СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока. Страны Латинской Америки во второй половине XX века

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

11 класс. Всемирная история

  Тема: Страны Латинской Америки во второй половине XX века

  Цель урока: выяснить особенности экономического и политического развития стран Латинской Америки в послевоенные годы

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. Страны Латинской Америки во второй половине XX века»

Конспект открытого урока истории

Автор - Огиенко Яна Викторовна

ГОУ Семейкинская СОШ – ДС № 31

[email protected]

11 класс. Всемирная история

Тема: Страны Латинской Америки во второй половине XX века

Цель урока: выяснить особенности экономического и политического развития стран Латинской Америки в послевоенные годы, рассмотреть причины «живучести» коммунистического режима на Кубе и проблемы «острова Свободы»; доказать прогрессивность влияния для дальнейшего развития ликвидации военно-диктаторских режимов в ряде стран региона;

- формировать критическое отношение к диктатуре в различных ее проявлениях;

- воспитывать познавательный интерес к изучению истории различных стран мира.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма урока: практикум с использованием интерактивных методов обучения.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    После урока ученики смогут:

• объяснить суть процесса экономического и политического развития стран Латинской Америки в послевоенные года, причины «живучести» коммунистического режима на Кубе и проблемы «острова Свободы»;

• формулировать понятия: Латинская Америка, страны «третьего мра», нестабильность, вмешательство иностранных государств, военные перевороты, диктаторские режимы, вооруженная партизанская борьба, хунта;

• определят особенности и отличия коммунистической диктатуры и военного режима;

• усовершенствуют умение самостоятельно работать с различными источниками информации, критически относится к диктатуре в различных ее проявлениях.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, карта «Латинской Америки», Политическая карта мира, Энциклопедия по всемирной истории.

                                      ХОД УРОКА

I. Организационный момент.  Настройка учащихся на работу.

Южная Америка,
Жаркий континент.
В городах у берега
Чего только нет!
Солнца – сколько хочется,
Океан воды.
И на каждой площади
Яркие цветы.
*****
Если через океан
Плыть к другому берегу
Попадёшь на материк
Южная Америка.
А на том материке
Есть глубокая река,
Из известных в мире рек
Самая широкая.
Там – стеною на пути
Джунгли непролазные:
Ни индейцу не пройти,
Ни туристу праздному.

II. Мотивация учебной деятельности.

• Слово учителя: Какая она — Латинская Америка? Какие они — жители стран Латинской Америки? Какие особенности развития, политического устройства этих стран?

Латинская Америка – это страны и территории, которые расположены южнее границы США и Мексики (работа с Политической картой мира) Название региона условное, потому что отражает общее происхождение официальных языков большинства стран региона.

- Политически самостоятельных стран – 33;

- официальный испанский язык в 18 странах региона;

- португальский – в Бразилии;

- в других странах – французский, английский, голландский.

- общая площадь стран региона – 15% суши земного шара.

??? Опираясь на это данные, подумайте, почему эти страны называют странами «третьего мира». Докажите, что их историческое прошлое имеет конкретные проявления и сейчас.

III. Актуализация опорных знаний.

• Упражнение «Вашему копилки понятий»: Латинская Америка, страны «третьего мира», нестабильность, вмешательство иностранных государств, военные перевороты, диктаторские режимы, вооруженная партизанская борьба, хунта.

Рассказ учителя: Немного предыстории … Латинская Америка в XVI-XVIII

В XVI в. Испания и Португалия установили господство над той частью Нового Света, которая стала называться Латинской Америкой. Португальцам принадлежала Бразилия, а испанской короне  — вся остальная территория Центральной и Южной Америки. Европейские завоевание оборвало дальнейшее самостоятельное развитие индейских народов.

Высшая власть в колониях

Испанские колонии в Латинской Америке делились на вице-королевства и генерал-капитанства. Соответственно, высшую власть осуществляли вице-короли и генерал-капитаны, которым подчинялись губернаторы провинций. Вице-короли в своих действиях отчитывались перед королевским правительством и Советом по делам в Мадриде. Решения Совета, в свою очередь, подлежали утверждению королем. Португальской Бразилией управляли назначаемые Лиссабоном генерал-губернаторы, а со второй половины XVII в. — вице-короли. Им принадлежала вся военная и гражданская власть на вверенной территории.

Хозяйственная жизнь

Вся жизнь в колониях была подчинена интересам метрополий. Испанцы открыли в Южной Америке богатые месторождения серебра и золота. Начала быстро развивать горнодобывающая промышленность, ставшая источником получения драгоценных металлов. Испанцы широко использовали на рудниках подневольную рабочую силу. Указом Карла V индейцы-язычники были объявлены потомственными рабами испанских колонизаторов.

Испанцы принуждали индейцев работать в латифундиях. Большая часть сельскохозяйственных продуктов шла на экспорт. Драгоценные и цветные металлы(золото,серебро,медь и олово), красители, хлопок, табак, тростниковый сахар и рис — все это в большом количестве вывозилось в Испанию и Португалию. Оттуда значительную часть продавали в другие страны Европы и не только.

Обрабатывающая промышленность в колониях почти не развивалась. Готовые изделия ввозились только из метрополии. Королевская власть не разрешала выращивать в колониях те сельскохозяйственные культуры (виноград, оливы, лен), которые производились в метрополии.

Положение коренного населения и чернокожих

Тяжелые условия жизни были источником высокой смертности среди коренного населения. Индейцы сотнями тысяч гибли от непосильного труда на плантациях и рудниках, от голода и болезней. Численность индейского населения катастрофически сокращалась. В связи с нехваткой рабочих рук в Америку начали ввозить чернокожих рабов из Африки. В Бразилии, например, они составляли основную массу непосредственных производителей. В испанских колониях основной рабочей силой оставались индейцы.

Чернокожих африканцев использовали преимущественно на плантациях сахарного тростника, кофе, табака и других тропических культур, а также в горнодобывающей промышленности.

IV. Изучение нового материала.

• Ознакомление с планом изучения темы:

  1. Особенности развития стран региона в послевоенное время:

а) социально-экономические;

б) политические.

2. Кубинская революция 1959 года.

3.Ликвидация военно-диктаторских режимов и восстановление конституционного порядка в ряде стран региона.

Работая с различными историческими источниками, учащиеся формулируют и записывают в тетрадь факты, подтверждающие особенности развития стран региона в послевоенное время:

1. Особенности социально-экономического развития:

• увеличение государственного сектора в экономике;

• ограничение иностранного капитала;

• развитие базовых отраслей промышленности – горнодобывающей и нефтяной;

• индустриализация в Бразилии, Мексике и Аргентине;

• в 1958 году объем производства увеличился в 3 раза, по сравнению с довоенным;

• капиталовложение США составили ¾ иностранных инвестиций в регионе;

• в с/х сохраняются латифундии;

• хозяйствование ведется экстенсивными методами;

• низкий уровень жизни население приводит к частым забастовкам.

  1. Особенности политического развития:

• нестабильность, частое изменение власти;

• вмешательство иностранных государств:

- США в 1952-1955 годах подписали военные договора с 13 странами региона;

- СССР пытался тайно разместить на Кубе в 1962 году ракеты и бомбардировщики;

- США объявили Кубе блокаду;

• военные перевороты: за25 лет (1945-1970) произошло 79 путчей;

• диктаторские режимы: Аргентина – Хуан Перрон, Бразилия - Жетулио Варгас, Венесуэла – Перес Хеменес, Куда – Фидель Кастро, Чили – Августо Пиночет.

• вооруженная партизанская борьба – Эрнесто Че Гевара.

V. Закрепление учебного материала: правильность выделения основных черт развития стран региона.

VI. Подведение итогов урока. Осуществляется оценка и самооценка работы учащихся.

VII. Домашнее задание: параграф читать, индивидуальные задания, работа на К/К.



Приложения

Фиде́ль Алеха́ндро Ка́стро Рус (исп. Fidel Alejandro Castro Ruz ); 13 августа 1926, Биран, Орьенте, Куба — 25 ноября 2016, Гавана, Куба) — кубинский революционер, государственный, политический и партийный деятель, руководивший Кубой с 1959 до 2006 года.

На государственном уровне занимал посты Премьер-министра (1959—1976) и Председателя Совета министров (1976—2008), Председателя Государственного совета Кубы (1976—2008). Был руководителем Движения 26 июля, основной силы кубинской революции. В 1961 году, после объединения Движения 26 июля с двумя другими партиями, возглавил Объединённые революционные организации, в 1962 году преобразованные в Единую партию социалистической революции Кубы[es], а в 1965 году — в Коммунистическую партию Кубы (КПК). Занимал пост первого секретаря КПК до 2011 года. Под его руководством Куба была преобразована в однопартийное социалистическое государство, промышленность и частная собственность национализированы, проведены масштабные реформы. На международном уровне он являлся Генеральным секретарём Движения неприсоединения в 1979—1983 и 2006—2009 годах.

Сын крупного землевладельца, Кастро приобрёл левые антиимпериалистические взгляды во время учёбы на юридическом факультете Гаванского университета. После участия в мятежах против правых правительств Доминиканской Республики и Колумбии он попытался осуществить свержение военной хунты президента Фульхенсио Батисты, осуществив неудачное нападение на военный городок Монкада в 1953 году. Спустя год, после выхода на свободу, он направился в Мексику, где совместно с Эрнесто Че Геварой и своим братом Раулем организовал революционное Движение 26 июля. Вернувшись на Кубу, он возглавил партизанскую войну против режима Батисты, начавшуюся с высадки на побережье и перехода в горы Сьерра-Маэстра. По мере ухудшения положения Батисты Кастро постепенно приобрёл авторитет вождя кубинской революции, которая в 1959 году привела к свержению Батисты и приходу к власти революционеров.

Администрация США, встревоженная дружескими отношениями Кастро с СССР, организовала ряд неудачных покушений на него и ввела экономическое эмбарго против Кубы. Пиком противостояния стала организованная ЦРУ неудачная военная операция по его свержению в 1961 году. Стремясь противостоять этим угрозам, Кастро вступил в военный и экономический союз с СССР, разрешив последнему разместить ядерные ракеты на Кубе, что способствовало развитию Карибского кризиса 1962 года.

В 1961 году Кастро провозгласил социалистический характер кубинской революции. Куба стала однопартийным государством под руководством компартии, первым в Западном полушарии. Была принята марксистско-ленинскаямодель развития, проведены социалистические реформы, экономика поставлена под централизованный контроль, приняты меры по развитию образования и здравоохранения, которые, вместе с тем, сопровождались установлением государственного контроля над СМИ и подавлением инакомыслия. Надеясь свергнуть мировой капитализм, Кастро поддерживал иностранные революционные организации и левые правительства в Чили, Никарагуа и Гренаде, отправив кубинские войска для поддержки левых союзников в войне Судного дня, эфиопо-сомалийской войне и гражданской войне в Анголе. Эти меры, в сочетании с деятельностью в рамках Движения неприсоединения, привели к завоеванию Кубой авторитета среди развивающихся стран. После распада СССР и СЭВ экономика Кубы оказалась в серьёзном кризисе и был введён так называемый «особый период», сопровождающийся ограниченным внедрением рыночных механизмов в экономику, а на международной арене установлены прочные отношения с рядом левых латиноамериканских лидеров, например Уго Чавесом. Куба, наряду с Венесуэлой, стала страной-соучредителем АЛБА.

31 июля 2006 года Кастро по состоянию здоровья передал исполнение обязанностей на всех своих ключевых должностях своему брату Раулю. 24 февраля 2008 года он покинул все государственные должности, а 19 апреля 2011 года ушёл и с поста главы правящей партии.

Кастро является спорной фигурой. Его сторонники высоко оценили его социалистическую, антиимпериалистическую и гуманистическую политику, приверженность охране окружающей среды и независимости Кубы от американского влияния. В то же время он рассматривается критиками как диктатор, чей режим нарушал права человека, и чья политика привела к отъезду более чем миллиона человек с Кубы и к обнищанию населения страны. Благодаря своим действиям и работам он значительно повлиял на различные организации и политиков по всему миру.

Страны Латинской Америки в 1980—1990-е годы

В конце 1970-х — начале 1980-х годов в латиноамериканских государствах активизировалась борьба против диктаторских режимов. В странах Центральной Америки она вылилась в революцию 1979 г. в Никарагуа и повстанческое движение в Сальвадоре и Гватемале. В южноамериканских государствах произошла смена военных режимов гражданскими — в Эквадоре (1979), Перу (1980), Боливии (1982), Аргентине (1983), Бразилии и Уругвае (1985).

Революция в Никарагуа. В 1979 г. была свергнута существовавшая более 40 лет диктатура семьи Сомоса. Главной силой революции явился Сандинистский фронт национального освобождения (СФНО). В высшие органы новой власти — правительство национального возрождения и Государственный совет — вошли представители разных партий. Был провозглашён курс на создание смешанной экономики в промышленности и сельском хозяйстве, приняты меры по улучшению условий и оплаты труда в промышленности, сокращению безработицы, ликвидации неграмотности. В области международных отношений правительство избрало политику неприсоединения, избежав односторонней ориентации на какую-либо одну группу стран.

Спустя два года правительственная коалиция стала распадаться, её покинули деятели, не согласные с курсом сандинистского руководства на более радикальные преобразования. Главные посты в правительстве заняли братья Д. и У. Ортега. В экономике возникли новые проблемы. Разросшийся государственный сектор работал недостаточно эффективно, крестьяне выражали недовольство тем, что большая часть земель перешла в крупные агрокомплексы и кооперативы. Большие социальные расходы оказались слишком тяжёлым грузом для бюджета страны.

В это время активизировались противники революции, так называемые контрас. Они закрепились в приграничных районах соседних государств и оттуда совершали нападения на территорию Никарагуа, устраивали диверсии, убивали активистов новой власти. В середине 1980-х годов контрас перешли к регулярным боевым действиям. Военную и материальную помощь им оказывали США.

В условиях ухудшавшейся внутренней обстановки, военного положения сандинистское руководство перешло к более жёстким методам управления. Ограничивались политические свободы. Внешнеполитические связи поддерживались главным образом с СССР, Кубой и другими странами социалистического блока. К концу 1980-х годов положение в стране стало критическим. 


В. Барриос де Чаморро после победы на президентских выборах 1990 г

В 1990 г. на президентских выборах победила представительница Оппозиционного национального союза В. Барриос де Чаморро. Популярный общественный деятель и гибкий политик, она сумела прийти к соглашению с перешедшими в оппозицию сандинистами. С другой стороны, было проведено разоружение контрас. Курс нового правительства на частичное свёртывание государственного сектора, сокращение непроизводительных расходов вызвал одобрение со стороны части населения и вместе с тем серию забастовок рабочих и служащих. Трудная работа по поддержанию общественного согласия продолжалась.

Даты и события:

  • 1986 г. — пала диктатура Ж. К. Дювалье в Гаити.

  • 1989 г. — свергнута диктатура А. Стресснера в Парагвае; прекратила существование диктатура А. Пиночета в Чили.

  • 1991 г. — закончилась 12-летняя гражданская война в Сальвадоре.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!