Тема урока: «Сплавы железа: чугун и сталь»
Класс: 9 Дата:
Цели:
Образовательная - формирование представлений о составе, свойствах и применении сплавов железа.
Развивающая - установление причинно-следственных связей (строение свойства - применение); развивать логическое мышление, умение сравнивать, выбирать главное,
Воспитательная - воспитание культуры общения, культуры труда; воспитание желания активно, с интересом учиться.
Задачи:
Актуализация знаний полученных в курсе химии;
Расширение кругозора, познавательной деятельности;
Развитие самостоятельности учащихся в работе с учебником, художественными произведениями, материалами периодической печати;
Воспитание самостоятельности, формирование сотрудничества, общительности, коммуникативности;
Развитие внимания, памяти, речи, воображения, творческих способностей, развитие мотивации учебной деятельности;
Формирование умений делать выводы из проведенных наблюдений, высказывать и обосновывать суждения;
План урока:
1. Организационный момент:
1-2 мин. приветствие; учёт посещаемости.
Приветствие - «обнимем друг друга» Настраиваются на урок.
2. Мозговой штурм
конкурс «Горячий стул». Три ученика по очереди отвечают на вопросы.
Тест:
Два электрона во внешнем электронном слое находятся у атома
А) натрия; Б) кислорода; В)алюминия; Г)кальция.
К основным оксидам относят каждое из двух веществ, формулы которых:
А)FeO, BaO; Б)AI2O3, Fe2O3; В)Na2O, ZnO; Г)CO2, BaO.
3.Вещество с металлической связью является
А) оксид азота (V); Б) хлор; В) алюминий; Г)хлорид бария.
4.Химическая реакция возможна между
А)оксидом бария и гидроксидом натрия; Б)барием и водой; В)оксидом кремния и водой; Г) оксидом кремния и соляной кислотой.
Натрий и медь при комнатной температуре реагируют с А) гидроксидом натрия; Б) водой; В) водородом; Г) азотной кислотой.
Металлические свойства у магния выражены сильнее, чем у
А) бериллия; Б)калия; В) кальция; Г) натрия.
Такую же степень окисления, как у натрия в Na2O медь имеет в соединении
А)Си2О; Б) СиS; В) CиSО4; Г) СиО.
какие ионы, находясь в растворе, не взаимодействуют друг с другом?
А) Cи2+ и SО42 – Б)Аg+ и CL-; В) Na+ и CL-; Г) Na+ и NO3.-.
При электролизе водного раствора СиСI2 образуются:
А) металлическая медь и хлор; Б) водород и хлор;
В) Металлическая медь и водород; Г) металлическая медь и кислород.
Массовая доля натрия в гидроксиде натрия равна
А)2,5%; Б)40%; В)57,5%; Г)45,5%
Взаимопроверка. (Ответы: 1Г, 2А, 3В, 4Б, 5Г, 6А, 7А, 8Б, 9В, 10 А.).
3. Изучение нового материала
Минералы и горные породы, содержащие металлы и их соединения и пригодные для промышленного получения металлов, называются рудами.
Отрасль промышленности, занимающаяся получением металлов из руд, называется металлургией.
Металлургия – это наука о промышленных способах получения металлов.
Сплавы – это материалы с характерными свойствами, состоящие из двух или более компонентов, из которых по крайней мере один – металл.
сплавы
однородные: при сплавлении образуется раствор одного Ме в другом.
Припой: одна часть свинца и две части олова
неоднородные: при сплавлении образуется механическая смесь Ме
Дюралий: 95% алюминия, 4% меди, 0,5% марганца и 0,5% магния
Сплавы на основе железа
Чугун – это сплав железа, содержащий более 1,7 % углерода, а также кремний, марганец, небольшие количества серы и фосфора.
Сталь - это сплав железа, содержащий 0,1-2 % углерода и небольшие количества кремния, марганца, фосфора и серы.
Чугун: сплав на основе железа, содержит от 2 до 4,5% углерода, марганец, кремний, фосфор, серу
Свойства: тверже железа, очень хрупкий, не куется
Применение: изготовление массивных деталей методом литья (литейный чугун), переработка в сталь (передельный чугун)
Сталь – это сплав железа, содержащий 0,3-2% углерода, небольшое количество кремния, марганца, серы и фосфора.
Виды:
Углеродистая сталь – сплав железа с углеродом и меньшим количеством марганца, серы, кремния, фосфора.
Применение: детали машин, трубы, болты, гвозди, скрепки, инструменты.
Легированная сталь – сплав железа с углеродом с специальными легирующими добавками: хром, никель, вольфрам, молибден, ванадий
В зависимости от добавок свойства стали изменяются:
Хром и никель –жаростойкость, кислотоупорность, пластичность, коррозионная устойчивость.
Вольфрам - твердость, жаропрочность, износоустойчивость.
Титан – механическая прочность при высоких температурах, коррозионная стойкость
Физкультминутка.
4. Закрепление
работа с коллекцией чугун и сталь.
описать физические свойства выданных образцов
5. Итоги урока
Урок окончен, спасибо за урок, выставляется оценки в дневники, оставьте дневники на подпись.
6.Домашнее задание
учить конспект