Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
УУД
|
Орг. момент
|
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок
Все на месте, все в порядке
Книжка, ручка и тетрадки.
-Здравствуйте, ребята. Сегодня урок письма проведу у вас я, меня зовут Алина Ринатовна . Встаньте ровно возле парт. Теперь тихо садитесь на место.
|
Учащиеся готовятся к уроку и проверяют подготовку товарища. Садятся за парты.
|
Регулятивные УУД
(организовать свое рабочее место под руководством учителя)
Личностные УУД
(правильная посадка за партой)
|
Актуализация знаний
|
- Ребята, а сейчас попробуйте отгадать загадки:
Круглое, румяное,
Я расту на ветке;
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
(Яблоко)
Она, как змейка,
В траве мелькает,
Хвостом виляет.
Хвост потеряет -
Другой вырастает.
(Ящерица)
- Молодцы! Скажите мне пожалуйста с какой буквы начинаются эти слова?
- Ребята, а какая это буква?
-Ребята, вы догадались, с какой буквой мы сегодня познакомимся?
- Мы познакомимся со строчной буквой я. А какие цели и задачи нашего урока?
- Ребята, но эта буква очень хитрая.
Она обозначает два звука Й и А когда стоит в начале слова и после гласной буквы. И обозначает один звук А после согласной буквы, например слово ЗЕМЛЯ. Давайте вспомним еще хитрые буквы, которые дают два звука.
-Давайте вспомним, когда они дают нам два звука?
|
- Яблоко
- Ящерица
- Слова начинаются с буквы Я.
-Гласная.
-Мы познакомимся с буквой я.
- Научиться писать строчную букву я и соединять ее с другими буквами.
- Е, ё, ю.
- Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука в начале слова и после гласной буквы.
|
Познавательные УУД
(формировать умение различать звуки и буквы, развивать у детей фонематический слух, внимание, мышление)
Коммуникативные УУД
(умение выражать свои мысли)
|
Повторение правил осанки
|
-Ребята, давайте вспомним, какие правила мы должны соблюдать при письме.
-В первую очередь, это посадка. Кто мне может сказать, как нужно сидеть? Где должны стоять ноги? Как должен стоять стул? Где у нас лежат локти?
-Как лежит тетрадь на парте?
-Как нужно правильно держать ручку? Покажите мне.
-Правила мы вспомнили, теперь можем приступать к работе.
|
- При письме мы сидим прямо, ноги ровно стоят на полу, стул пододвигаем ближе к парте, чтобы не сутулиться во время работы, локти лежат на парте.
-Тетрадь у нас лежит под наклоном, уголок направлен на себя.
-Ручку держим средним и большим пальцами, указательным придерживаем сверху. Показ детьми.
|
Регулятивные УУД
(организовать свое рабочее место)
Личностные УУД
(правильная посадка за партой)
|
Работа в прописях
|
- Откройте прописи на странице 20.
Что изображено на картинке под буквой Я?
- А вы знаете кто такая ящерица?
-А вы знаете особенностей ящерицы?
- А теперь давайте решим ребусы.
- Какое получится первое слово?
- Как мы будем писать слово?
-Молодцы. А какое второе слово?
- Ребята, а вы знаете, что слово ясли имеет несколько
значений?
- Ясли — кормушка для скота, наклонно прикреплённая к низу ящика.
Детские ясли — воспитательное учреждение для самых маленьких детей.
- Теперь третье слово.
- А вы знаете, кто такой як?
- Як – это один из самых больших и сильных быков, его еще называют длинношерстым или монгольским быком.
-А теперь посмотрите на 4 ребус, какой здесь ответ?
- Молодцы!
- Буква я обозначает мягкость, запомните.
|
- Яблоко и ящерица.
- Ящерицы – наземные животные. На голове у ящерицы расположены большой рот, ноздри. Ноги расположены по бокам туловища, туловище провисает на конечностях и поэтому волочится брюхом по земле, пресмыкается.
- Если хищник хватает ящерицу за хвост, хвост легко обламывается и извивается, отвлекая преследователя. А ящерица за это время успевает убежать и спастись.
-Яша.
- Будем писать с заглавной буквы, это имя мальчика.
- Ясли.
Предполагаемые ответы
- Як.
Предполагаемые ответы
- Яма.
|
Познавательные УУД
(умение ориентироваться в прописи, извлечение нужной информации)
Коммуникативные УУД
(умение ориентироваться в тетради, анализ объектов с целью выделения признаков)
|
Анализ звуковой структуры слова
|
- Теперь давайте составим с вами звуковую схему слова «як» и поставим ударение.
-Сколько букв в этом слове?
- А сколько звуков?
- А почему у нас две буквы и три звука?
- Правильно. Не забудьте [й] всегда мягкая, а значит обозначим зеленым цветом.
- Давайте проверим, вот что должно получиться
![](file:///C:/Users/user/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image002.jpg)
- Теперь самостоятельно составьте схему к слову «яма».
- Давайте проверим, у всех так получилось?
![](file:///C:/Users/user/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image004.jpg)
|
- В слове «як» одна гласная, значит в нем один слог. Ударение не ставим.
- Две буквы.
- Три звука.
- Потому что буква я дает два звука.
|
Познавательные:
Самостоятельное формулирование познавательной цели
|
Рассмотрение буквы, вычленение знакомых элементов
|
- Ребята, посмотрите в свои прописи на стр. 20, в правый верхний угол. Там изображены печатная и письменная буква я.
- Из скольких элементов состоит печатная буква я? Каких?
- Посмотрите на доску сейчас я покажу как правильно писать букву «я».
- А теперь по образцу напишите заглавную печатную букву ориентируясь на стрелочки.
- Ребята, а какие слова на букву «я» вы знаете?
- На что похожа буква «Я»?
- Молодцы.
- Из скольких элементов состоит строчная буква «я»? Назовите их.
- А в каких буквах встречаются эти элементы?
- Посмотрите на доску, сейчас я покажу вам как пишутся данные элементы.
- Теперь возьмите ручки и давайте попробуем написать элементы в воздухе.
Обязательно поставьте руку на локоток, что бы рука могла, на что-то упираться.
- Молодцы
- В ваших тетрадях на первой строчке даны элементы данной буквы. Обведите их по вспомогательным линиям.
- Молодцы. А сейчас у нас физминутка. Все встаем из-за парт
|
- Печатная буква состоит из 3 элементов. Прямой, наклонной прямой и полуовала.
(предполагаемые ответы)
(предполагаемые ответы)
- Строчная буква «я» состоит из 2-х элементов.: Из наклонной с закруглением внизу влево с овалом и наклонной линии с закруглением внизу вправо
- и, л, м, н.
|
Познавательные:
1.Формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций.
2.Формируем умение на основе анализа делать выводы.
Коммуникативные:
1.Формир умение слушать и понимать других
2.Формир. умение работать в паре
|
Физкультминутка
|
Вот помощники мои (Руки вперед).
Их как хочешь поверни.
Покрутили, повертели
И работать захотели.
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы писать,
Отдыхать умеем тоже,
Руки за спину положим,
На носочках выше, выше,
И спокойнее подышим.
- Садитесь
|
Выполнение учащимися физкультминутки
|
|
Предварительный показ учителем
Написания буквы на доске
|
- Вы увидели как писать строчную букву «я».
- А теперь посмотрите на доску, я буду показывать, как правильно писать строчную букву «я»
-Начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки. Пишем вверх вправо, закругляем влево, доводим овал, возвращаемся по написанному до верхней линии рабочей строки, доводим безотрывно, и проводим линию с закруглением внизу.
|
Учащиеся внимательно смотрят и слушают учителя.
|
Коммуникативные УУД
(навыки сотрудничества учителя с учениками)
|
Письмо учащимися буквы по образцу
|
- Теперь возьмите ручки и давайте попробуем написать строчную букву «я» в воздухе.
Обязательно поставьте руку на локоток, что бы рука могла, на что-то упираться.
А теперь давайте попробуем написать элементы буквы во второй строчке в ваших прописях, а затем до конца строчки и третью строчку букву «я»
|
Учащиеся пишут в воздухе
|
Коммуникативные УУД
(умение слушать, говорить)
|
Работа со словами
|
- На четвертой строчке написано слово «як». Сколько звуков дает буква «я»?
- Правильно. А какое здесь соединение?
-После слово «як» написано следующее слово, прочитайте его.
- Сколько звуков дает буква я? Какие?
- Какое соединение у букв Я и М?
-Правильно. Обведите слово «яма» и рядом запишите 2 раза.
- На следующей строчке написано слово «яблоки». Какое соединение у букв Я и Б?
- Допишите слово до конца строки.
|
- Два, [йа].
- Верхнее.
- Яма.
- Два, [йа].
- Нижнее.
- Среднее.
|
Коммуникативные УУД
(умение слушать, говорить)
Регулятивные УУД
(умение осуществлять действие по образцу, осуществлять самопроверку)
|
Физкультминутка
|
Для глаз. Видео ряд.
|
Выполнение упражнения
|
|
Работа с предложениями
|
На нижней строчке у нас написано предложение.
Давайте его прочтем.
(выбор ученика для чтения предложения)
- Что вы видите в конце предложения?
- Правильно, это значит, что вы должны закончить предложение одним словом, в котором будет присутствовать буква «я». Например, яблоки. Сколько звуков дает буква «я»?
- Сколько слов будет в предложении?
- С какой буквы мы начинаем записывать предложение? А что поставим в конце предложения?
- А какие еще знаки препинания вы знаете?
- Верно.
- Давайте обведем предложение по вспомогательным линиям и допишем слово яблоки.
- На следующей строке записано предложение. Прочитайте его.
- А теперь обведем это предложение по вспомогательным линиям.
- На следующей строчке записано предложение, прочитайте его.
- Из скольких слов состоит предложение?
-Назовите слова в которых есть буква «я».
-Правильно. А сколько звуков дает буква я в каждом случае?
- С какой буквы начинаем писать предложение?
-Теперь давайте попробуем написать предложение в прописи. Не забудьте, начинаем с большой буквы. И каждое слово должно быть раздельно. А еще не забудьте закончить предложение.
- В ваших прописях есть задание. Нужно прочитать вопрос и ответить на него так, что бы в ответе была буква я. У вас есть подсказка.
- Что растет в саду?
- Какое слово нас интересует больше всего?
- В этом слове две буквы «я», так что будте внимательны при ответе на мой вопрос. Сколько слогов в этом слове?
- Сколько звуков дает буква «я» в первом слоге?
- А в третьем?
-Молодцы. А теперь запишите предложение.
|
Чтение по выбору.
- В саду созрели …
-Многоточия. Буква я дает два звука.
- Четыре.
- С заглавной. Точку.
- Запятую, вопросительный и восклицательный знаки.
- Они спелые и вкусные.
- Зоя дала яблоко маме.
- Предложение состоит из четырех слов.
- Зоя и яблоко.
-Два, [йа]
-Предложение начинаем писать с заглавной буквы и это имя собственное.
Читают про себя вопрос.
- В саду растет яблоня.
- Яблоня.
- Три.
- В первом слоге буква я дает два звука ЙА.
- Один, А
|
Коммуникативные УУД
(умение говорить, слушать)
Познавательные УУД
(умение ориентироваться в прописи, извлечение нужной информации)
Регулятивные УУД
(умение осуществлять действие по образцу)
|
Итог урока и рефлексия
|
- Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги. Каким звукам, и какой букве был посвящен наш урок?
- Что мы научились делать на этом уроке?
- С какой буквой познакомились?
- Что узнали?
Оцените себя по лесенке успеха.
|
Отвечают на вопросы учителя.
|
Регулятивные УУД
(Выделение и осознание учащимися того, что уже освоено; осознание качества и уровня освоения)
|