СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 12 классе "Фотоэффект"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по физике для 12 класса вечерней школы заочного обучения с дидактическим материалом.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 12 классе "Фотоэффект"»

МКОУ вечерняя (сменная) ОШ г.Южи УКП при ИК-2 с. Талицы











План – конспект урока в 12 классе

по теме: «Фотоэффект».












Провела учитель физики

УКП при ИК-2, ИК-6 с. Талицы

Кукушкина С.А.


Ноябрь 2014 года




Тема урока: «Фотоэффект».

Тип урока:

Урок изучения нового материала и первичного закрепления новых знаний.

Цели урока:

  1. Образовательные: Сформировать у учащихся представление о фотоэффекте и изучить его законы, которым он подчиняется; познакомить учеников с научными открытиями Планка М. и Столетова А.Г в квантовой физике.

  2. Развивающие: Развивать логику, возможность работать в группе; учить моделировать процессы на компьютере, способности наблюдать явления и делать выводы.

  3. Воспитательные: Воспитывать внимание, чувство ответственности, терпимости к суждениям товарищей, прививать интерес к предмету, понимать важность научных открытий в развитии цивилизации человечества.

Задачи урока:

Выяснить:

    • какой эффект может произвести свет с веществом,

    • каким физическим законам он подчиняется,

    • какими математическими формулами выражается,

    • от каких характеристик света и вещества зависит,

    • применение фотоэффекта.

Возраст учащихся:

От 18 лет до 30 лет.

Программное обеспечение:

Microsoft Office Word.

Дидактический материал:

индивидуальные карточки.

Оборудование:

Мультимедийное установка, CD диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия,

11 класс»,

школьная доска, учебник под редакцией Г.Я.Мякишева для 11класса 2014 года,

раздаточный материал.

Наглядные пособия:

Слайды, сопровождающие объяснение нового материала,

страницы электронного издания.



Межпредметные связи:

математика, информатика

Урок проводится в кабинете физики.

План урока.

Время,

мин.

Этапы урока

Приемы и методы

1

1

Орг. момент

Приветствие, организация внимания.

2

5

Актуализация пройденных знаний

Фронтальная беседа по пройденному материалу

3

3

Тема и задачи урока

Озвучивание темы и определение задач вместе с

учениками

4

15

Объяснение нового материала. Выводы.

Объяснения материала с использованием слайдов. Работа с учебником.

Использованием виртуального эксперимента.

5

6

Закрепление.

Выполнение теста. Решение задачи.

6

2

Итог урока.

Рефлексия.

Оценки ученикам.

Анкета

7

3

Домашнее задание.

Озвучивание домашнего задания ( итоговое тестирование на индивидуальных карточках), задание в учебнике.



  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Приготовьтесь к работе.

2.Актуализация пройденного материала.

Учитель: На прошлом уроке мы начали изучение темы: «Квантовая физика». Давайте побеседуем по пройденному материалу. Дайте ответы на следующие вопросы.

  1. В чём суть гипотезы Макса Планка? (Свет может излучаться отдельными порциями световой энергии – квантами или фотонами).

  2. От чего зависит энергия кванта излучения и чему она равна? (Энергия кванта излучения зависит от частоты излучения и определяется по формуле: E=hv)

  3. Чему равна постоянная Планка? (h=6,63·10-34Дж·с)

  4. Что такое фотон? (Фотоном называют световой квант. Фотоном можно назвать и квант любых электромагнитных волн).



3.Тема и задачи урока.

Учитель: Сегодня мы изучим интересное физическое явление – фотоэффект.

Запишите тему и подумайте над словом «фотоэффект». Какой смысл несёт это слово?

Прослушать результаты.

Видно, что слово состоит из двух иностранных слов: фото и эффект. Как же они переводятся? Фото - от греческого - свет, а эффект – от латинского – действую. Дословно – действие света.

Наша с вами задача выяснить, какой эффект может произвести свет с веществом, каким физическим законам он подчиняется, какими математическими формулами выражается и от каких характеристик света и вещества зависит.

А выяснять мы будем следующим образом: я с помощью компьютера попытаюсь объяснить новый материал с просмотром эксперимента и мы вместе сформулируем законы фотоэффекта, а затем запишем . Учебник п.87,стр.259 и 260.

4. Изучение нового материала.

Учитель: Слушаем и смотрим объяснение на компьютере через медиапроектор.

Сегодня наша задача объяснить:

-какое действие производит свет с веществом?

-каким физическим законам он подчиняется?

-какими математическими формулами выражается?

-от каких характеристик света и вещества зависит?

-какой фотоэффект можно наблюдать?

- применение фотоэффекта.

Рассказывает новый материал с использованием компьютера.

Законы фотоэффекта ученики записывают в тетрадь (п.87 стр.259, 260, п.88 стр.262).

Историческая справка:

Макс Планк (1858-1947)-великий немецкий физик-теоретик, основатель квантовой теории. В году 1900 в работе посвященной равновесному тепловому излучению, Планк впервые предположил, что свет излучается отдельными порциями-квантами

В 1920 году получил Нобелевскую премию по физике.

Александр Григорьевич Столетов (1839-1896)-выдающийся русский физик. В феврале 1888 года начал проводить эксперименты по фотоэффекту. Экспериментально доказал прерывистую структуру света и показал возможность практического применения фотоэффекта.

Выводы:

1.Фотоэффект- это вырывание электронов из вещества под действием света.

2.Число электронов, выбиваемых светом за 1 секунду с поверхности металла прямо

пропорционально интенсивности света.

3.Максимальная кинетическая энергия выбитого из вещества электрона прямо пропорциональна частоте света и никак не зависит от его интенсивности.

4.Фотоэффект не может происходить, если частота света меньше красной границы фотоэффекта.

5.С помощью фотоэффекта «заговорило» кино, стала возможной передача движущихся изображений; создание вакуумных фотоэлементов (предотвращение аварий, остановка мощных прессов); полупроводниковые фотоэлементы широко используются в солнечных батареях, устанавливаемых на космических кораблях.

5.Закрепление.

Ученикам предлагается выполнить тест:

Задание: закончите фразу.

Проверочный тест.

Вопросы.

Варианты ответов.

1.Количество электронов, вырванных светом из металла за 1 секунду, ….. .

1.Не зависит от интенсивности света.

2. Обратно пропорционально интенсивности света.

3.Прямо пропорционально частоте света.

4.Прямо пропорционально интенсивности

света.


2.Красной границей фотоэффекта называют частоту света ….. .

1.При которой происходит красное смещение на катоде фотоэлемента.

2.Ниже которой фотоэффект не происходит.

3.Которую имеет вторичное излучение при фотоэффекте.

4.Выше которой фотоэффект не происходит.


3.Фотоэллектрон - это ….. .

1.Электрон, на который подействовал фотон.

2.Электрон, вырванный светом из вещества.

3.Электрон, испустивший фотон при фотоэффекте.


Критерии оценки:

«5»-3 верных ответов ; «4»-2 верных ответов; «3»-1 верный ответ.

Учитель: Предлагаю решить задачу на применение законов фотоэффекта:

«Какова красная граница фотоэффекта для алюминия, если работа выхода

электрона А =6,0 10-19 Дж?»



6.Итог урока. Рефлексия.

Ученикам выставляются оценки

Учитель: Предлагает проанализировать свою деятельность на уроке.

Учащиеся: Анализируют, записывают свои мысли на листочках, которые учитель заранее выдал им на парты.

Анкета.

  1. Сегодня на уроке я научился:

  2. Сегодня на уроке мне понравилось:

  3. Сегодня на уроке мне не понравилось:



7.Домашнее задание.

Тест.

Вопросы.

Варианты ответов.


1.Фотоэффект бывает ….. .

1. Внешним

2.И внешним и внутренним.

3.Внутренним.

4.Вакуумным.


2.Фотоэффект наблюдается ….. .

1.При взаимодействии двух излучений.

2.В отсутствии взаимодействия света и вещества.

3.Только при взаимодействии света и вещества.

4.И при взаимодействии света с веществом, и при отсутствии такого взаимодействия.


3.Кинетическая энергия фотоэлектронов ….. .

1.Обратно пропорциональна частоте и интенсивности света

2. Прямо пропорциональна длине волны света.

3. Прямо пропорциональна интенсивности света.

4. Прямо пропорциональна частоте света.


4.Фотоэффект – это ….. .

1.Физическая величина

2.Свойство физического тела.

3.Физическое явление.

4.Химический процесс.


5.Внешний фотоэффект не наблюдается, если ….. .

1.Энергия фотонов света меньше работы выхода электронов из вещества.

2.Красная граница смещена в область ультрафиолета.

3. Энергия фотонов света больше работы выхода электронов из вещества.

4.Мощность излучения меньше 100 Вт.




Критерии оценки:

«5»-5 верных ответов

«4»-4 верных ответов

«3»-3 верных ответов





Учитель: подводит итоги урока и комментирует домашнее задание, записанное на доске: п.87, п.88, упражнение 12(1).

Каждому ученику выдаются карточки-задания на дом.

Учащиеся: записывают домашнее задание.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!