СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Согласные звуки [д], [д‘], буква Д. Наблюдение над однокоренными словами."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Согласные звуки [д], [д‘], буква Д. Наблюдение над однокоренными словами.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Согласные звуки [д], [д‘], буква Д. Наблюдение над однокоренными словами."»

Урок обучения грамоте в 1 классе


Тема: Согласные звуки [д], [д‘], буква Д. Наблюдение над однокоренными словами.

Цели:

  1. познакомить детей со звонкими согласными звуками [д], [д‘] и буквой Д;

  2. учить читать слоги, слова, предложения, тексты с этой буквой;

  3. продолжить ознакомление детей с морфемами слова;

  4. развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания; фонематический слух, внимание, память, развивать умение на основе наблюдений делать выводы;

  5. воспитывать интерес к чтению, уважение к мнению других, умение слушать друг друга;

  6. выполнять систему упражнений, направленных на релаксацию.

Формы работы: фронтальная, коллективная, индивидуальная, групповая, разноуровневая.

Методы: наглядный, беседа, диалог, практический, самостоятельная работа.

Ход урока

I Актуализация знаний.

- Мы рады приветствовать вас в классе нашем.

Возможно, есть классы и лучше, и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам вас сегодня встречать.

Начнем же урок, не будем зря время терять.

- Ребята, к нам на урок пришли гости. Поклонитесь. Улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Садитесь.

- Улыбка – это волшебный ключ, который открывает все «замки» в душах людей. Она может согреть своим теплом и улучшить настроение.

- Начинаем наш урок.


II Актуализация опорных знаний.


Разминка.

- Ель, топор, лопата, руки –

В каждом слове слышим звуки.

Звуки эти разные – гласные, согласные.

- Дети, как отличить гласные звуки от согласных? (Поем, воздух не встречает преграду).

- Назовите согласные звуки, которые мы уже изучили? (На доске «звуковички», один из них пустой).

- Дети, посмотрите на доску. К нам пришли «звуковички». Скажите, первая схема для букв каких звуков? (Гласных).

- Почему? (Красные башмачки, ударение).

- Вторая схема? (Звонкие согласные, обозначающие мягкие и твердые звуки).

- Следующая схема? (Глухие согласные, обозначающие мягкие и твердые звуки).

- Еще про какую схему мы не сказали?

- Правильно. Это схема глухого согласного, обозначающего твердый звук.


III Постановка общей проблемы.


- А что Вас удивило? (Один пустой).

- Какие возникают вопросы? (Какой это звук? Какой буквой он обозначен?)

- Помогите мне закончить предложения.

Слайд 1. Картинка – дом.

  1. Тут наш… (дом).

  2. Из трубы идет… (дым).

  3. У дома растет… (дерево).

  4. На дереве… (дятел).

  5. К дому ведет… (дорожка).

  6. У дома сидит… (дедушка).

- Повторите слова, которые вы добавили.

- Что интересного заметили? (Все слова начинаются с одинакового звука).

- Какой звук повторяется чаще всего?

- Кто скажет, какая будет тема урока?

Слайд 2. Звуки [д], [д‘], буква Д.

Дети, скажите, какие цели мы поставили?

  1. Изучить новые звуки.

  2. Познакомится с новой буквой.

  3. Учится читать слоги, слова, предложения с новой буквой.


IV Усвоение новых знаний.


- Мы определи цели. Это цели нашего урока.

- Дети, а что это за звуки, нам предстоит выяснить. Для этого мы проведем исследование. Поработаем в парах. У вас на столах листочки. Возьмите их, пожалуйста.

- Дети первого ряда. У вас два слова. Составьте звуковые схемы слов дом и дерево. Сделайте вывод, какой звук гласный или согласный. В листочке цветными карандашами обозначьте эти звуки.

- Дети второго ряда. Вам надо проанализировать слова. С какого звука начинаются слова? Обратите внимание на головной убор. Сделайте вывод: какой звук глухой или звонкий.

- Дети третьего ряда. У вас два слова, проанализируйте их, составьте схемы к словам. Обратите внимание на башмачки.

К доске вышли два ученика первого ряда. Составили схему слов дом и дерево.

- В слове дом какой первый звук?

- В слове дерево какой первый звук?

К доске вышел ученик второго ряда, прикрепил колокольчик к схемке «человечек».

Ученик третьего ряда прикрепил башмачки, обозначающие твердый и мягкий согласные звуки.

- С какими звуками мы сегодня познакомились? (Звук [д] – согласный, звонкий, твердый, звук [д’] – согласный, звонкий, мягкий).

- Посмотрите на экран, прочитайте вывод. Слайд 3, 4.

- Дети, на письме эти звуки обозначаются буквой Д. Посмотрите, скажите, где место буквы Д в алфавите?

- Дети, давайте поселим эту букву на ленту букв. Где ее место, кто догадался? В каком ряду? Почему?

- Давайте пофантазируем, на что похожа буква Д?

«Вот стоит, дымок пуская,

Буква «Д» - труба печная.»

- А теперь поиграем. Я буду называть слова, а вы будете показывать с помощью карточек, какой это звук – твердый, мягкий.

- Дорога, дядя, дача, задача, дельфин, действие, дрова, деревня, дверь.

- А сейчас произнесите про себя свое имя и фамилию.

- Встаньте те дети, у которых в имени есть новый звук?

- А у кого в фамилии?

- Определите, где он находится (в начале, в середине слова)?

- А теперь, ребята, давайте составим план работы. Что мы сейчас делали?

1. Знакомились с новыми звуками.

2. Знакомились с новой буквой.

3. Работали со схемами, «человечками».

4. Работали с картинками.

- Молодцы. А теперь откройте учебники и запланируем, что нам предстоит еще сегодня сделать на уроке.

- Рассмотрите внимательно страницу и скажите, что нам еще предстоит сделать.

- Чтение слогов.

- Чтение слов.

- Чтение предложений и текста.

- Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность, составляли план).

- А для чего мы это делали?


V Первичное закрепление. Работа по учебнику.


- Что мы узнали про новую букву?

Раскрашиваем схему «звуковичка» в учебнике.

- Шепотом прочитайте слоги, подчеркните букву Д.

- Девочки – с буквой Д, мальчики с буквой Т.

- Поменяйтесь ролями.

- Чтение вместе, с д – громко, с т – тихо.

- Что легче читать? Слоги или слова? Почему?

- Подготовимся к чтению первого столбика. Читаем шепотом. Слайд 5.

- Прочитайте слово, обозначающее женщину.

- Прочитайте слово, похожее по значению на слово мысль (дума).

Дама – женщина из интеллигентных обеспеченных кругов; форма вежливого обращения.

Дума – мысль, размышление; государственное учрежение.

Душа – внутренний мир человека (добрая душа, болит душа).

- В каком слове есть опасное место? (Дышит).

- Подчеркните.

- А как мы дышим? Вдохните, выдохните, вдохните, выдохните.

Подготовка к чтению второго столбика (шепотом). Слайд 6.

Дол – то же, что и долина (устарелое) (в сказках «по горам, по долам» (повсюду), «за горами, за долами» (очень далеко)). Долина – удлиненная впадина, речная долина, горная, равнинная.

- Разбейте слова на две группы. Какие? (1 слог – 2 слога).

- По какому признаку делили слова?

- Прочитайте слова с небольшим количеством букв, которые обозначают большой предмет.

- Прочитайте слово, в котором букв больше, а предмет маленький.

- Как эти слова называем? Что у них общего?

- С помощью какой части слова произошли такие превращения? (Суффикс).

- Выделим его.

- А как называются такие слова? (Однокоренные).

Подготовка к чтению третьего столбика (шепотом).

- Можно ли эти слова объединить в группы?

- В какие? По какому признаку? Прочитайте эти группы.

- А теперь задание по вариантам. Дети первого варианта читают слова четвертого столбика, дети второго варианта – слова пятого столбика.

- Что общего в словах четвертого столбика? Как называем эту часть слова?

- Выделите корень. Прочитайте слова с приставками.

- Можно ли сказать, что слова пятого столбика имеют что-то общее, похожее?

- Какое слово «лишнее»?

- А чем похожи все слова этого столбика? (множественное число).

- Итак, ребята, что мы с вами узнали о букве Д?

- А сейчас давайте проверим, кто из вас внимательный. Приготовили ладошки. Я буду читать стихотворение, а вы слушайте внимательно. Если услышите новый звук, то хлопайте в ладоши. Девочки – мягкий звук, мальчики – твердый звук.


Однажды я шёл по тропинке лесной,

Вдруг чувствую - дождик идёт за спиной.

Я шагу прибавил - скорее домой!

А дождик вприпрыжку помчался за мной.

Тогда я сказал, обернувшись к нему:

- Позволь мне вернуться домой одному!

Я знаю - бывают упрямы дожди,

Но этот ответил: - Ну, ладно, или...

- Дети, где может стоять изучаемый звук? (в начале, в середине слова).

Чтение текста. Наблюдение за предлогами.

- Что записано? (текст)

- Посмотрите на текст. Что заметили? (Это наш текст).

- Что необычного видите? (картинки)

- Прочитайте про себя. Какие слова выделены?

- Как в русском языке они называются?

Сколько предложений в тексте? (7)

Чтение вслух по «цепочке».

- Подчеркнем пробелы между предлогом и словом по ходу чтения.

- Озаглавьте текст.


VI Итог урока. Рефлексия.


Слайд 7.

- Какая была тема урока?

- Какие цели ставили на уроке?

- Смогли мы их достичь?

- Все ли пункты плана выполнили?

- Оцените свою работу и работу других ребят используя слова.

- Кому было сегодня легко? А кому пока трудно? Почему?

- Кто доволен своей работой?

- А кто хотел бы что-то исправить?

- С каким настроением заканчиваете урок?

Слайд 8.

- Спасибо за работу.



9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!