очень важными разделами науки о языке .
Запись даты, темы урока.
1). Проведем деловую игру: на доске записаны слова (прочитать). Как-то не по порядку, без толку, без смысла. Что нужно сделать, чтобы эти слова выразили какую-то мысль? (составить предложение, связав слова между собой) (слова см. стр.56,теория).
Запишите предложение, объясните правописание окончаний существительных и прилагательных (на доске). А теперь посмотрим, какие предложения составил поэт Сергей Есенин из данных слов ( стр. 56)
Работа с учебником. Выразительное чтение четверостишия.
Сейчас у нас поработал синтаксис. А что это такое, узнаем, прочитав определение (стр. 56) Итак, поработал синтаксис. А как он поработал? Что вы сделали? (поставили слова по порядку).
2). Проведем еще одну деловую игру: предложения строятся из слов-кирпичиков, как из кирпичей строится дом ( под, бабушка, рядом, а,на,траве,лежит,внучка,березой). Составьте из указанных слов предложение и запишите его. Объясните правописание безударных гласных в корне слова.
На траве под березами лежит бабушка, а рядом сидит внучка (на доске) ( репродукция А Пластова.Летом.).
Сейчас у нас поработали синтаксис и пунктуация. Что же такое пунктуация? Прочитайте определение на стр. 59. Как поработала пунктуация? (поставили запятую и точку).
3). Чтобы вспомнить или узнать, какие бывают знаки препинания, посмотрите сценку по стих-ю С.Я. Маршака «Знаки препинания». Какой знак по- вашему, самый важный? Все!!!
4). Какие из знаков ставятся в конце предложения? Это знаки завершения, ведь они завершают предложение. Какие из знаков ставятся внутри, в середине предложения? Это знаки разделения или выделения.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
5) Посмотрите отрывок из мультфильма « В стране невыученных уроков».
Расставьте правильно знаки препинания.
6) А теперь поработаем с учебником. Стр. 57, материал для наблюдения. Записать текст, поставить запятые.
7). Рефлексия. Давайте подведем итоги: нужны ли знаки препинания? Что сегодня узнали?
8). Домашнее задание: прочитать теорию в параграфах 24. 25. выполнить упр. 123.