Урок обучения грамоте в 1 классе
Тема: Согласные звуки [д], [д‘], буква Д. Наблюдение над однокоренными словами.
Цели:
познакомить детей со звонкими согласными звуками [д], [д‘] и буквой Д;
учить читать слоги, слова, предложения, тексты с этой буквой;
продолжить ознакомление детей с морфемами слова;
развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания; фонематический слух, внимание, память, развивать умение на основе наблюдений делать выводы;
воспитывать интерес к чтению, уважение к мнению других, умение слушать друг друга;
выполнять систему упражнений, направленных на релаксацию.
Формы работы: фронтальная, коллективная, индивидуальная, групповая, разноуровневая.
Методы: наглядный, беседа, диалог, практический, самостоятельная работа.
Ход урока
I Актуализация знаний.
- Мы рады приветствовать вас в классе нашем.
Возможно, есть классы и лучше, и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
Поручено нам вас сегодня встречать.
Начнем же урок, не будем зря время терять.
- Ребята, к нам на урок пришли гости. Поклонитесь. Улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Садитесь.
- Улыбка – это волшебный ключ, который открывает все «замки» в душах людей. Она может согреть своим теплом и улучшить настроение.
- Начинаем наш урок.
II Актуализация опорных знаний.
Разминка.
- Ель, топор, лопата, руки –
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные – гласные, согласные.
- Дети, как отличить гласные звуки от согласных? (Поем, воздух не встречает преграду).
- Назовите согласные звуки, которые мы уже изучили? (На доске «звуковички», один из них пустой).
- Дети, посмотрите на доску. К нам пришли «звуковички». Скажите, первая схема для букв каких звуков? (Гласных).
- Почему? (Красные башмачки, ударение).
- Вторая схема? (Звонкие согласные, обозначающие мягкие и твердые звуки).
- Следующая схема? (Глухие согласные, обозначающие мягкие и твердые звуки).
- Еще про какую схему мы не сказали?
- Правильно. Это схема глухого согласного, обозначающего твердый звук.
III Постановка общей проблемы.
- А что Вас удивило? (Один пустой).
- Какие возникают вопросы? (Какой это звук? Какой буквой он обозначен?)
- Помогите мне закончить предложения.
Слайд 1. Картинка – дом.
Тут наш… (дом).
Из трубы идет… (дым).
У дома растет… (дерево).
На дереве… (дятел).
К дому ведет… (дорожка).
У дома сидит… (дедушка).
- Повторите слова, которые вы добавили.
- Что интересного заметили? (Все слова начинаются с одинакового звука).
- Какой звук повторяется чаще всего?
- Кто скажет, какая будет тема урока?
Слайд 2. Звуки [д], [д‘], буква Д.
Дети, скажите, какие цели мы поставили?
Изучить новые звуки.
Познакомится с новой буквой.
Учится читать слоги, слова, предложения с новой буквой.
IV Усвоение новых знаний.
- Мы определи цели. Это цели нашего урока.
- Дети, а что это за звуки, нам предстоит выяснить. Для этого мы проведем исследование. Поработаем в парах. У вас на столах листочки. Возьмите их, пожалуйста.
- Дети первого ряда. У вас два слова. Составьте звуковые схемы слов дом и дерево. Сделайте вывод, какой звук гласный или согласный. В листочке цветными карандашами обозначьте эти звуки.
- Дети второго ряда. Вам надо проанализировать слова. С какого звука начинаются слова? Обратите внимание на головной убор. Сделайте вывод: какой звук глухой или звонкий.
- Дети третьего ряда. У вас два слова, проанализируйте их, составьте схемы к словам. Обратите внимание на башмачки.
К доске вышли два ученика первого ряда. Составили схему слов дом и дерево.
- В слове дом какой первый звук?
- В слове дерево какой первый звук?
К доске вышел ученик второго ряда, прикрепил колокольчик к схемке «человечек».
Ученик третьего ряда прикрепил башмачки, обозначающие твердый и мягкий согласные звуки.
- С какими звуками мы сегодня познакомились? (Звук [д] – согласный, звонкий, твердый, звук [д’] – согласный, звонкий, мягкий).
- Посмотрите на экран, прочитайте вывод. Слайд 3, 4.
- Дети, на письме эти звуки обозначаются буквой Д. Посмотрите, скажите, где место буквы Д в алфавите?
- Дети, давайте поселим эту букву на ленту букв. Где ее место, кто догадался? В каком ряду? Почему?
- Давайте пофантазируем, на что похожа буква Д?
«Вот стоит, дымок пуская,
Буква «Д» - труба печная.»
- А теперь поиграем. Я буду называть слова, а вы будете показывать с помощью карточек, какой это звук – твердый, мягкий.
- Дорога, дядя, дача, задача, дельфин, действие, дрова, деревня, дверь.
- А сейчас произнесите про себя свое имя и фамилию.
- Встаньте те дети, у которых в имени есть новый звук?
- А у кого в фамилии?
- Определите, где он находится (в начале, в середине слова)?
- А теперь, ребята, давайте составим план работы. Что мы сейчас делали?
1. Знакомились с новыми звуками.
2. Знакомились с новой буквой.
3. Работали со схемами, «человечками».
4. Работали с картинками.
- Молодцы. А теперь откройте учебники и запланируем, что нам предстоит еще сегодня сделать на уроке.
- Рассмотрите внимательно страницу и скажите, что нам еще предстоит сделать.
- Чтение слогов.
- Чтение слов.
- Чтение предложений и текста.
- Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность, составляли план).
- А для чего мы это делали?
V Первичное закрепление. Работа по учебнику.
- Что мы узнали про новую букву?
Раскрашиваем схему «звуковичка» в учебнике.
- Шепотом прочитайте слоги, подчеркните букву Д.
- Девочки – с буквой Д, мальчики с буквой Т.
- Поменяйтесь ролями.
- Чтение вместе, с д – громко, с т – тихо.
- Что легче читать? Слоги или слова? Почему?
- Подготовимся к чтению первого столбика. Читаем шепотом. Слайд 5.
- Прочитайте слово, обозначающее женщину.
- Прочитайте слово, похожее по значению на слово мысль (дума).
Дама – женщина из интеллигентных обеспеченных кругов; форма вежливого обращения.
Дума – мысль, размышление; государственное учрежение.
Душа – внутренний мир человека (добрая душа, болит душа).
- В каком слове есть опасное место? (Дышит).
- Подчеркните.
- А как мы дышим? Вдохните, выдохните, вдохните, выдохните.
Подготовка к чтению второго столбика (шепотом). Слайд 6.
Дол – то же, что и долина (устарелое) (в сказках «по горам, по долам» (повсюду), «за горами, за долами» (очень далеко)). Долина – удлиненная впадина, речная долина, горная, равнинная.
- Разбейте слова на две группы. Какие? (1 слог – 2 слога).
- По какому признаку делили слова?
- Прочитайте слова с небольшим количеством букв, которые обозначают большой предмет.
- Прочитайте слово, в котором букв больше, а предмет маленький.
- Как эти слова называем? Что у них общего?
- С помощью какой части слова произошли такие превращения? (Суффикс).
- Выделим его.
- А как называются такие слова? (Однокоренные).
Подготовка к чтению третьего столбика (шепотом).
- Можно ли эти слова объединить в группы?
- В какие? По какому признаку? Прочитайте эти группы.
- А теперь задание по вариантам. Дети первого варианта читают слова четвертого столбика, дети второго варианта – слова пятого столбика.
- Что общего в словах четвертого столбика? Как называем эту часть слова?
- Выделите корень. Прочитайте слова с приставками.
- Можно ли сказать, что слова пятого столбика имеют что-то общее, похожее?
- Какое слово «лишнее»?
- А чем похожи все слова этого столбика? (множественное число).
- Итак, ребята, что мы с вами узнали о букве Д?
- А сейчас давайте проверим, кто из вас внимательный. Приготовили ладошки. Я буду читать стихотворение, а вы слушайте внимательно. Если услышите новый звук, то хлопайте в ладоши. Девочки – мягкий звук, мальчики – твердый звук.
Однажды я шёл по тропинке лесной,
Вдруг чувствую - дождик идёт за спиной.
Я шагу прибавил - скорее домой!
А дождик вприпрыжку помчался за мной.
Тогда я сказал, обернувшись к нему:
- Позволь мне вернуться домой одному!
Я знаю - бывают упрямы дожди,
Но этот ответил: - Ну, ладно, или...
- Дети, где может стоять изучаемый звук? (в начале, в середине слова).
Чтение текста. Наблюдение за предлогами.
- Что записано? (текст)
- Посмотрите на текст. Что заметили? (Это наш текст).
- Что необычного видите? (картинки)
- Прочитайте про себя. Какие слова выделены?
- Как в русском языке они называются?
Сколько предложений в тексте? (7)
Чтение вслух по «цепочке».
- Подчеркнем пробелы между предлогом и словом по ходу чтения.
- Озаглавьте текст.
VI Итог урока. Рефлексия.
Слайд 7.
- Какая была тема урока?
- Какие цели ставили на уроке?
- Смогли мы их достичь?
- Все ли пункты плана выполнили?
- Оцените свою работу и работу других ребят используя слова.
- Кому было сегодня легко? А кому пока трудно? Почему?
- Кто доволен своей работой?
- А кто хотел бы что-то исправить?
- С каким настроением заканчиваете урок?
Слайд 8.
- Спасибо за работу.
9