СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Тема: Творческие мастерские. «Сказка о царе Салтане» - вторая жизнь в музыке, живописи, кинематографии.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с творчеством А.С. Пушкина в произведениях мастеров различных видов искусств, рассмотреть жизнь сказки в разных видах искусств

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Тема: Творческие мастерские. «Сказка о царе Салтане» - вторая жизнь в музыке, живописи, кинематографии.»

Конспект урока Сказка рядом

Урок № 31 учитель: Яковлева И. А. Дата:

Тема: Творческие мастерские. «Сказка о царе Салтане» - вторая жизнь в музыке, живописи, кинематографии.

Тип урока: урок обобщения знаний по изучаемому произведению.

Цель: познакомить учащихся с творчеством А.С. Пушкина в произведениях мастеров различных видов искусств, рассмотреть жизнь сказки в разных видах искусств;

развивать у учащихся интерес к творчеству А. Пушкина через проектную деятельность; развивать творческие способности школьников;

воспитывать чувство прекрасного на примере произведений русских поэтов, композиторов, художников.

Предметные: Формировать элементарные представления о мире искусства. Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного).

Формирование УУД:

Познавательные: замечают в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализируют их назначение в тексте, используют авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах; умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Личностные: способствовать формированию интереса к литературной сказке А.С.Пушкина в разных видах искусств, готовности преодолевать возникающие затруднения, развивать умение выражать свои мысли, ; закреплять навыки работы в группах,способность к самооценке.


Ход урока

  1. Организационный момент

Встали красиво, выровнялись. Садитесь.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

  1. Актуализация опорных знаний

  2. Блиц опрос по биографии А.С. Пушкина.

  3. Где родился А.С. Пушкин? (В Москве). 
    Когда он родился (дата)? (6 июня 1799г.). 
    Как звали няню А. Пушкина? (Арина Родионовна Яковлева). 

  4. Были ли у Пушкина братья и сестры? (Сестра Ольга и брат Лев)

  5. Когда и как умер Пушкин? ( на дуэли 10февраля 1937г.)

  6. Мотивация учебной деятельности

  7. Трудно найти человека, который не знал бы и не любил замечательные сказки великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

  8. А вы любите сказки Пушкина?

  9. А какие его сказки вы знаете?

  10. А какая ваша любимая сказка?

  11. Мы с вами прочитали сказку А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»

  12. Как вы думаете, о чем будем наш урок?

  13. На экране вы видите тему урока, прочитайте.

  14. Как вы понимаете вторая жизнь сказки?

  15. Сформулируйте тему урока.

  16. Работа по теме урока

  1. Сообщение темы и цели урока

  1. Тема нашего урока «Сказка о царе Салтане» - вторая жизнь в музыке, живописи, кинематографии.

  2. Мы готовились к этому уроку. Вы разделились на четыре группы. Первая группа «Литераторы», вторая группа « Музыкальные критики», третья группа «Живописцы», четвертая группа « Кинематографы». Каждая группа хорошо поработала, собрали много интересного материала, занимались исследованием и поиском доказательств того, что действительно сказка А.С. Пушкина получила вторую жизнь. И сегодня посмотрим, что же у нас получилось.

  1. Работа по содержанию сказки.

  1. Ребята, а вы знаете, как была написана сказка?

  2. Об этом нам расскажет первая группа.

  3. Предоставляю слово « Литераторам» ( презентация о сказке)

  4. А вы хорошо читали сказку?

  5. Сейчас проверим. Ребята приготовили задания.( за каждый правильный ответ получают орешки)

  6. Первое задание викторина«Внимательный чтец»

  1. К какому сроку царь Салтан попросил жену родить богатыря?

  2. Сколько богатырей охраняло остров князя Гвидона?

  3. Какую песенку пела белочка?

  4. Мимо какого острова проплывали корабельщики, которые заезжали в гости к князю Гвидону?

  5. В кого первый раз превратился Гвидон?

  6. Кто главный у витязей.

  7. Из чего был дом у белки?

  8. Из чего были скорлупки на орешках у белочки?

  9. Из какого дерева сделал себе лук сын царя Салтана,?

  10. Кем приходились морские витязи царевне Лебедь? Молодцы!

  1. Следующее задание«Эпитеты» Вставить пропавшие слова в строки.

  1. «Мать и сын теперь на воле;

  2. Видят холм в ______________ поле;

  3. Море _____________ кругом,

  4. Дуб ___________ над холмом.

  5. Сын подумал: ____________ ужин

  6. Был бы нам однако нужен.

  7. Ломит он у дуба сук

  8. И в _____________ сгибает лук…»

  1. Молоды!

  2. «Узнай героя.» по действиям .

  3. 1. Плывёт, клюёт, торопит, топит, отплачу, сослужу, не забуду

  4. 2.Вздуется, закипит, подымит вой, хлынет, расплеснётся .

  5. 3.Разбежались, признались, повинились, разрыдались

  6. 4.Уменьшился, оборотился, полетел, зажужжал, догнал, опустился, забился

  7. 5.Поёт, грызёт, вынимает, опускает

  8. Сравнения. - Вставить слова в строки.

  9. И царица над ребёнком, как … над орлёнком

  10. Словно горькая …, плачет, бьётся в ней царица…

  11. К морю лишь подходит он, вот и слышит будто …

  12. И очутятся на бреге, в чешуе, как … горя , тридцать три богатыря

  13. А сама-то величава, выплывает, будто …

  14. А как речь-то говорит, словно … журчит…

  15. Молодцы хорошо сплавились с заданиями.

  16. Физкультминутка

  17. VI. Работа над музыкальными произведениями.

  18. Многие сказки Пушкина получили вторую жизнь в музыке русских композиторов.

  19. Об этом нам расскажет вторая группа «Музыкальные критики» .

  1. Презентация Николай Андреевич Римский-Корсаков

  1. В каждой сказке есть чудеса, а в сказке Пушкина их целых четыре.

  2. Назовите их (Чудо первое- город, чудо второе - белочка, чудо третье- тридцать три богатыря, чудо четвертое - царевна - Лебедь)

  3. И у каждого чуда есть своя музыкальная тема - яркая картина, только написанная не красками, а звуками.

  4. Послушайте, как Римский-Корсаков изображает «Три чуда».

  5. Что вы представили, когда слушали музыку ?

  6. Какую песенку поёт белочка?

  7. Поменялась ли музыка ? Какая она?

  8. Вам понравилось?

  9. Сколько раз князь Гвидон превращался?

  10. В кого царевна-Лебедь превращала князя Гвидона?

  11. А хотите послушать, как Николай Андреевич Римский-Корсаков в опере изобразил превращение в шмеля. Этот отрывок произведения так и называется «Полет шмнля»

  12. Прослушайте отрывок из оперы «Полет шмеля»

  13. Можно ли слушая музыку представить, как летит шмель?

  14. Вот так красиво композитор Римский-Корсаков дал вторую жизнь сказке. Но не только композиторы, а и художники дают жизнь сказкам.

  15. VII. Работа с иллюстрациями

  16. Следующая группа нам расскажет о художниках.

  1. Презентация о Врубеле и Билибене.

  2. Чтение отрывков из произведения.

  1. Выставка рисунков. Оживи рисунок.

  2. Знакомясь со сказками Александра Сергеевича и рассматривая иллюстрации И. Билибина, у ребят из этой группы тоже возникло желание зарисовать картины, возникающие в нашем воображение от прочитанного.

  3. Какие красочные и яркие рисунки вы сделали для нашей выставки! (Учитель показывает указкой на стенд с рисунками)

  4. - Давайте их оживим!

  5. - Для этого, вспомним, как надо читать стихи!

  6. - интонация,

  7. - дикция,

  8. - логическое ударение.

  9. Учитель показывает на один из рисунков. Дети читают отрывок из сказки к этому рисунку.

  10. VIII. Работа с фильмом

  11. Группа «Кинематографов» нам расскажет, что снималось по сказке.

  12. 1. Презентация о мультфильмах и кино.

  13. 2. Актерское мастерство

  14. А вы знаете, что когда снимается мультфильм или кино они без звука. Потом актеры озвучивают. Я предлагаю вам сейчас озвучить отрывок из мультфильма.

  15. IX. Итог урока

  16. Что сегодня вы узнали на уроке?

  17. Сказка может «жить» в картинах, музыке, театре, кинематографии.

  18. В чем же прелесть этой сказки? Почему на протяжении 185 лет она живет, волнует людей, к ней постоянно обращаются художники и музыканты, актеры, режиссеры-постановщики и мы с вами?

  19. X. Рефлексия

  20. Закончи предложение

  21. На сегодняшнем уроке я узнал(а)…..

  22. Больше всего мне понравилось……

  23. Мне запомнилось…..

  24. На этом наш урок и наш проектный день подошел к концу. Я хочу вас все по благодарить. Вы все очень ответственно отнеслись к этому уроку. Молодцы!

  25. И на память о этом дне мы сделаем книгу из ваших рисунков и фотографий по сказке. Когда вы будете пересматривать иллюстрации вы вспомните сказку и сможете её оживить.

  26. Сколько доброго, волшебного, прекрасного несут нам сказки Пушкина.

  27. Они звенят серебряным колокольчиком и уносят в мир приключений и чудес. Читайте Пушкина, учите Пушкина! А главное – любите! Пушкина!

  28. Спасибо за урок.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!