СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока ( технологическая карта) "Лексикология как раздел лингвистики. Способы лексического толкования слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена технологическая карта урока русского языка по теме "Лексикология как раздел лингвистики.  Способы лексического толкования слова". Презентация включает этапы проведения урока...

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ( технологическая карта) "Лексикология как раздел лингвистики. Способы лексического толкования слова"»

Технологическая карта конструирования урока открытия нового знания



Предмет

Русский язык

Класс


5


Тема урока




Лексикология как раздел лингвистики. Способы лексического толкования слов.


Планируемые образовательные результаты



Предметные


Метапредметные

Личностные

1. дать представление о лексикологии как разделе лингвистики, изучающем словарный состав языка и познакомить с основными способами объяснения лексического значения слова.

2.формировать умение использовать информацию, содержащуюся в толковом словаре. проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, пользоваться этимологическим, толковыми словарями

- развить умение формулировать определение понятий; обогащать словарный запас учащихся;

-совершенствовать орфографические умения.


Регулятивные: планировать пути достижения целей, принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров, адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия, уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного самостоятельно и с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник; извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы, стилистически корректно использовать лексику.

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать и аргументировать собственное мнение




  1. определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

  2. уметь вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

  3. признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

  4. излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

  5. участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения, развивать внимание, память, речь, логическое мышление;



Условия реализации урока (заполняются все графы)


Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

Учебная литература

Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии

Оборудование





«Толковый словарь» Ожегова;

«Толковый словарь» В.И. Даля;

«Школьный толковый словарь»

«Школьный словарь синонимов

«Школьный словарь антонимов»

Львова С.И. Русский язык. 5класс: учеб. для общ. образоват. учреждений. В 3 ч. Ч. 1/С.И. Львова, В.В. Львов. – 9 – изд., перераб. – М.: Мнемозина,2012.

Васильевых И.П. Уроки русского языка. 5 класс: пособие для учителя к учебнику С.И. Львовой и В.В. Львова «Русский язык. 5 класс»/ И.П. Васильевых; под редакцией С.И. Львовой.- 2 е изд., стер. – М. Мнемозина, 2010.

Компьютер, проектор, экран, презентация

Основные понятия

Слово, лексическое значение слова, лексика, лексикология, лексикон, толковый словарь

Форма проведения урока


Урок открытия нового знания






Этап урока

(название, время, цели)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность

учеников

Планируемые результаты


Предметные

УУД


I. Мотивация к учебной деятельности

Цели: создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.



Продолжительность: 5 минут



Делю класс на группы, напоминаю правила работы в группах. получает составные части кластера, из которых должны сложить фигуру и написать разделы языкознания( одна деталь остаётся незаполненной).


вспомнить все изученные разделы лингвистики, составить кластер.

-распределяются по группам, получают элементы кластера, определяются с выполнением задания, распределяют свои роли, приступают к выполнению. Когда кластер составлен, выясняют, что один из элементов лишний, задают вопрос.


Обобщат изученные разделы лингвистики

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром, умение включиться в урок, во взаимодействие с учителем

Познавательные:

проводить наблюдение



II. Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи)

Цели: организовать поиск решения учебной проблемы


Продолжительность: 10 минут

- даю задание решить кроссворд, наблюдаю за работой в группах. По окончании работы помогаю сформулировать тему урока (по мере необходимости – слайд «лексикология»).

После этого ученики получают задание в группах.







- Даю задание на усложнение.

- чтобы определить недостающий элемент в ваших кластерах, вы должны в группах решить кроссворд, чтобы понять, какой раздел лингвистики мы будем изучать. При затруднении можете обратиться к этимологическому словарю.


- Определите известным вам способом значение следующих слов: мудрый, бледный веселиться.


-



обсуждают в группах,

решают кроссворд, вписывают отгаданные слова, строят проект решения учебной задачи. Стараются сформулировать тему урока.

- работают в группах, определяют значение слов по толковому словарю. Делают вывод, что все группы определяли лексического значение слов по толковым словарям.






- обсуждают в группах, приходят к выводу, что другие способы им неизвестны.

Уч-ся получат возможность кратко высказываться без предварительной подготовки.





Закрепят умение работать со справочной литературой

Познавательные: самостоятельно формулировать тему урока, результаты:

выдвигать осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; предположения;

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного самостоятельно с помощью учителя (Познавательные УУД).

Регулятивные: самостоятельно искать способы решения проблемы

Коммуникативные

Умение сотрудничать, строить речевое высказывание, в соответствие с поставленной задачей.


III. Решение учебной задачи (проблемной задачи)

Цели:

организовать применение нового знания;

 организовать выполнение самостоятельной работы;


Продолжительность: 25 минут


Напоминаю о пометах для работы с текстом методом «Инсёрт» (на доске написаны).

Задаю уточняющие вопросы. Знакомлю со словарями, помогающими определить лексическое значение слова. (слайд «Словари – наши помощники»)





Провожу физкультминутку.











-А теперь, ребята, начинаем работу по применению нового знания.


Наблюдаю за работой в парах, оказываю помощь по мере необходимости. По выполнении работы выслушиваю ответы. задаю вопросы.




Даю задание на закрепление изученной темы.










-Познакомьтесь с теоретическими сведениями в учебнике на стр. 46 – 47, используя для работы с текстом метод «Инсёрт».


- Какие словари помогают нам определить лексическое значение слова?





Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

(вращение головой)

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.


Тренинговая задача. Выберите 2 – 3 изображённых на фотоколлаже предмета, запишите их названия, используя способы, определите лексическое значение.

- какими способами вы определили значение выбранных вами предметов?

- какой способ самый лёгкий? – Какие трудности испытывали при выполнении работы?

- выполните упражнение 99

- 5 учащихся получают индивидуальное задание. ( (тестовое задание из сборника «Тесты» к учебнику оп теме «Лексикология»




Индивидуально работают с тестом, делая соответствующие пометы, выявляют новые способы определения лексического значения слов. Делают выводы о 5 способах, о роли словарей.









Выполняют упражнения












Работают в парах, выясняют лексическое значение слов, составляют 2 – 3 предложения со словами. При проверке задания называют способы определения лексического значения слов.



Отвечают на вопросы, называют те способы определения лексического значения слов. которые вызвали затруднение.






Выполняют упражнение с последующей взаимопроверкой.

- Решают тесты







Познакомятся с новыми способами определения лексического значения слова





























Сформируют умение использовать информацию, содержащуюся в толковом словаре, обогатят словарный запас.


















Регулятивные: самостоятельно искать способы решения проблемы.

Умение слушать мнения других людей; осознанно использовать речевые средства


Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

Общеучебные- поиск и выделение информации; умение структурировать знания.














Коммуникативные: умение приходить к верному ответу, взаимодействуя в парах

Регулятивные: самоконтроль, самооценка.

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;



Познавательные:

Общеучебные- поиск и выделение информации; умение структурировать знания.

IV. Рефлексия деятельности (итог урока)

Цель: организовать рефлексию собственной учебной деятельности


Продолжительность: 3 минуты



Дом. зад.

оценки





Даю задание на рефлексию. (метод «Корзина»











В течение 2 мин запишите понятия, связанные с темой урока, затем поместите свои записи в корзину. По окончании работы выборочно зачитываю написанное, задаю уточняющие вопросы.

- Назовите все способы лексического толкования слова.

-- что такое лексикология

И т. д.


Ученики записывают понятия, каждый индивидуально, прикрепляют свой лист на доску в корзину.

Отвечают на уточняющие вопросы, подводят итог урока.

Регулятивные:

Прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала

Упражнение «Улыбнись, как…» 

Цель – раскрепощение, снятие эмоционального напряжения, самораскрытие.





Даю инструкцию по выполнению задания: Улыбнитесь, как улыбаетесь:

Вы – своей маме.

Собака своему хозяину.

Само солнышко.

Очень вежливый японец.

Кот на солнышке.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!