СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока технологии "Дымковская игрушка)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока технологии "Дымковская игрушка"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока технологии "Дымковская игрушка)»

Тема урока: Дымковская игрушка(1-й час)


Цель: Познакомить с дымковской глиняной игрушкой как одним из видов на­родного творчества. Развить интерес и любовь детей к народной игрушке.


Задачи: Научить лепить из целого куска глины (пластилина), привить навыки рабо­ты над объемной формой, учить видеть и передавать характерные пропорции дымковских игрушек. Научить выполнять роспись в традициях дымковских иг­рушек. Развивать умение наилучшим образом размещать узор на форме.


Оборудование: Для учащихся: глина пли пластилин, дощечка для лепки, гуашевые краски, лист бумаги, кисти, баночка для воды, палитра, тряпочка.


Для учителя: дымковские игрушки, открытки, слайды, методические таб­лицы «Последовательность лепки дымковских игрушек», Дымковские узо­ры», глина или пластилин, дощечка для лепки, гуашевые краски, лист бума­ги, кисти, баночка для воды, палитра, тряпочка.


План первого урока.

1. Вводная беседа. 10-15 мин.

2. Объяснение последовательности лепки игрушки по наглядному пособию (или процесс лепки показывает учитель). 5-7 мин.

3. Самостоятельная работа. Лепка дымковской игрушки. 15-20 мин.

4. Подведение итогов. 3-5 мин.


Ход первого урока.

  1. Вводная беседа.

Вступительная беседа может строиться примерно так. Ребята, у вас есть дома игрушки. Они сделаны из разных современных материалов: пластмассы, резины, металла, меха... Но наряду с ними до сих пор еще пользуются боль­шой популярностью народные глиняные и деревянные игрушки. В руках мас­теров происходит чудесное превращение природного материала в удивитель­ные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много. Сегодня мы познакомимся поближе с одним из них — дымковскими глиняными игрушками. В большом селе Дымково, что недалеко от Вятки, родилась дымковская игрушка. Веселый игрушечный народец отли­чается яркими красками. Демонстрируют дымковские игрушки.


Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвету дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы,

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы!

В. Фофанов


(Слайд или фото «Деревня Дымково»).


Дым идет из труб столбом

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали.

(Народное творчество)


В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой слобода вся в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки, в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой, возможно от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушка? Давайте посмотрим. Демонстрируют иг­рушки, слайды или иллюстрации «Олень», «Индюк», «Барыня», «Конь» и др.

У этого оленя — золотые рога.


Через горные отроги

Через крыши деревень,

Краснорогий, желторргий,

Мчится глиняный олень,

(Народное творчество)


Краше всех индюк; хвост, что букет цветов или яркое солнышко.


Вот индюк нарядный

Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост –

Точно солнечный цветок.

Да алеет гребешок.

(Народное творчество)


Дымковская барыня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах.


Посмотри, как хороша эта девица-душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд.

(Народное творчество)


Даже кони приобрели яркий наряд.


Наши предки очень любили изображать фигуру коня. Конь для них был символом солнца, оберегом-защитой от злых сил. Ребята довайте с вами слепим коня, поставим фигурку в комнате на видном месте так, что бы голова коня не была повернута к двери или окну. И тогда в твоем доме всегда будет мир и счастье. Токого народное поверье.


Кони глиняные мчатся

На подставках что есть сил,

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

(Народное творчество)


Что общего у всех этих игрушек? (Белый фон, яркие краски, геометри­ческие узоры, нарядные детали, обобщенная форма.) Как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку? (Белой.) А знаете почему? Можно пред­положить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили иг­рушки чаше всего зимой, когда все вокруг белым-бело. В тех местах зима длин­ная и снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой чистой и белой как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому расписывали их яркими красками, которые особенно хорошо выделяются на белом фоне. В дымковской игрушке радует пышность форм, буйство цвета и жизнерадостная фантазия.

- Нравятся ли вам эти игрушки? Какая больше всего? Почему? (Дети отве­чают.) Где расположен узор на дымковской игрушке? Какие цвета использо­вали мастера для росписи игрушек? (Дети называют цвета.) Какие узоры вы видите на игрушках? (Клеточки, кружочки, точки, полоски и др.) Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках? Как украшают свои изделия мастера из Дымково?


Давайте поговорим о том, как создается дымковская игрушка.

Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рож­дается три раза (слайд или таблица «Последовательность лепки дымковской игрушки»). Первый раз игрушка рождается, когда ее лепят из красной глины. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз, проходит испытание огнем. Потом ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающего еще большую нарядность игрушке. Она рожда­ется третий раз. Красивые, яркие, нарядные игрушки продают на ярмарке.

Самые любимые из них — это свистульки. Демонстрируют их.


Вятка вздрогнула от свиста,

Всяк свисток к губам прижал.

И пошла базаром сказка —

Родился в веселый час

Вятский праздник — «Свистопляска».

Город весь пустился в пляс!

(Народное творчество)


Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника «Свис­топляска». Позднее ярмарка-праздник стала называться «Свистунья». Все по­сетители ярмарки, от мала до велика, считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку.


Баращек-свисток, левый рог — завиток,

Правый рог — завиток, на груди — цветок.

(Народное творчество)

Физкульт минутка.


Две минутки.

Если мы чуть-чуть устанем,

Мы на две минутки встанем.

Мы потянемся сначала,

Повернемся влево-вправо,

Мы наклонимся разок

И достанем свой носок.

Раз и два - присели вниз,

Три, четыре - поднялись.

А теперь шагаем вместе

На одном и том же месте.

Можно тихо постоять.

Отдохнуть и сесть опять.


Вся ярмарка наполняется свистом, а от этого праздник веселей! Спрос на игрушки очень велик. Демонстрируют игрушки (дама с собачкой, водоноска, многодетная мать, петух, мужик с медведем и др.). Дети рассматривают и описывают каждую игрушку вместе с учителем.

После праздника глиняные расписные игрушки выставляли в окнах между рамами.

- Итак, какие же особенности мы увидели у дымковских игрушек? (Обоб­щенная округлая форма, нет лишних деталей, белый фон, простой геометри­ческий узор: полоски, кружочки, точки, волны, ромбы, кольца.)


2. Практическая часть: Лепка дымковского коня.

- Сегодня, ребята, вы мастера-умельцы. Перед вами лежит материал для изготовления игрушки (глина или пластилин). Можете слепить коня, оленя или барана. Рассмотрим последовательность лепки. Учитель объясняет этапы создания игрушки и показывает их.


Последовательность лепки.

  • Слепи сначало туловище-целиндр. К нему прилепи четыре ноги-колбаски, тчательно их примаж (1)

  • Голова и шея – это изогнутая колбаска, на которую прилепляються уши. Острой палачкой на голове наметить рот, сделай ноздри и глаза (2)

  • Из маленьких капелек сделай гдиву (3)

  • Приклей голову к туловищу.

  • Хвост сделай из двух скрученных между собой жгутов, прикрепи его к теловищу (4).


  1. Самостоятельная работа. Лепка дымковской игрушки.

Во время самостоятельной работы учитель предоставляет детям полную твор­ческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно слушать веселую народную музыку.

Вылепленные игрушки оставляют на просушку. Подводят итоги урока, ра­бота класса оценивается в целом. Если фигурки лепили из пластилина, то уже на этом уроке можно приступить к побелке.


  1. Подведение итогов.

- С какой игрушкой вы познакомились на этом уроке?

- Что вам понравилось?




Тема урока: Дымковская игрушка(2-й час)


Цель: Познакомить с дымковской глиняной игрушкой как одним из видов на­родного творчества. Развить интерес и любовь детей к народной игрушке.


Задачи: Научить лепить из целого куска глины (пластилина), привить навыки рабо­ты над объемной формой, учить видеть и передавать характерные пропорции дымковских игрушек. Научить выполнять роспись в традициях дымковских иг­рушек. Развивать умение наилучшим образом размещать узор на форме.


Оборудование: Для учащихся: глина пли пластилин, дощечка для лепки, гуашевые краски, лист бумаги, кисти, баночка для воды, палитра, тряпочка.


Для учителя: дымковские игрушки, открытки, слайды, методические таб­лицы «Последовательность лепки дымковских игрушек», Дымковские узо­ры», глина или пластилин, дощечка для лепки, гуашевые краски, лист бума­ги, кисти, баночка для воды, палитра, тряпочка.


План второго урока:

  1. Побелка игрушки. 3—5 мин.

  2. Изучение элементов росписи игрушки. 5—10 мирт.

  3. Выполнение элементов дымковского узора. 5—7 мин.

  4. Самостоятельная работа. Роспись вылепленной игрушки. 15-20 мин.

  5. Выставка работ. Подведение итогов. 5-10 мин.


Ход второго урока.

Игрушку покрывают белой гуашью или водоэмульсионной краской. Лучше это сделать до урока, чтобы игрушка хорошо просохла.

Проводится беседа об элементах дымковских узоров, их цветовом решении. Беседа сопровождается демонстрацией дымковских игрушек, фотографий, слайдов, таблиц.


Кружочки, клеточки, полоски —

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

(Народное творчество)


Много разнообразных узоров в дымковской росписи.

- Как одним словом можно назвать эти узоры? (Геометрические.) Как можно расписать вылепленные игрушки, какие элементы лучше выбрать? (Кру­жочки, полоски, волны, кольца, точки, ромбы и др.) Какие цвета любят мастера из Дымкова? (Яркие, нарядные: красный, алый, малиновый, синий, желтый, оранжевый, зеленый и др.) Сколько различных цветов можно на­считать в росписи дымковских игрушек? (Ответ по конкретным примерам.)


Учитель предлагает потренироваться в выполнении элементов росписи на бумаге, продумать размещение узора на игрушке, выполнить эскиз. Для этого задания могут пригодиться, несколько печаток-тычков разного размера, чтобы изготовить тычок, нужно свернуть полоску бумаги в тугую трубочку.

Чем длиннее полоска бумаги, тем тычок толще. Для каждой краски исполь­зуют свой тычок.

Учитель предлагает детям стать мастерами — расписать вылепленные игрушки. В процессе самостоятельной работы педагог оказывает индивидуаль­ную помощь.

В коние урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои игрушки на специальную подставку и вместе с учителем выбирают лучшие работы. Он не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучшие всего удалось.





7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!