СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Слова - помощники.Предлоги."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Районный открытый урок в 1 "А" классе на тему "Предлоги". Урок прошел в МКОУ СОШ №1 с. Эльхотово.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Слова - помощники.Предлоги."»




План – конспект открытого урока

по русскому языку

в 1 «А» классе

на тему: «Слова-помощники. Предлоги»

МКОУ СОШ№1















Учитель: Дудиева Р. Л.



Тема: Слова - помощники. Предлоги.


Цель: создание условий для поисково-исследовательской и творческой деятельности учащихся с использованием ИКТ

Задачи:

Выделить грамматические признаки предлога узнать о раздельном написании предлогов с другими словами; уметь выделять предлоги в предложениях

Уметь самостоятельно формулировать тему урока, делать вывод, осуществлять самооценку учебной деятельности.


1. Орг.момент Покажите свои умные глазки, ровные спинки Повернитесь к гостям, улыбнитесь им. Повернитесь ко мне. Готовы ль вы к уроку?

-Садитесь дети.

  • Нам предстоит большая, интересная работа.

Звучит музыка и ученик читает стихотворение А. Плещеева «Сельская песенка»

  • О чем в стихотворении идет речь?

  • По каким признакам вы определили, что это весна?

  • На этом уроке мы в царстве весны.


-Ребята, чтобы войти в это царство, мы должны повторить то, что знаем, что умеем вспомнить.

1 .Слова-предметы отвечают на вопросы

  1. Слова белый, красный отвечают на вопрос

  2. Предложения состоят из ....

  3. Клички животных пишутся е.... буквы

  4. Начало предложения пишется с .... буквы

  5. Слова рисует, лепит отвечают на вопрос

  6. В русском алфавите .... буквы

  7. Слова нужно переносить по

9. Одушевленные существительные отвечают на вопрос

10. Слово СОБАКА отвечает на вопрос

2. Актуализация знаний. Минутка чистописания.

-Чтобы работа наша была чистая, аккуратная, разомнём ручки и проведём минутку чистописания.

Снова птицы летят издалёка

К берегам, расторгающим лёд,

Солнце тёплое ходит высоко

И душистого ландыша ждёт.

- Эти красивые строки написал Афанасий Фет.

Несколько птиц залетели к нам на урок и принесли задание для чистописания.

На доске появляются силуэты птиц с написанными соединениями и словами.

Нн на не при пла

  • Птички совершили длинный перелёт, устали, дадим им напиться. (правая рука держит ручку и стоит на локте, под счет «раз-два» рука сгибается в запястье так, как будто птичка наклоняет головку и пьет)

- А теперь запишите красиво соединения букв.

Словарная работа

- А я вам тоже приготовила слова из словаря, только сначала отгадайте их.

В домик свой скворец вернулся, А в лесу медведь проснулся. В небе жаворонка трель. Кто же к нам пришел? ( Апрель)

-Обратите внимание на слово «АПРЕЛЬ». Что вы знаете об этом слове? Что оно обозначает?

(Второй месяц весны) Назовите весенние месяцы, (март, апрель, май)


Справка: родина слова «АПРЕЛЬ» - древний Рим. Оно означает «тёплый, солнечный»

На Руси этот месяц называли снегогоном, водолеем.

Апрель - месяц живой воды, бурного пробуждения и расцвета природы.

Запишем это слово в словарики. Поставим ударение.

Определим количество слогов, букв, звуков. Апрель_— 2 слога (ап-рель).

Послушайте следующую загадку.

Это что за богатырь

Раздается ввысь и вширь

И всегда, во мгле ночей,

Миллионы жжет огней?

  • Знакомо вам это слово? Что такое город?

Значение по толковому словарю: «Город - крупный населенный пункт».

  • Это новое словарное слово, написание которого надо запомнить.

  • Разделим слово на слоги.

  • Поставим ударение.

  • На какой слог падает ударение, на какой гласный?

  • Как вы думаете, написание каких букв нам надо запомнить в этом слове? (Гласная о во втором слоге).

  • Подчеркнём её.

  • На конце слова слышим звук [т], а пишем букву д.

  • Запишите слова.

  • Составьте предложения с этими словами (устно).

  • Я тоже составила предложения.

Заяц березы сидит, (у)

Солнце небе светит. (на)

Бабочки цветком летают. (над)

  • Можно ли эти записи назвать предложениями?

  • Что нужно изменить, чтобы из этих групп слов получились предложения? (Добавить слова, подходящие по смыслу)

  • Какие получились предложения? Прочитайте.

  • А как пишутся эти слова с другими словами? (Отдельно от других слов).

  • Запишите предложения, выделив новые слова в круг. Предложения записываются в тетради.

  • До сих пор слова в, на, над, так же, как и слова у, на, под, о мы называли так: маленькое отдельное слово. С сегодняшнего урока мы будем называть такие слова предлогами.

Слово «предлог» с греческого языка означает "стоящий перед словом": "пред" - перед; "логос" - слово. Предлогов в русском языке около 200, но мы познакомимся с самыми распространенными.

  • Давайте посмотрим, какие предлоги для изучения предлагает учебник.

- Прочитайте правило в учебнике.

Игра «Живые слова»

(Дети, по количеству слов в предложении, выходят к доске, каждый ребенок получает карточку со словом).

  • Я раздаю вам карточки со словами, вам нужно составить предложение. Мальчик идет в школу.

  • Сколько слов в этом предложении? Каким по счету стоит предлог? Как пишется с другими словами? (Аналогично проводится работа с другими предложениями)

На клумбе цветут розы.

Лодка плывет по морю.

  • Что вы можете сказать о предлогах? (это слова) 5

  • Все предлоги в предложениях стоят отдельно. Как вы думаете, а как мы их будем писать с другими словами? (Раздельно)

  • А почему? (это маленькое, но слово, а слова в предложениях пишутся отдельно).

  • А знаете ли вы, как предлоги стали отдельными слов

1. В некотором царстве жили Предлоги. Они ничего не обозначали: ни предметов, ни признаков, ни действий. Другие слова возмущались и говорили: « Вы, Предлоги, нам совсем не нужны, вы ничего не обозначаете». Предлоги подумали и ушли, повесив носы.

- Нужны ли нам предлоги?

- Для чего?

2.Читают продолжение сказки:

Однажды король по имени Русский язык дал всем задание - построить предложение. Ох, и трудная оказалась задача.

  • Как вы думаете, почему трудная задача, составить предложение? А нам с вами трудно?

Используя слова на доске, составьте предложения.

    1. Кружит шмель цветком.

    2. Бабачка летит цветку.

    3. Траве жужжит жук.

Условие: Нельзя менять форму слов и добавлять другие слова.

Получается? Почему? Что будем делать? Читают продолжение сказки:

И так вставали слова и сяк. Ничего не получается, никак не поймут друг друга.

«Может быть, Предлоги нам помогут?» - решили они. Позвали их. Предлоги откликнулись на эту просьбу. Взялись за ручки слова вместе с предлогами, и совершилось чудо! Получилось грамотное предложение. С тех пор существительные, прилагательные и глаголы не задирают носы.

  • Для чего же нам нужны предлоги?

Вернулись к предложениям и записали их правильно, используя предлоги.

А как вы написали предлоги со словами?

Слитно или раздельно? Почему?

Потому что предлоги - это отдельная группа слов.

Физминутка

Закрепление изученного материала

  • Откройте учебник на стр.21. (Чтение правила в учебнике).

  • Прочитайте правило самостоятельно. Читаем хором.

  • О чем это правило? (о предлоге)

  • Что такое предлог? (маленькое слово)

  • Как пишется предлог и следующее за ним слово? (раздельно)

А теперь самостоятельно выполните упражнение 53 на с. 21. Это же упражнение на экране.

Работа по учебнику

Плывёт по реке, сделал бумаги, вышел дома, сверкает солнце,

играет хоккей, летит городом, убежал волка.

Взаимопроверка.


Рефлексия.

Выберите себе начало фразы и продолжите её.

(Я узнал...., я запомнил..., я научился... .)

Итог

- А теперь дети оцените себя, как вы работали на уроке. Молодцы, все старались!

У каждого на столе смайлик, вам надо выразить свое настроение через смайлик.

Чудесный выдался денёк,

А я учу предлоги...

Я должен твёрдо знать урок:

У нас учитель строгий!

И я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги:

«Что значит - «по»?

Что значит - «за»?

И «за» и «по» - предлоги!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!