СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект Урока "Светозара"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Хочу представить на ваш суд, уважаемые коллеги, разработку урока, который можно провести в первые дни нового учебного года. Конспект, который я вам предлагаю, универсальный, так как по данному материалу можно провести урок и в 6, и в 7, и в 8 классах, внося небольшие коррективы, в зависимости от технической оснащённости школы и уровня подготовки класса. Цели каждый учитель может сформулировать самостоятельно. Желаю удачи! Надеюсь, что моя работа пригодится вам.

Просмотр содержимого документа
«Конспект Урока "Светозара"»

УРОК «СВЕТОЗАРА»

Кияница Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы Донецкой общеобразовательной школы I-III ступеней № 44

Хочу представить на ваш суд, уважаемые коллеги, разработку урока, который можно провести в первые дни нового учебного года. Конспект, который я вам предлагаю, универсальный, так как по данному материалу можно провести урок и в 6, и в 7, и в 8 классах, внося небольшие коррективы, в зависимости от технической оснащённости школы и уровня подготовки класса. Цели каждый учитель может сформулировать самостоятельно. Желаю удачи! Надеюсь, что моя работа пригодится вам.

Тема урока: повторение в начале года.

Тип урока: комбинированный с элементами презентации.

Ход урока

I. Работа в группе.

Учитель: Сегодня мы с вами, ребята, проведём необычный урок. Во-первых, это будет урок-знакомство, во-вторых, урок-игра, в-третьих, «учение с увлечением». Вот с этого и начнём. Для начала договоримся, что каждый ряд – это команда. Выполнять первое задание вы будете всей командой. Выбирайте капитанов, которые получат карточки с вопросами. После недолгого обсуждения кратко и аргументированно каждая команда отвечает на свой вопрос:

  1. Легко ли учиться?

  2. Нужны ли человеку знания?

  3. Можно ли сказать, что учеба – это труд?

II. Презентация.

Учитель: Думаю, каждый из вас теперь сможет ответить на вопрос, что можно сделать, чтобы учиться было легко, знания получать было бы удовольствием, а учёба стала увлечением. Конечно, для этого нужно «учение с увлечением». Так называется одна из рубрик Вестника международной олимпиады по русскому языку для школьников. Знакомьтесь – «Светозар».

1-й слайд:

Комментарий учителя к слайду: Олимпиада с волшебным названием существует более десяти лет. За эти годы её участниками стали тысячи ребят из разных стран. Девиз олимпиады: «Поверь в себя – проверь себя». А главная цель – помочь всем желающим, независимо от возраста и класса, в изучении русского языка и сделать этот процесс интересным и увлекательным.



2-й слайд:

Комментарий учителя к слайду: Каждый из вас, ребята, может стать участником олимпиады, поэтому она и называется открытой. Вам нужно совсем немного: желание получать знания. Но знание не может и не должно быть скучным. Игры, соревнования, исследования – это и есть «Светозар». Он друг, помощник, учитель.

3-й слайд:

Комментарий учителя к слайду: Многие из вас знают журнал «Светозар», видели его у нас в кабинете русского языка, читали вместе с учителем увлекательные статьи на уроках и внеклассных занятиях. Наверное, многие из вас хотели бы получать Вестник Олимпиады. Для того чтобы он пришёл к вам в дом, вам нужно сделать всего один шаг ему навстречу: ответить хотя бы на одно задание из каждого конкурса, опубликованного в журнале «Светозара». Сами журналы вы видите на экране и у меня в руках. На каждого участника в интеллектуальном банке открывается персональный счёт: чем больше заданий вы выполните верно, тем больше баллов поступит на этот счёт. Участники игры получают в подарок журнал, смогут прочитать интересные материалы о русском языке, выполнят новые задания и опять пополнят свой персональный счёт. И значит, приблизят возможность выиграть поездку в Москву.

4-й слайд:

Комментарий учителя к слайду: Рубрики журнала самые разнообразные, на любой вкус. Одна из них – «Учение с увлечением», увлекательные уроки которой ведёт кандидат педагогических наук, учитель и методист из Луганска (Украина) Валерий Иванович Ковалёв. Сегодня и вы станете слушателями его заочной школы. Попробуем? Все статьи по одной теме, так или иначе, связаны между собой, поэтому не удивляйтесь, что в начале той статьи, которую вы будете читать, может быть ссылка на предыдущий материал. Вы обязательно получите возможность обменяться журналами на последующих уроках и прочитать все статьи рубрики.

III. Работа в парах.

Учитель раздаёт журналы «Светозар»:

16, 17 – «Необычные правила»

18, 19 – «Тайны частей речи», №20 – «Фокусы местоимений»

21, 22, 23 – «Занимательные уроки этимологии»

24, 25 – «Путеводные звезды орфографии»

34 – «Учимся делать незабываемые подарки»

35 – «Необычные вопросы».

На этот раз вы будете работать парами. В полученных вами номерах сделаны закладки на текстах, кс которыми вы будете работать. С помощью нового друга – журнала «Светозар» – мы повторим с вами навыки чтения молча. По моему сигналу вы начнёте чтение текста. Закончив чтение, приступайте к ответам на вопросы, которые через 5 минут появятся на экране. Время пошло!

Хронометраж этого задания может быть таким: 5 мин. на чтение текста и 5-7 мин. на ответы.

На экране вопросы:

  1. Какому разделу науки о языке была посвящена прочитанная вами статья? Что изучает этот раздел?

  2. Какие примеры использовал автор, чтобы вызвать интерес читателя и научить новому?

  3. Что было изображено на рисунках, сопровождавших прочитанную статью?

Учитель: Листочки с ответами вы сдаёте на проверку. Капитаны, соберите работы! Как вы справились, узнаете в начале следующего урока (учитель может сделать презентацию с правильными ответами на вопросы и показать ее детям в начале следующего урока). Давайте договоримся, что это будут не баллы, а цветные наклейки на ваших работах («отлично» – красная, «хорошо» – жёлтая, «удовлетворительно» – зелёная).

IV. Обобщение по прочитанному.

Учитель: Думаю, что у нас с вами получается «учение с увлечением». Если быть точнее, то «повторение с интересом». Давайте проверим это, ответив ещё на два вопроса. За точность, краткость и полноту ответа вы получите свою сладкую медаль (можно на круглой шоколадке сделать логотип олимпиады). Выбирайте тот вопрос, который соответствует содержанию прочитанной статьи.

  1. Какой материал вы сегодня смогли повторить? (Словообразование, морфология, орфография.)

  2. Что нового вы узнали сегодня с помощью Вестника олимпиады «Светозара»? (Этимология, стилистика и культура речи.)



V. «Выбери меня» – играем вместе со «Светозаром».

Учитель: Продолжаем наше повторение с помощью «Светозара». Выполним два задания из дистантных туров олимпиады (задания распечатываются).

Первое задание мы возьмём из № 34. У вас 7 минут. Работайте на листочках, которые я вам раздала. Когда время закончится, обменяетесь листочками, а я назову правильные ответы.

Соотнесите термин из левой колонки с подходящим к нему примером из правой (один из примеров останется лишним).

Конкурс «Выбери меня»

Термин

Пример

1. Однозначное слово

2. Многозначное слово

3. Прямое значение

4. Переносное значение

5. Метафора

6. Метонимия

I. Медведь. О неуклюжем, неповоротливом человеке.

II. Норка. Уменьш. к нора. Норка. Хищный пушной зверёк семейства куньих с густым блестящим мехом.

III. «Сюда по новым им волнам / Все флаги в гости будут к нам». (А. Пушкин)

IV. Медведь. Крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью и толстыми короткими ногами.

V. Колокольчик. Звонок в форме маленького колокола. Колокольчик. Травянистое растение с лиловыми или тёмно-голубыми цветками, похожими на маленькие колокола.
VI. Циркуль. Инструмент для вычерчивания окружностей и дуг, измерения размеров.

VII. «Тихо я в тёмные кудри вплетаю / Тайных стихов драгоценный алмаз». (А. Блок)



Второе задание из № 35. И у вас снова 7 минут.

Прочитайте пунктуационное правило в левом столбце и соотнесите его с примерами из правого столбца.

Термин

1. Обращения выделяются запятыми независимо от их места в предложении.

2. Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак.

3. Обращение выделяется запятыми со всеми относящимися к нему словами.

4. Если распространённое обращение разорвано другими словами, то каждая из его частей выделяется запятыми.

5. Частица о, стоящая перед обращением, не отделяется от него никаким знаком.

Пример

I. Фонтан любви, фонтан живой!
Принёс я в дар тебе две розы.

II. Государь мой премилостивый, я до тех пор не намерен ехать в Покровское, пока не вышлете Вы мне псаря Парамошку с повинною. 


III. Прощай, Онегин, мне пора.


IV. Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось!

V. Ах ты, старый конюх, неразумный,
Разгадаешь ли, старый, загадку?

VI. О поле, поле, кто тебя
Усеял мёртвыми костями?

(Примеры из произведений А.С. Пушкина)



VI. Работа с сайтом.

Учитель: Думаю, что после такого приятного и полезного знакомства некоторые из вас захотят его продолжить. Для этого нужно зайти на сайт «Светозара» http://www.svetozar.ru, «полистать» его страницы и решить, будет ли сайт просто у вас в помощниках или вы зарегистрируетесь и пополните число участников одной из интереснейших олимпиад по русскому языку под волшебным названием «Светозар». Официальное название Олимпиады: «Открытая международная Олимпиада школьников по русскому языку».

Если есть возможность выхода в Интернет, можно зайти на сайт и продемонстрировать его рубрики, объяснить, как зарегистрироваться и т. д.

Домашнее задание. Сегодня оно тоже будет необычным. Прочитайте одну из статей «Светозара», подготовьте её презентацию. Постарайтесь составить задание для своих одноклассников по типу выполненных («Выбери меня»).

Использованная литература

Вестники Открытой Международной Олимпиады по русскому языку «Светозар»: № 16, 17 – «Необычные правила», № 18, 19 – «Тайны частей речи», № 20 – «Фокусы местоимений», № 21, 22, 23 – «Занимательные уроки этимологии», №24, 25 – «Путеводные звезды орфографии», № 34 – «Учимся делать незабываемые подарки», № 35 – «Необычные вопросы».



3




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!