1. | Организа-ционный момент и целепола-гание
| Приветствуют учителя, организуют рабочие места, анализируют правила. | Приветствует учащихся, дает психологический настрой. Ребята, как вы думаете, что должен каждый из вас делать на уроке, чтобы хорошо усвоить материал? Озвучивает правила работы, вывешенные на доске: 1.Сначала выслушай, затем задай вопрос. 2.Максимальная активность каждого. 3.Никакой критики | | Личностные, связанные с личностным самоопределением через принятие этических принципов |
2. | Актуализация знаний и целеполагание
| Анализируют иллюстрации, выделяют несколько групп, распределяя организмы по Царствам. При распределении по средам жизни, группирут организмы на два столбца (на магнитной доске) Вспоминают экологические факторы водной среды жизни и приспособления у организмов к этим условиям. Заполняют вместе таблицу на доске Предлагают варианты ответов: «у них другие приспособления», «они занимают другую среду жизни, о которой мы еще не говорили». Произносят тему урока, записывают в тетрадях Формулируют цель урока: изучить особенности наземно-воздушной среды жизни, выявить приспособления у организмов к данным условиям. Проблема: Ребята, мы с вами изучили водную среду обитания, как вы думаете водная среда обитания или наземно-воздушная более сложная для жизни? | Обращает внимание учащихся на иллюстрации, презентация (растения и животные разных сред жизни), предлагает их разделить на группы и обосновать причины разделения. Предлагает вспомнить экологические факторы водной среды жизни и приспособления животных к условиям водной среды Предлагает заполнить таблицу на доске: Экологи ческие факторы | Приспособ ления у организмов | | | Обращает внимание учащихся на второй столбец организмов. Предлагает найти ответ на вопрос, почему мы их не использовали при заполнении таблицы? Предлагает сформулировать тему и цель урока. Записывает на доске тему урока: Наземно-воздушная среда жизни Цель: Проблема: Какая среда обитания более сложная для жизни? | Описывать черты приспособленности организмов к обитанию в водной среде Называть основные абиотические факторы, действующие в водной среде Описывать черты приспособленности у организмов к обитанию в водной среде | Познавательные, связанные с анализом объектов.с целью выделения признаков Коммуникативные, связанные с умением выражать свои мысли и слышать участников общения Регулятив ные, связанные с целеполаганием посредством включения учащихся в поисковую беседу |
3. | Планированиедеятельности по достижению цели
| Предлагают план и записывают в тетрадях. | Для достижения цели урока предлагает составить план действий. Записывает на доске: 1.Особенности наземно-воздушной среды жизни. 2.Приспособления наземных организмов. | Определять понятия по теме урока | Регулятивные, связанные с планированием и последовательностью действий |
4. | Поиск способа решения и реализация намеченного | Работая в группах, выбирают необходимую информацию, обсуждают, предлагают для записи на доске: 1. Много кислорода. 2. Низкая плотность воздуха 3. Передвижение воздушных масс – ветер. 4. Разнообразные температурные условия. 5. Влажность. 7. Освещенность. Подписывают карточки Предполагают, что у животных и растений появились черты приспособленности. Работая в парах, анализирют таблицу, приводят примеры растений и животных. Работая в группах изучают материал, обмениваются информацией, представляют примеры приспособлений у организмов к высоким и низким температурам: у животных – окраска, слой жира, пуховой и перьевой покров, спячка, перелеты птиц. У растений: колючки, волоски, накопление особых веществ, сбрасывание листьев, стелющиеся побеги, зимний покой. Выполняют тест Выставляют баллы в карточки. (Приложение 3) Выставляют баллы за работу в группе. | Как вы считаете верно ли, что в наземно – воздушной среде: 1) много кислорода 2) достаточно много влаги 3) постоянная температура 4) мало света - Сейчас давайте проверим свои версии, Предлагает, используя материал учебника на с. 22 охарактеризовать особенности наземно-воздушной среды. На столах лежат индивидуальные карточки (приложение 1), учитель предлагает их подписать и, после работы в группах, поставить то количество баллов, на которое поработал каждый. Предлагает ответить на вопрос: «Как различные организмы приспособились жить в наземно-воздушной среде жизни, в таких контрастных условиях?» Предлагает изучить таблицу «Примеры групп организмов по отношению к температуре», демонстрируя электронное приложение «Наземно-воздушная среда жизни». Предлагает выявить приспособления у растений и животных к различным температурам, используя материал учебника с. 22-23. 1 группа - приспособления у растений и животных к высоким температурам. 2 группа - приспособления у растений и животных к низким температурам Для самопроверки предлагает выполнить тест (Приложение 2) Ответы и критерии на слайде. 3 группа - анализируют приспособленность растений к водному режиму, стр.25 и дополнительный материал (приложение 3). | Называть основные абиотические факторы Описывать приспособления наземных организмов к условиям среды Уметь работать с разными источниками информа-ции | Познавательные, связанные с поиском необходимой информации Коммуникативные, связанные с умением сотрудничать с учителем и со сверсниками Регулятивные, связанные с изменением результата своей деятельности |
5. | Осознание и осмысление учебной информации
| Используя гербарии и полученную информацию, распределяют растения на разные экологические группы по отношению к воде. Выставляют баллы в карточку Делают выводы по уроку, что план выполнен, цели достигли. Намечают перспективы на следующий урок. | Предлагает ребятам распределить выданные гербарные экземпляры растений на разные группы по водному режиму Правильное распределение показывает учитель. Все распределены правильно 5 баллов, 1 ошибка – 4 балла, 2 ошибки – 3 балла Предлагает проанализировать выводы по проделанной работе. Предлагает «вернуться» к плану урока на доске, цели урока. | Опреде-лять и находить группы растений по отноше-нию к водному режиму | Познавательные (общеучебные), связанные с осознанным построением речевого высказывания в устной и письменной форме |
6. | Контроль и оценка | Заполняют пропуски, проверяют, работая в парах, сравнивают ответы на доске, оценивают друг друга. Выставляют полученный балл в карточку (критерии на слайде) | Для самопроверки предлагает выполнить задание: «Вставьте пропущенные слова» | Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения растений и животных и их условиями обитания.
| Регулятивные, связанные с оцениванием своей деятельности Коммуникативные, связанные с умением взаимно контролировать друг друга |