Урок технологии в 3 классе.
Тема: Мозаичное панно из модулей, выполненных в технике оригами.
Изделие: Панно «Снежинка»
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Форма проведения: фронтальная, парная.
Межпредметные связи: русский язык, история родного края, изо.
Цели: : Дать учащимся сведения и знания о мозаике как об одном из видов ИЗО.
Осуществить связь с уроками истории, русского языка, изоискусства.
Развивать творческие способности.
Умение организовать рабочее место и содержать его в порядке.
Умение работать по плану.
Умение аккуратно работать с клеем.
Оборудование: Учитель Ученик
Презентация Клеёнки, клеящий карандаш, картон,
квадраты 4 см*4см (3 цвета по 10 шт.)
Портрет Ломоносова на доске
Образцы панно.
Этапы урока:
1. Организационный момент:
Проверка готовности к уроку- картон, квадраты 4х4см 3 цветов, клей.
2. Постановка учебной задачи:
- В парах отгадайте ребус и вы узнаете чему будет посвящён урок.
Слайд 1
-Какие ассоциации возникли у вас с этим словом?
- Обратимся к словарю.
Слайд 3 Искусство создания рисунков и узоров из разноцветных камешков, кусочков стекла, бумаги и др.материалов называется- мозаика.
- Из каких ещё материалов можно собирать мозаику?
Слайд 4 Цветное, непрозрачное стекло в виде кубиков и пластинок … (смальта)
Слайд 5 -А изобрёл её наш земляк, помор, сын рыбака, профессор химии, физик, литератор и художник …(М.В.Ломоносов)
Слайд 6 –А вот как это было, нам расскажет Матвей. В ходе его выступления попытайтесь понять, почему Ломоносова называют «изобретателем русской мозаики»?
Слайд 7 | Мозаика в переводе с греческого – буквально означает “обиталище, храм муз”. |
Слайд 8 | Искусство мозаики родилось в Древней Греции, где изображения составлялись из разноцветной гальки (морских камешков). |
Слайд 9 | Римляне заимствовали его у греков. |
Слайд 10 | Позднее в Византии стали делать мозаику из смальты – специальных стеклянных кубиков и пластинок. |
Слайд 11 | Русские мастера в древности тоже владели искусством мозаики. Но для развития искусства мозаики нужна была смальта, а русское стеклоделие пришло в упадок в результате нашествия монголо-татар. Широкого распространения стеклянная мозаика в России не получила, поскольку материал (смальта) был привозной, а своего стекольного производства на Руси не было вплоть до конца 18 века. |
Слайд 12 | Когда Ломоносов проходил учёбу в Германии, его увлекла искусная работа итальянских мастеров. Их мозаичные панно были подобны живописным полотнам. Сделаны они были из смальты. Рецептура приготовления смальт хранилась в строгой тайне . Ломоносов мечтал возродить стекольное ремесло на Руси и решил сам изобрести смальту. |
Слайд 13 | Он разработал свою теорию цветов. Он полагал, что белый свет состоит из трех основных цветов. – Как вы думаете, о каких цветах говорил Ломоносов? – Какие цвета можно получить при смешивании этих красок? На практике можно получать всё бесконечное разнообразие цветов, исходя из трех основных. |
Слайд 14 | В течение трех лет он терпеливо шаг за шагом шел к своей цели |
Слайд 15 | Проделав около четырех тысяч опытов, он, наконец, изобрёл цветное стекло. Первая, пробная мозаика Ломоносова даже очень проста. Это мозаика "Нерукотворный Спас". |
Слайд 16 | Из 40 мозаик, выполненных лично Ломоносовым, сохранилось 23. Они хранятся в Русском музее, Эрмитаже и Московском историческом музее. |
| -Ответьте на поставленный в начале выступления вопрос. Можно ли сравнить эти работы с живописью? Какие цвета создал Ломоносов? Достиг ли он совершенства в стеклянном деле? Почему Ломоносов считал, что эти картины будут жить вечно? Где в своей жизни вы встречались с мозаикой? |
3. Решение учебной задачи.
Слайд 17 | Практическая работа – изготовление мозаики «Снежинка» из модулей. -Создайте свою мозаику, используя модули любых 3 цветов, соблюдая ритм и симметрию. Используйте технологическую карту (алгоритм) Выдать на парту: Складываем все модули. Поиск центра листа. Выкладывание 1 ряда по кругу без клея. Приклеивание 1 ряда. Выкладывание 2, 3, 4 ряда. Приклеивание. Выставка работ.
|
| |
3. Рефлексия:
Сегодня мы с вами познакомились еще с одной страницей истории искусства нашей Родины – с историей развития мозаики и с тем, кто возродил это волшебное искусство в России.
Закончите фразы.
Мне понравилось……..
Я узнал…….
Я научился……..
4. Домашнее задание: найти материал о современном использовании мозаичного искусства.
Используемая литература.
Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.1. – М.: Аванта+, 1997. – 688с.: ил.
Макаров В.К. Художественное наследие М.В. Ломоносова. Мозаики. М., 1950.
http://ru.wikipedia.org/wiki