Урок по письму и развитию речи.
Составление вопросительных, повествовательных и восклицательных предложений.
Задачи:
Образовательные задачи: закреплять умения в составлении предложений различных по цели высказывания.
Коррекционно-развивающие задачи: коррекция устной и письменной речи, развитие эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки).
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к учебе, к окружающему миру.
I этап. Организационный момент.
Какой сейчас урок? Какая сегодня дата? - Откройте тетради.
Запишите дату. Пишите внимательно, аккуратно, не торопитесь. Обратите внимание на орфограмму «Классная работа»? Запишите в тетради без ошибок. Отгадайте загадку.
Потеряла пол - хвоста!
Только это - не беда!
У неё же снова
Отрастает новый!
С кем же так бывает?
Кто отгадку знает?
На какую букву начинается слово «ящерица»?
Пропишем эту букву.
- С чем ящерица нас встречает? (С шариками)
- А что изображено на шарах? (Слоги)
- Прочитаем слоги хором: ям, ня, яр, бя.
-Запишите эти слоги красиво в тетрадь!
- Дальше запишите словарное слово «ящерица». Разберем его. (Вызываю к доске по ученику).
Куда падает ударение? Где в этом слове опасное место? (безударная е) Сколько в слове звуков? Сколько в слове букв? Сколько слогов? Запишите их. Сколько в слове гласных звуков? Запишите их. Сколько в слове согласных звуков? Запишите их.
Отложите тетради.
II этап. Актуализация знаний.
- Вспомните, что такое предложение?
(Ответы детей: Начинается с большой буквы. Слова связаны по смыслу.
Выражает законченную мысль).
Молодцы! Прочитайте запись на доске:
Ящерица куда же эта убежала
Как вы думаете, это предложение? Что с ним не так? Давайте составим предложение. Что поставим в конце предложения? Какие знаки еще ставят в конце предложений? Сейчас я вам загадаю загадки, а вы отгадайте, где какой знак спрятался:
Я маковой крупинкой
Упала на тропинку
Остановила вас
Закончила рассказ. /Точка./
На странице я стою
Всем вопросы задаю
Согнут я всегда в дугу
Разогнуться не могу./ Вопросительный знак/
На странице
Вверх тормашками
Торчу!
Восхищаюсь,
Возмущаюсь
И кричу./Восклицательный знак/
Какое у вас было домашнее задание? Возникли трудности в его выполнении? Какие предложения вы составили?
3. Постановка темы урока.
Догадались, чем мы сегодня на уроке займемся? Чем? Кто озвучит тему сегодняшнего урока? Составление предложений с вопросительным, восклицательным знаком и точкой.
Физминутка.
Сейчас давайте поиграем.
Вы уже заметили, что по кабинету расклеены буквы, по моей команде, нужно будет встать и снять одну букву. На старт, внимание, марш! Теперь из полученных букв составим слово ящерица.
4) закрепление в знакомой ситуации.
Зелёная окраска ящерицы делает ее почти незаметной в траве. Если муха, или какой-нибудь жук находится поблизости к ней, то ящерица неожиданно и стремительно бросается и хватает насекомое. Ящерица очень любит полакомится насекомыми. В солнечный, тёплый день ящерица очень любит погреться на камешке, пеньке. Ящерица живёт в норке и при какой-либо опасности, она тут же прячется в своё убежище. Несмотря на то, что ящерица очень быстрая, змея или птица легко смогут догнать её и схватить за хвост. Но у ящерицы есть одна особенность - когда птица ловит ящерицу за хвост, у неё хвост обламывается, и ящерица может спокойно убежать от опасности. А хвост через некоторое время вырастает новый. Так ящерица спасается от своих охотников.
Давайте выполним упражнение, в котором говорится о ящерице.
Откройте учебники на стр.
Физминутка
Руки за спину, головки назад. - детки поднимают головы от тетрадок и закрывают глазки
Глазки пускай в потолок поглядят. - открывают глаза, смотрят в потолок
Головки опустим - на парту гляди. - опускают голову и смотрят в пол
И снова наверх - где там муха летит? - смотрят в потолок
Глазами повертим, поищем ее. - водят глазами из стороны в сторону
И снова попишем. Немного еще.
5. Подведение итогов.
- Итак, урок подходит к концу.
А мы ещё раз вспомним, что мы с вами сегодня делали на уроке и составим "Ромашку":
приглашаю по 1 ученику для выбора лепестков и чтения этапов урока, записанных на лепестках.
Лепестки "Ромашки":
Писали предложения с восклицательным знаком на конце.
Писали предложения с вопросительным знаком на конце.
Писали предложения с точкой на конце.
Составляли предложение.
Вспомнили что такое предложение.
Выполнили тест на тему «Предложение".
Подбирали родственные слова.
Повторили правописание жи-ши.
Отгадывали загадки
Собирали урожай
Написали контрольную работу.
Выполняли упражнение в тетрадях.
Что из перечисленного вам понравилось?