СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Священные сооружения религий мира"

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре разных народов через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий, формирование понятия «священное сооружение».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Священные сооружения религий мира"»

КОНСПЕКТ УРОКА

ПО ТЕМЕ «СВЯЩЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ РЕЛИГИЙ МИРА»

МОДУЛЯ «ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР»

КУРСА ОРКСЭ


Маркова Елена Владимировна, учитель начальных классов

МБОУ «СОШ имени А.М. Горького» г. Карачева Брянской области


Предмет: основы религиозной культуры и светской этики

Возраст детей: 10 лет, 4 класс

Место проведения: класс, ученики сидят группами по 6 человек


Урок составлен по учебнику А. Л. Беглова, Е. В. Саплиной, Е. С. Токаревой, А.А. Ярлыкапова «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы», Москва, «Просвещение», 2012.


Цель урока: формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре разных народов через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий, формирование понятия «священное сооружение».


Уровни усвоения:

1) представление: ученик имеет представление об основных священных сооружениях мировых религий – церковь, синагога, ступа, пагода, мечеть;

2) отношение: осознаёт ценность культуры и религии, проявляет позитивное отношение к священным сооружениям разных религиозных культур как к памятникам мировой культуры;

3) стратегия поведения: соблюдает нравственные нормы поведения, с уважением относится к мировому духовному наследию.

Планируемые результаты:

1. Личностные результаты:

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

  • воспитание уважения к истории и культуре всех народов;

2. Метапредметные результаты:

1) познавательные:

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

2) регулятивные:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • определять степень новизны и важности учебного материала.

3) коммуникативные

  • готовность слушать собеседника, вести диалог;

  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь своё мнение.

3. Предметные результаты:

  • формирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий;

  • формирование представлений об основных священных сооружениях мировых религий – церковь, синагога, ступа, пагода, мечеть;

  • развитие умения различать священные сооружения разных религий по их характерным архитектурным особенностям;

  • формирование представлений о необходимости соблюдения правил поведения при посещении священных сооружений.



Оборудование:

  • мультимедийный комплекс;

  • презентация Power Point «Священные сооружения религий мира»;

  • презентация Power Point «Карачев православный»;

  • видеоролик «Храм и его устройство»;

  • учебное пособие А. Л. Бегловой, Е.В.Саплиной, Е. С. Токаревой, А.А. Ярлыкапова «Основы мировых религиозных культур»;

  • Опорная карта урока.


Словарик к уроку:

Це́рковь – архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов (храм) в православии, католицизме. У большинства протестантских и евангельских церквей такое сооружение называется домом молитвы.

Алтарь – духовное средоточение храма, в православной Церкви устраивается в восточной части церковного здания (апсиде). В центре алтаря – престол. Слева, в глубине апсиды, - жертвенник. За престолом семисвечник, запрестольное (выносные) иконы, крест. В центре апсиды, внизу, в нише стены, в старых храмах пишется по штукатурке "Отечество".

Иконостас – алтарная преграда, более или менее сплошная, от северной до южной стены храма, состоящая из нескольких рядов упорядоченно размещённых икон, отделяющая алтарную часть православного храма от остального помещения.

Престол – Самое главное место в храме, четырехсторонний стол, стоящий посередине алтаря и служащий для совершения, главным образом, евхаристии.

Ико́на (от ср.-греч. – «рисунок», «образ», «изображение») – в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющееся предметом почитания.

Фре́ска (от итал. – свежий) – живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей. При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной.

Колоко́льня – башня, на которой установлен один или более колоколов, обычно является частью церкви. Квадратная (реже круглая) в основании колокольня, стоящая отдельно от основного здания храма, в западноевропейской архитектуре часто называется итальянским словом «кампанила».

Ски́ния (др.-греч. – «шатёр, палатка»; ивр. – «обиталище, местопребывание», «шатёр встречи, собрания») – в основном употребляется в значении походного храма евреев.

Синаго́га (от греч. – «собрание»; ивр. – «дом собрания»; идиш – «школа»), после разрушения Иерусалимского храма – основной институт еврейской религии, помещение, служащее местом общественного богослужения и центром религиозной жизни общины.

Мече́ть (араб. – «место поклонения») – мусульманское богослужебное архитектурное сооружение – представляет собой отдельно стоящее здание с куполом-гамбизом, иногда мечеть имеет внутренний двор. Флигелем к мечети пристраиваются башни-минареты числом от одного до девяти (число минаретов должно быть меньше, чем в мечети аль-Харам). Молитвенный зал лишен изображений, но на стенах могут быть начертаны строки из Корана на арабском. Стена, обращённая к Мекке, отмечена пустой нишей, михрабом. Справа от михраба расположена кафедра-минбар, с которой проповедник имам читает свои проповеди верующим во время пятничной молитвы.

Минаре́т (араб. – «маяк») – в архитектуре ислама башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении), с которой муэдзин призывает верующих на молитву. Минарет ставится рядом с мечетью или включается в ее композицию. Ранние минареты часто имели винтовую лестницу или пандус снаружи (спиралевидные минареты), в поздних — внутри башни.

Сту́па (санскр. – «макушка, куча земли, камней») – в буддийской архитектуре, монументальное и культовое сооружение для хранения реликвий, имеющее куполовидную форму и не имеющее доступа внутрь. Исторически восходит к могильным курганам, сооружавшимся для погребения царей или вождей.

Па́года (санскр. – «священный, славный»; яп. – «башня сокровищ») – буддийское или индуистское сооружение культового характера.


Ход урока:

1. Организация деятельности учащихся

– Здравствуйте, ребята. Нан сегодняшний урок посвящён священным сооружениям. (Слайд 1)

– Нам предстоит многое узнать и запомнить. Откройте учебник, просмотрите материал урока. Много ли придётся запоминать сегодня? Прочитайте, о чём вы узнаете? (с.30-31). Большой объём информации сложно запомнить.

– Сейчас я Вам покажу фокус. Видите этот лист? Обычный лист. А вот мой карман. Видите - лист не вмещается в карман (делаю безуспешные попытки вложить лист бумаги в карман). А теперь закройте глаза...

( Дети закрывают глаза, учитель легким движением руки складывает лист в восемь раз и кладет в карман.)

– Теперь откройте листа нет. Видите   он поместился в карман!

 (Достаю сложенный листок и разворачиваю его. Смысл этого  «дидактического фокуса»: история, рассказанная учителем или прочитанная в книге, -  это лист бумаги. Лист не помещается в  голову... Чтобы история «уложилась», ее надо  «свернуть» или «упаковать»)

– Также происходит и с информацией надо правильно «свернуть», «упаковать» её, чтобы информация уложилась в голове. И сегодня мы будем этому учиться.

– Посмотрите на мой листок! (Слайд 2) На уроке мы будем:

находить нужную информацию;

обсуждать, обмениваться мнениями;

завязывать «узелки на память»;

вспоминать изученное, подводить итоги.


2. Актуализация знаний

(Слайды 3-5)

Выполнение тестов из опорной карты урока (работа в группах)

1 . Соотнеси религии мира с их основателями:

Иисус Христос ислам

Мухаммад буддизм

Будда иудаизм

Моисей христианство


2. Соотнеси религии мира и священные книги:

ислам Тора

буддизм Коран

иудаизм Библия

христианство Типитака


3. Соотнеси религии мира и хранителей предания

ислам раввины

буддизм священники

иудаизм имамы

христианство ламы


3. Подготовка к изучению нового материала, постановка проблемы

(Слайд 6)

На прошлых уроках мы с вами говорили о том, что религия – это связь человека и Бога. Эта связь находит своё отражение в выполнении религиозных ритуалов. Такие ритуалы люди выполняют в специальных сооружениях. Посмотрите, какие они красивые и какие разные. Давайте попробуем предположить, догадаться к какой из религиозных культур – исламу, христианству, иудаизму, буддизму – они относятся, и обоснуем наши ответы. (ответы-предположения детей, каждое предположение должно обосновываться).

- Сложная задача? Но мы с вами предполагали, а ведь нам нужно знать это точно.


4. Изучение нового материала (слайд 7)

1) Ищем информацию. Для чего нужны священные сооружения? (работа с текстом с.30, заполнение в опорных картах урока раздела «Обсудим вместе»).

2) Просмотр видеоролика о Иерусалимском храме. (слайд 8)

3) Стена плача(слайд 9)

У Стены плача.


К стене я руку приложу
И тихо-тихо попрошу.

Я попрошу для всех родных
Здоровья, радости и счастья,
Пусть мудрость их волос седых
Поможет нам в часы ненастья.

А для детей я попрошу
Всегда безоблачного неба,
Чтоб страх не знали и нужду,
Чтоб оставались чище снега.



4) Синагога (слайды 10-11)


Верующие иудеи молятся в специальных сооружениях – синагогах (это не храм, а лишь помещение для молитвы). Во внутреннем устройстве синагоги есть обязательные элементы - арон кодеш(шкаф, для хранения Торы), менора (семисвечник), скрижали с заповедями.


5) Православный храм (слайды 12-14)

Православные храмы очень красивы и разнообразны: то огромные и величественные, то маленькие и уютные, то строгие, то узорчатые и радостные,

даже весёлые.

На Руси много белоснежных храмов, сияющих ослепительной белизной на фоне неба, но есть и разноцветные, как сказочные терема, с любовью раскрашенные разными красками.

Но какими бы разнообразными ни казались на первый взгляд православные храмы, все они имеют сходное устроение, сложившееся в глубокой древности.
Как же устроен православный храм? Какие идеи заложены в нём?
Прежде всего нужно знать, что храм - это не только прекрасный общий дом, где собираются люди для молитвы. Храм символизирует Царство Божие и Вселенную во главе с Богом.

Царство Божие включает три области: бытие Самого Бога (оно представлено алтарём). Слово «алтарь» в переводе с латинского означает «возвышенное место, возвышение».
Духовное небо, область горнего ангельского мира (это средняя часть, где участвует в общем богослужении православный народ); и область земного бытия (притвор).
Увенчанный крестом, украшенный иконами и фресками и освящённый по особому чину храм представляет собой Вселенную, мироздание (строение мира) во главе с Богом - его Создателем, Творцом.

Мир для православных верующих - творение Бога и управляется Его Жертвенной Любовью, поэтому каждый храм имеет главку, завершающуюся крестом - символом Божественного Искупления мира и Воскресения.
Главки храмов имеют форму свечи или шлема. Это тоже не случайно, такая форма как бы соединяет значения: горение православных сердец и воинская защита. Для православных это всегда напоминание о том, что Господь управляет миром и защищает Своё творение пламенной Жертвенной Любовью.
Вместе с тем для людей строительство храмов - это тоже горение, служение во славу Божию. Вот и стоят храмы как горящие огромные общие свечи и воины Христовы.

6) Презентация «Карачев православный» в сопровождении выступления группы учащихся-краеведов.


Выступление учащихся-краеведов


Подходишь, чувствуешь – душа

Приподнимается над миром.

Там холм стоит, под ним – река.

И жизнь течет неторопливо…


В жестоких битвах многократ
Разрушенный, сожжённый
Основан здесь Карачев-град,
Из пепла возрождённый.



Город Карачев славен своей историей, своей древностью и своими храмами. Вся многовековая история нашего города связана с православием. Недаром в старину Карачев называли родником или колыбелью православных. В 1764 году в Карачеве насчитывалось 12 церквей.





На путь моих предков ступает нога,
И мудрость веков надо мною струится,

И мысли белы, и чисты, как снега,

И колокол душу зовет помолиться…


Карачевский Одринский мужской монастырь во имя Святителя Николая основан в начале XV века. В 1924 году монастырь был официально закрыт. 22 июля 1995 года на месте разрушенной обители был открыт Одрин женский монастырь во имя Святителя Николая. В настоящее время в Одрином монастыре находится чудотворная икона Матери Божией "Споручница грешных".



Воскресенский мужской монастырь расположен в селе Бережок. Архитектура храма, выполненная в стиле нарышкинского барокко, производит неизгладимое впечатление крупными размерами, оригинальной объёмной композицией и нарядным фасадным декором. Оформление куполов и оконных проёмов, контрастное сочетание красных стен и белых резных деталей напоминает архитектуру надвратной Сретенской церкви Свято-Успенского Свенского монастыря.

Второе название Воскресенского монастыря – Тихонова обитель. По преданию, монах Тихон стоял на столпе над вторым этажом монастырской церкви, где висел вестовой колокол. Звон колокола предупреждал иноков о приближении татар, которые производили частые набеги на Карачев. В память об этом в новом каменном храме (рубеж XVII-XVIII веков) была сооружена необычного вида башня-столп – единственный пример в истории русской храмовой архитектуры.


Храм во имя Всех Святых расположен на юго-восточной окраине города Карачева в бывшей деревне Новая Слобода. Каменный храм построен на средства жителей Карачева и его окрестностей в 1865 году. Храм, стоящий над рекой Снежеть, на крутом её берегу как будто встречает людей, подъезжающих к нашему городу с юга.


Соборный Архангельский храм расположен в южной части г.Карачева в черте древней городской осыпи. Здание храма возведено в первой трети XVIII века. Это один из интереснейших храмов Петровской эпохи на Брянщине, выполенный стиле барокко. В прошлом году во время восстановления фундамента храма была обнаружена каменная кладка. Археологи определили, что это стена храма XII века. Это третий храм домонгольского периода на территории Брянской области.

В 1855 году в восточной части города начали возводить храм Николая Чудотворца. В то время культура Древней Руси была объявлена истинной наследницей православной Византии и русские архитекторы обратились к истокам каменного зодчества на Руси, к византийским традициям. Храм был выстроен в русско-византийском стиле, как и Кафедральный Соборный храм Христа Спасителя в Москве. К сожалению, и этот храм был разрушен в годы советской власти. В мае 1994 года здесь впервые после долгого запустения состоялось Богослужение. Сейчас храм восстанавливают.


В 1773 году в селе Юрасово начали строить храм Казанской иконы Божьей матери. В начале 1930-х годов храм закрыли. Только во время Великой Отечественной войны в нём на краткое время возобновилось Богослужение. Восстановление храма началось в 1999 году и идёт по сей день. Архитектура храма являет собой образец небольшого сельского храма, выполненного в стиле барокко.


Есть в Карачеве священные сооружения, построенные в наше время. В западной части нашего города в 2001 году построена часовня Новомученников и Исповедников России.


К сожалению, не все храмы нашего города восстанавливаются. В центре Карачева можно увидеть стены Храма Святой Троицы Живоначальной, построенного в 1808 году.


Возле нашей школы находится Храм Успения Пресвятой Богородицы Он был построен на средства карачевцев в 1818 году, пережил фашистские бомбёжки в годы войны, но был почти разрушен в 60-года прошлого века.

Сейчас храм активно восстанавливается, в том числе старшеклассниками и выпускниками нашей школы. Ведь наша школа более ста лет назад была основана как приходская при этом храме.


Диво дивное, чудо чудное!

Пусть для Родины время трудное,

Но не сказками, не былинами

Божий храм встаёт над руинами.

Божий храм встаёт в волю вольную,

Он и песнь поёт – колокольную!

До небес плывёт песня плавная,

Оживает Русь православная!


Озноб снаружи – дрожь внутри.
Тут чувства разные приходят.
И ты мне, что не говори,


Но не напрасно храмы строят.


7) Мечеть (слайды 15-16)

Священные здания мусульман называются мечети. Купол мечети имеет полукруглую форму и увенчан полумесяцем. Рядом с мечетью находится минарет (маяк). Внутри мечети нет изображений живых существ, они украшены лишь специальными надписями и орнаментами. В мечеть входят без обуви, пол заслан коврами. Женщины не молятся рядом с мужчинами.


Мечеть


Стоит мечеть божественно святая,
Взметнулся ввысь стрелою минарет,
С него нисходит истина простая –
Что в мире этом выше Бога нет!

Кто веру потерял – ее найдете:
Молитесь лишь усердно и с душой,
Покой и счастье в жизни обретете,
И путь Господь откроет Вам большой.


8) Священные сооружения буддизма (слайды 17-18)


Как, вы уже знаете, тело Будды было сожжено на погребальном костре, а его прах ученики поместили в ступы (первоначально их было 8). Ступа похожа на половину шара, на купол, полусферу. Так вот, именно такую форму должно было иметь погребальное сооружение Будды. По легенде, он сам объяснил своим ученикам, как должно выглядеть его погребальное сооружение. Он постелил на землю плащ и перевернул на него круглую чашу. Называется такое сооружение «ступа» - что значит «погребальный холм». Внутри ступы нет пространства, в неё нельзя войти. Наверху купола ступы установлена небольшая надстройка – «дворец богов» - для хранения реликвий буддийской религии. И еще одна отличительная особенность ступы – шпиль, устремленный в небо. Но позже стали строить и другие сооружения – пагоды.

Буддийский храм внутри – это обычно прямоугольный храм. Центральное место храма – алтарь, где находятся ритуальные предметы. За алтарём – статуя Буды и бодхисатв.


5. Закрепление изученного материала (работа с текстом учебника и решение кроссворда) (Слайд 19)


6. Первичное обобщение изученного материала. (Слайд 20)

(работа с опорной картой урока)

На уроке мы узнали названия священных сооружений: _________________________________________________________.

Мы поняли, что есть общие черты у всех священных сооружений:

- это святые места;

- символ света;

- звучат слова обращения к Богу;

- хранятся реликвии;

- строгие правила поведения.


7. Домашнее задание (Слайд 21)

  1. Подготовьте сообщения о священных сооружениях нашего города.

  2. Составьте памятку о правилах поведения в священных сооружениях религий мира.


8. Рефлексия

– Ребята, сегодня мы не просто узнавали новое, учились работать с информацией, но и работали в группах. Если ваша группа работала слаженно, справилась со всеми заданиями, сумела преодолеть совместные трудности, тогда возьмитесь за руки и зажгите «фонарик дружбы».

– Спасибо за сотрудничество на уроке!















11




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!