Учитель Платошина Елена Сергеевна МОУ СОШ с. Еделево Кузоватовского района Ульяновской области
Предмет | химия | Класс | 8 |
Тема урока | «Типы химических реакций» |
Тип урока | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности |
Цели | |
Оборудование | Экран, проектор, компьютер, реактивы, карточки для работы в группах, карточки для рефлексии. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
различать типы химических реакций; объяснять зависимость и закономерные изменения процессов, происходящих при химических реакциях; анализировать, делать выводы, обобщать полученные знания; самостоятельно использовать материалы учебника и применять ранее полученные знания | -регулятивные: следовать определенному алгоритму при составлении химических реакций; проводить рефлексию своих действий по выполнению заданий самостоятельно и при помощи одноклассников; -познавательные: выделять информацию из текста учебника; высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор; использовать знаки, символы, схемы для выполнения заданий; находить закономерности, устанавливать причинно- следственные связи между реальными объектами и явлениями;
-коммуникативные: уметь слушать собеседника, понимать и /или принимать его точку зрения; оценивать высказывания и действия партнера, сравнивать их со своими высказываниями; формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче; проявлять инициативу в ситуации общения; | проявлять интерес к предлагаемой деятельности и с учетом собственных интересов; оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям ее успешность или неуспешность и способы ее корректировки, бережно и уважительно относиться к людям и результатам их деятельности; руководствоваться этическими нормами (сотрудничество, взаимопомощь, ответственность) при выполнении групповой работы. |
пп/п | Этапы урока | Время | Деятельность | Задачи УУД |
учителя | ученика |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Организационный момент. Создание ситуации успеха. Цель: подготовить учащихся к работе на занятии, мобилизовать внимание школьников. | 2:00 | Создание благоприятного психологического климата. Учитель приветствует учащихся: «Добрый день, ребята! Меня зовут Платошина Елена Сергеевна. Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости, и я сегодня буду вашим учителем химии. У всех сегодня прекрасное настроение, я надеюсь, что у нас с вами тоже будет хорошее настроение.» | Приветствие учителя. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. |
2. | Мотивация к изучению темы урока. Создание проблемной ситуации. | 4:00 | Учитель: Итак, сегодня у нас урок изучения новых знаний и, соответственно, новая тема. Но я бы хотела, чтобы вы сами догадались, что мы сегодня будем изучать на уроке. Предлагаю вам посмотреть видеоролик. Идет воспроизведение видеоролика с типами химических реакций. Вопросы учителя: -Вы увидели, что видеоролик состоит из 4 фрагментов. Что объединяет эти фрагменты?
-Как вы думаете, какую тему мы будем сегодня изучать?
Учитель: Тема нашего урока – «Типы химических реакций» | Смотрят видеоролик, отвечают на вопросы учителя. Ответы учащихся: ( На них показаны различные химические реакции) (Химические реакции)
(Учащиеся записывают тему в тетради). | |
3. | Этап целеполагания. Цель: обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний. | 2:00 | Учитель: - Каковы же цели нашего урока? Учитель уточняет цели урока. СЛАЙД №1. | (Учащиеся ставят цели урока, используя схему Знать… Уметь…) Знать: - типы химических реакций; - определение для каждого типа реакции;
Уметь: - различать типы химических реакций; - аргументированно доказывать принадлежность к тому или иному типу; | Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Регулятивные: умение ставить цель, выстраивать алгоритм действий для ее достижения. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей. Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объект с выделением существенных признаков. |
4. | Этап первичного усвоения новых знаний Цель: осознание и осмысление учебной информации. Первичное закрепление нового материала. | 10:00 | Учитель: - Сегодня на уроке мы познакомимся с 4 типами химических реакций. СЛАЙД № 2 Объяснение нового материала.
Реакция соединения СЛАЙД №3 Реакция разложения СЛАЙД №4 Реакция замещения СЛАЙД №5 Реакция обмена СЛАЙД №6
Показ демонстрационных опытов. - Ребята, прочитайте в учебниках на стр. 82 описание опытов, а я вам их продемонстрирую. Демонстрация первого опыта. Ребята, что произошло в ходе этой реакции? Как вы думаете, почему это произошло? Какой это тип реакции?
Демонстрация второго опыта Ребята, что произошло в ходе этой реакции? Как вы думаете, почему это произошло? Какой это тип реакции?
Демонстрация третьего опыта Ребята, что произошло в ходе этой реакции? Как вы думаете, почему это произошло? Какой это тип реакции? Учитель: Ребята, что и кому непонятно из объяснения нового материала?
| Учащиеся записывают определения и уравнения реакций в тетрадь.
Один ученик читает описание первого опыта.
-Происходит выпадение черного осадка меди; она образовалась, потому что вещество разложилось под действием нагревания; это реакция разложения;
-Происходит «нарастание меди на гвоздь, потому что медь замещает железо на поверхности гвоздя»; это реакция замещения;
-Происходит изменение цвета раствора, потому что произошла реакция обмена и образовалось два новых вещества.
| Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез, цепочки рассуждений. Регулятивные: Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её.
|
5. | Этап закрепления учебного материала. Цель: обмен информацией, обеспечение усвоения знаний и способов действий | 2:00 | Учитель: «Сейчас я раздам вам листочки, на которых разным цветом написаны номера команд. Для каждой команды свой цвет» Учитель раздает листочки с надписями команд.
Учитель: -Обратите внимание на презентацию. Сейчас для каждой группы будет предложено устное задание, которое соответствует цвету на ваших листочках.
СЛАЙД №7 (определение различных типов химических реакций) |
Ученики советуются и устно выполняют поставленное задание. Ученики работают в группах, записывая уравнения реакций и их типы; затем отвечает один ученик из каждой команд | Коммуникативные: умение выражать свои мысли, объективно оценивать себя и других, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность Личностные: осознание ответственности за общее дело
Регулятивные: Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её.
|
| Этап применения знаний в новой ситуации Цель: обеспечение усвоения знаний в изменённой ситуации. | 4:00 |
Учитель: -Следующее задание будет письменным. Вам даны по 4 реакции для каждой группы и вам нужно определить тип каждой реакции. |
Ученики работают в группах, записывая уравнения реакций и их типы на выданных листочках; затем отвечает один ученик из каждой команды. | Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; выполнение действий по алгоритму; умение подводить под понятие, применять новые знания на практике. Регулятивные: оценивание и корректировка собственных ответов. |
6. | Этап подведения итогов. Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели, формулирование основных классификационных признаков изученного.
| 2:00 | Учитель: -Итак, ребята, как вы думаете, для чего нужны в химии типы химических реакций? Можно ли без них обойтись? Слайд № 8
Оглашение оценок. | Ученики: --Типы химических реакций нужны для того, чтобы правильно писать химические уравнения, чтобы узнавать какие продукты получились в итоге реакции. Обойтись без них невозможно, так как невозможно будет составить правильное уравнение реакции. | Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению. |
7. |
Домашнее задание. Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. | 1:00 |
Домашнее задание на выбор, в соответствии с трудностями выполнения. Слайд № 8 |
Учащиеся записывают домашнее задание |
Регулятивные: овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного. |
8. | Рефлексия. Цель: оценить свою работу на уроке, свой вклад в общее дело. | 3:00 | Оценивание работы класса в целом и отдельных учащихся. Учитель благодарит за работу.
Слайд №9 В завершение урока я раздам вам карточки, на которых вам нужно будет дописать предложение, относящееся к сегодняшнему уроку. | Мое настроение…. Мне показалось самым интересным … Мне показалось самым трудным…
В конце урока учащиеся сдают учителю карточки для рефлексии со своими предложениями. | Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения. |