I. Мотивация к учебной деятельности Цели: создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Продолжительность: 5 минут | Делю класс на группы, напоминаю правила работы в группах. получает составные части кластера, из которых должны сложить фигуру и написать разделы языкознания( одна деталь остаётся незаполненной). | вспомнить все изученные разделы лингвистики, составить кластер. | -распределяются по группам, получают элементы кластера, определяются с выполнением задания, распределяют свои роли, приступают к выполнению. Когда кластер составлен, выясняют, что один из элементов лишний, задают вопрос. | Обобщат изученные разделы лингвистики | Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром, умение включиться в урок, во взаимодействие с учителем Познавательные: проводить наблюдение |
II. Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи) Цели: организовать поиск решения учебной проблемы Продолжительность: 10 минут | - даю задание решить кроссворд, наблюдаю за работой в группах. По окончании работы помогаю сформулировать тему урока (по мере необходимости – слайд «лексикология»). После этого ученики получают задание в группах. - Даю задание на усложнение. | - чтобы определить недостающий элемент в ваших кластерах, вы должны в группах решить кроссворд, чтобы понять, какой раздел лингвистики мы будем изучать. При затруднении можете обратиться к этимологическому словарю. - Определите известным вам способом значение следующих слов: мудрый, бледный веселиться. - | обсуждают в группах, решают кроссворд, вписывают отгаданные слова, строят проект решения учебной задачи. Стараются сформулировать тему урока. - работают в группах, определяют значение слов по толковому словарю. Делают вывод, что все группы определяли лексического значение слов по толковым словарям. - обсуждают в группах, приходят к выводу, что другие способы им неизвестны. | Уч-ся получат возможность кратко высказываться без предварительной подготовки. Закрепят умение работать со справочной литературой | Познавательные: самостоятельно формулировать тему урока, результаты: выдвигать осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; предположения; Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного самостоятельно с помощью учителя (Познавательные УУД). Регулятивные: самостоятельно искать способы решения проблемы Коммуникативные Умение сотрудничать, строить речевое высказывание, в соответствие с поставленной задачей. |
III. Решение учебной задачи (проблемной задачи) Цели: организовать применение нового знания; организовать выполнение самостоятельной работы; Продолжительность: 25 минут | Напоминаю о пометах для работы с текстом методом «Инсёрт» (на доске написаны). Задаю уточняющие вопросы. Знакомлю со словарями, помогающими определить лексическое значение слова. (слайд «Словари – наши помощники») Провожу физкультминутку. -А теперь, ребята, начинаем работу по применению нового знания. Наблюдаю за работой в парах, оказываю помощь по мере необходимости. По выполнении работы выслушиваю ответы. задаю вопросы. Даю задание на закрепление изученной темы. | -Познакомьтесь с теоретическими сведениями в учебнике на стр. 46 – 47, используя для работы с текстом метод «Инсёрт». - Какие словари помогают нам определить лексическое значение слова? Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (наклоны вперед и назад) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (вращение головой) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. Тренинговая задача. Выберите 2 – 3 изображённых на фотоколлаже предмета, запишите их названия, используя способы, определите лексическое значение. - какими способами вы определили значение выбранных вами предметов? - какой способ самый лёгкий? – Какие трудности испытывали при выполнении работы? - выполните упражнение 99 - 5 учащихся получают индивидуальное задание. ( (тестовое задание из сборника «Тесты» к учебнику оп теме «Лексикология» | Индивидуально работают с тестом, делая соответствующие пометы, выявляют новые способы определения лексического значения слов. Делают выводы о 5 способах, о роли словарей. Выполняют упражнения Работают в парах, выясняют лексическое значение слов, составляют 2 – 3 предложения со словами. При проверке задания называют способы определения лексического значения слов. Отвечают на вопросы, называют те способы определения лексического значения слов. которые вызвали затруднение. Выполняют упражнение с последующей взаимопроверкой. - Решают тесты | Познакомятся с новыми способами определения лексического значения слова Сформируют умение использовать информацию, содержащуюся в толковом словаре, обогатят словарный запас. | Регулятивные: самостоятельно искать способы решения проблемы. Умение слушать мнения других людей; осознанно использовать речевые средства Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; Общеучебные- поиск и выделение информации; умение структурировать знания. Коммуникативные: умение приходить к верному ответу, взаимодействуя в парах Регулятивные: самоконтроль, самооценка. планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; Познавательные: Общеучебные- поиск и выделение информации; умение структурировать знания. |
IV. Рефлексия деятельности (итог урока) Цель: организовать рефлексию собственной учебной деятельности Продолжительность: 3 минуты Дом. зад. оценки | Даю задание на рефлексию. (метод «Корзина» | В течение 2 мин запишите понятия, связанные с темой урока, затем поместите свои записи в корзину. По окончании работы выборочно зачитываю написанное, задаю уточняющие вопросы. - Назовите все способы лексического толкования слова. -- что такое лексикология И т. д. | Ученики записывают понятия, каждый индивидуально, прикрепляют свой лист на доску в корзину. Отвечают на уточняющие вопросы, подводят итог урока. | | Регулятивные: Прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала |