Технологическая карта урока технологии в 5 классе по теме «Строгание заготовок из древесины».
Автор: Белоусов Сергей Васильевич, учитель технологии МБОУ СОШ №27 с. Львовское
Учебник (УМК): А. Т. Тищенко, В.Д. Симоненко «Технология. Индустриальные технологии» 5 класс М.« Вентана-Граф»2013г.
Тема урока: «Строгание заготовок из древесины»
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: фронтальная и индивидуальная.
Цели урока:
Образовательные: обобщить и систематизировать изученный материал по указанной теме.
Воспитательные: содействовать воспитанию у учащихся, аккуратности, ответственности, неравнодушия к результатам своего труда, практической значимости изготовляемого изделия.
Развивающие: развивать творческую активность обучающихся и навыки самооценки.
Формировать УУД:
Личностные УУД: оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный выбор, активную позицию.
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи, сравнивание, умение контролировать свою и чужую деятельность, коррекция инициативы, управляющая деятельность, взаимоконтроль и самоконтроль.
Коммуникативные УУД: умение строить диалог и монолог (речевая деятельность), сотрудничество, с достаточной полнотой и точностью выражать свои проблемы.
Познавательные УУД: осуществлять поиск информации, анализировать полученную в ходе урока информацию с целью выделения основной, формулировать проблемы и познавательные цели.
Учащиеся владеют
• регулятивными УУД:
формулировать вопросы по теме на основе опорных (вопросительных) слов; преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем;
• познавательными УУД:
собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя;
• коммуникативные УУД:
высказывать свою точку зрения по инициативе учителя;
• личностные УУД:
осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы и оценке результатов труда.
Планируемые результаты:
Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности. Строгание деталей с соблюдением безопасных приёмов работы. Устойчивая мотивация к изучению и закреплению нового. Уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Для подготовки учащихся к восприятию нового материала, активизации их умственной деятельности в качестве мотивационного начала урока и актуализации опорных знаний организованно целенаправленное повторение ранее пройденного материала в форме фронтальной работы с целью подготовки учащихся к восприятию новых знаний. Рядом вопросов и учебных задач обучающиеся были подведены к формулированию цели урока. Акцент урока был поставлен на самостоятельную индивидуальную работу детей. Где каждый ребенок к концу урока должен придти к результату, изготовить клинышек для верстака.
Для самооценки учащихся на этапе рефлексии, я использовал ряд вопросов. Дети должны были оценить свою работу и работу одноклассников. Какие были допущены ошибки или нарушения. Что получилось, и что нет, объяснить почему.
В конце урока дано домашнее задание, которое поможет расширить знания по данной теме. Таким образом, урок построен на деятельной основе с использованием приёмов моделирования решения задач в реальной жизни, носит практический характер, и обеспечивает развитие познавательной деятельности и решения поставленных учебных задач.
Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока. С воспитательной точки зрения урок способствовал формированию у детей интереса к предмету.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА 5 класс
Тема урока: «Строгание заготовок из древесины»
1. Цель урока:
Образовательные: обобщить и систематизировать изученный материал по указанной теме.
Воспитательные: содействовать воспитанию у учащихся, аккуратности, ответственности, неравнодушия к результатам своего труда, практической значимости изготовляемого изделия.
Развивающие: развивать творческую активность учащихся и навыки самооценки.
Формировать УУД:
Личностные УУД: оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный выбор, активную позицию.
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи, сравнивание, умение контролировать свою и чужую деятельность, коррекция инициативы, управляющая деятельность, взаимоконтроль и самоконтроль.
Коммуникативные УУД: умение строить диалог и монолог (речевая деятельность), сотрудничество, с достаточной полнотой и точностью выражать свои проблемы.
Познавательные УУД: осуществлять поиск информации, анализировать полученную в ходе урока информацию с целью выделения основной, формулировать проблемы и познавательные цели.
2. Задачи:
1. Раскрыть понятия «строгание», «рубанок», «шерхебель», «рабочая поза».
2. Раскрыть технологию процесса строгания заготовок из древесины.
3. Уметь готовить инструмент к работе, осуществлять наладку.
4. Осуществлять визуальный контроль качества изделия.
5. Соблюдение правил безопасного труда.
6. Делать выводы, обобщать.
3. Ожидаемые результаты:
Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности. Строгание деталей с соблюдением безопасных приёмов работы. Устойчивая мотивация к изучению и закреплению нового. Уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях
4.Тип урока: Комбинированный урок.
5.Технологии: Здоровьесбережения, проблемного обучения, дифференцированного подхода в обучении.
6.Ооборудование: столярный верстак, карандаш, линейка, рубанок, шерхебель.
7. Объект работы: клинышек для верстака.
Технологическая карта урока технологии в 5 классе по теме «Строгание заготовок из древесины»
№ | ЭТАП УРОКА. | Основное содержание | Методы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые образовательные результаты |
| | предметные | УУД: РегулятивныеПознавательные; Коммуникативные | личностные |
1. | Организационный момент мотивация к учебной деятельности | Здравствуйте, ребята! Проверьте, все ли вы готовы к уроку? Сегодня мы будем изучать еще один способ обработки древесины и активная работа на уроке поможет вам усвоить новый материал и изготовить изделие. Результат проделанной работы будет зависеть от работы каждого из вас. Поэтому вы должны работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра. | Словесный | Обеспечивает открытую, доброжелательную обстановку для работы на уроке. Психологически готовит учащихся к общению. Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, проверяет присутствующих. | Проверяют наличие учебных инструментов и материалов для работы на уроке. Приветствуют учителя. | | Регулятивные: Самоконтроль учебной деятельности Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам | Обучающиеся готовы к саморазвитию и самообразованию, умеют мобилизовать свои личностные качества и ученические способности к обучению в ситуации «начало деятельности». |
2. | Мотивация к учебной деятельности | Мы уже познакомились с некоторыми столярными операциями. Перечистите их. Сегодня мы будем знакомиться еще с одной. Проблемный вопрос: Демонстрирую две одинаковых по размерам доски. Одна остругана, другая имеет шероховатую пиленую поверхность. Вопрос. Давайте сравним две заготовки? Чем она обработана? Кто догадался о чём идет речь? С какой операцией мы сегодня будем знакомиться? | Словесный (беседа), наглядный, практический | Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока. Предлагает обучающимся рассказать, что они уже знают об обработке древесины. Обращается к классу с вопросами. | Слушают учителя; Определяют тему урока; Участвуют в постановке познавательной цели урока. Учащиеся вспоминают, что им уже известно по данной теме, поочередно высказываются. | | Регулятивные: определяют цели и задачи урок); Коммуникативные: участвуют в формировании атмосферы исследования и сотворчества Познавательные: работают с таблицей | |
3. | Учебно-познавательная деятельность. | Чтобы получить ровную поверхность детали её строгают. При строгании с поверхности заготовки снимается тонкий слой древесины – стружка. Для ручной обработки заготовок из древесины строганием мы будем использовать рубанок и шерхебель. Давайте сравним два инструмента. В чем различия. Шерхебель служит для предварительного (чернового) строгания заготовок. Рубанок предназначен для окончательного (чистового) строгания заготовок. Объясняю устройство рубанка. Особенности крепления ножа. Демонстрирую наладку рубанков с креплением ножа клином и винтом. | Словесный (беседа), наглядный, практический | Предлагает обучающимся проблемные вопросы и задания с целью выяснения различия между стругами и понять их назначение. Направляет деятельность обучающихся, связанную с постановкой проблемы, поиском путей её решения. | Делают вывод о применении стругов. Осуществляют сравнение инструментов, выявляют признаки их сходства и различия, осознают затруднение, производят поиск способа его преодоления. Выполняют задание в рабочей тетради. | Знают отличие рубанка от шерхебеля, в каких случаях их применять. Знают устройство стругов. | Познавательные: Формулирование проблемы, поиск путей решения; Информационный поиск; Анализ с выявлением существенных и несущественных признаков, сравнение, установление причинно-следственных связей, обобщение; Построение речевого высказывания. Регулятивные: Целеполагание; Планирование; Контроль; Оценка и самооценка. Коммуникативные: Изложение собственных мыслей и идей, диалог, умение вести дискуссию. | Проявлять познавательный интерес. Понимать: свою успешность при изучении темы. Уважительное отношение к другому человеку, его мнению. |
6. | Самостоятельная работа. Инструктаж. | Перед строганием заготовку устанавливают в на верстаке. Как это сделать? Рубанок ставят подошвой на заготовку и начинают строгание. Для того, чтобы строганная поверхность получилась гладкой и ровной. Надо закрепить заготовку так, чтобы направление волокон древесины совпадало с направлением движения рубанка при строгании. В начале строгания нажимают сильнее левой рукой на переднюю часть рубанка, а в конце движения – правой рукой на заднюю часть. Если леток забился стружкой, то её надо вытащить вверх из летка или прочистить щепкой. Качество остроганной поверхности проверяют линейкой, прикладывая её в разных положениях. | Наглядный, практический | Раздает заготовки. Предлагает закрепить её на верстаке. Контролирует. Демонстрирует хватку инструмента, рабочую позу, процесс строгания. Контроль строганных поверхностей. Подгонка клинышка к верстаку. | Устанавливают заготовки на верстаки. Готовят инструмент к работе. Строгают, контролируют остроганные поверхности, подгоняют в отверстия верстака. | | Индивидуальная деятельность. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера на основе метода рефлексивной деятельности | Ответственное отношение к выполнению учебных задач. |
5. | Закрепление, рефлексия, подведение итогов урока | Вернёмся к целям, поставленным в начале урока. Удалось ли их достичь? Оцените результаты своей работы. Довольны вы ли вы выполненной работой на уроке? | Словесный (беседа), | Инициирует рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем одноклассниками. Обеспечивает усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества. Это может быть тест. - Что вызвало интерес? -- Что показалось трудным? Какие ошибки были допущены? | Определяют уровень восприятия информации на уроке, состояние комфортности при коллективной, фронтальной и индивидуальной работе. | | Регулятивные: Участие в подведении итогов урока; выработка критериев оценивания работы. Самооценка. Познавательные: Контроль и оценка способов своей деятельности | Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; оценивать собственную работу Самооценка на основе критериев успешности; Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности; Следование моральным нормам и этическим требованиям |
9. | Домашнее задание | | | Знать материал параграфа § 13 из учебника; Творческое д/з (какой еще существует для строгания древесины). | Оценивают свои возможности при выборе д/з. Записывают д/з в дневник. | | | |
Список использованной литературы
1. Примерные программы общеобразовательных учреждений «Технология. Технический труд» для 5-9-х классов; рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации. Проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
2. Технология: Технический труд. 5кл.: учебник/под ред. В.М. Казакевича, Г.А.Молевой.-2-е изд.,стериотип. – М.:Дрофа,2014.-192 с.:ил.
3. Тишенко А. Т., Симоненко В. Д. Учебник «Технология. Индустриальные технологии» – 5 класс. М.: «Вентана-Граф», 2012
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. http://trudovik.ucoz.ua/load/prezentacija_quot_drevesina_quot/1-1-0-854;
2. http://nmasalitin.ru/load/1-1-0-190
3. http://www.mukhin.ru/besthome/roofwork/13.html