ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ Определение темы и задач урока | Послушайте стихотворение и определите, о каком произведении искусства в нём говорится. На картине Васнецова, В трудный путь разгон беря, Вместе вдаль глядят сурово Три былых богатыря. А. Безыменский. О каком произведении живописи это стихотворение? Кто догадался, какую работу будем выполнять на уроке. Верно, в своей работе вам необходимо будет описать содержание картины и раскрыть её замысел, то есть то, что хотел сказать художник своим произведением. -Откройте тетради. Запишите дату и вид работы. | Слушают стихотворение и отвечают на вопросы. Это стихотворение о картине В. Васнецова «Богатыри». По ней мы будем писать сочинение. Открывают тетрадь. Оформляют начало работы. |
ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ Краткая беседа о художнике и его картинах Рассматривание картины Работа над планом Лексическая подготовка | Виктор Михайлович Васнецов – великий русский художник. Какие его картины вам знакомы? Какая работа художника самая крупная, самая значительная? Почему? Сам художник писал о своей работе «картина моя «Богатыри» - Добрыня, Илья и Алёша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого!» Внимательно рассмотрите репродукцию картины. Кто занимает первый план? На фоне чего изображены богатыри? Какие мысли и чувства возникли у вас при рассматривании картины? Художнику удалось создать яркий былинный образ народной богатырской силы, которая способна защитить русскую землю от любого врага. Чтобы рассказ по картине получился хорошим, составим план сочинения. Сколько частей будет в тексте? О чём предлагаете рассказать во вступлении? ВСТУПЛЕНИЕ Художник и картина. Природа на картине. О ком будем писать в основной части? В каком порядке предлагаете описывать богатырей? Почему? Кто из богатырей самый опытный? Самый нарядный? Самый молодой? ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Богатырь Илья Муромец. Нарядный Добрыня Никитич. Алёша Попович. О чём предлагаете написать в заключительной части? ЗАКЛЮЧЕНИЕ Моё отношение к картине. Подберите синонимы к словам: картина изобразил художник Для чего вам понадобятся эти слова? Что можно сказать о природе, окружающей героев? Для подробного описания богатырей предлагаю совместно заполнить таблицу, которая лежит на столе у каждого из вас. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Положите её перед собой. -На какие детали следует обратить внимание при описании каждого богатыря? Давайте назовём эти детали. -Какие чувства хотел пробудить художник у зрителей? | «Алёнушка», «Иван-царевич на Сером волке». «Богатыри» - картина о славном прошлом Руси. Она передаёт силу и дух русского народа. Слушают. Рассматривают картину, отвечают на вопросы. На первом плане богатыри. Они изображены на фоне бескрайних полей и зелёных холмов. Делятся впечатлениями. В тексте будет 3 части. Во вступлении следует назвать художника и картину. Можно рассказать о природе на картине. В основной части опишем богатырей. В заключении уместно рассказать о настроении и чувствах, которые вызывает картина. Полотно, холст, произведение живописи. Написал, показал. Создатель картины, живописец, мастер. Чтобы избежать повторов. Пейзаж суровый: пасмурное осеннее небо, тяжёлые белые облака, засыхающая трава и т.п. Портрет, одежда, оружие, особенности изображения коня. Заполняют таблицу под руководством учителя. Гордость славным прошлым Родины, силой и мощью русского народа. |
Орфографическая подготовка Синтаксическая подготовка а) рассказ ученика по плану б) повторение правил оформления текста | Обратите внимание на написание слов с неизученными орфограммами: кафтан, палица, колчан, находчивость, смекалка, драгоценные, справа, слева. Карточки со словами останутся на доске до конца работы. Это поможет вам избежать ошибок при записи текста. Кто готов рассказать текст по плану? Слушаем внимательно. Какие трудности возникли? На что следует обратить внимание, когда будете работать сами? Как будете писать каждую часть текста? | Читают слова, стараются запомнить их написание. Рассказывают текст по плану. Слушают. Выявляют недочёты, называют способы их устранения. Каждую часть текста следует писать с красной строки. |
НАПИСАНИЕ СОЧИНЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ а) самостоятельная письменная работа б) самопроверка написанного текста | Приступайте к выполнению. Учитель просматривает работы школьников. Оказывает индивидуальную помощь нуждающимся учащимся: редактирует предложения, подсказывает написание слов с неизученными орфограммами. Проверьте написанный текст. При необходимости исправьте. | Пишут сочинение. При затруднении поднимают руку. Проверяют работу. |