СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 5 классе наземно-воздушная среда

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

К уроку имеется презентация и приложение. Урок разработав в соответствии с ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока в 5 классе наземно-воздушная среда»

Наземно-воздушная среда

Тип урока: изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Цель урока: создать условия для усвоения учащимися знаний о наземно-воздушной среде жизни.

Задачи:

  • развивать знания о средах жизни на основе рассмотрения наземно-воздушной среды;

  • сформировать умение устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и условиями обитания;

  • развить умение работать с различными источниками информации.

Планируемые результаты:

Предметные:

сформировать знания об основных абиотических факторах, действующих в наземно-воздушной среде, группах растений и животных по отношению к водному режиму;

сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах.

Метапредметные:

учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, развивать воображение учащихся;

развивать поисково-информационные умения: работать с различными источниками информации.

Личностные:

формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;

прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле. Умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, парная, коллективная, самостоятельная работа.

Оборудование: гербарные экземпляры и живые растения: влаголюбивые (тростник, калужница), растения, приспособленные к условиям умеренной влажности (кислица, ландыш), сухолюбивые (опунция, алоэ, полынь); иллюстрации растений и животных различных сред обитания.

ТСО: компьютер, проектор.

Ресурсы:

учебник: «Биология. Живой организм» (УМК «Сферы») Авторы: Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко.-М.: Просвещение, 2014г. с. 22-25;

электронное приложение: «Наземно-воздушная среда жизни»;

тетрадь-тренажер: с. 23, № 6;


Структура урока



Этапы урока


Планируемая деятельность учащихся


Деятельность учителя

Развиваемые (формируемые) учебные действия

Предмет-ные

Универсаль-ные

1.

Организа-ционный момент и целепола-гание






Приветствуют учителя, организуют рабочие места, анализируют правила.


Приветствует учащихся, дает психологический настрой. Ребята, как вы думаете, что должен каждый из вас делать на уроке, чтобы хорошо усвоить материал?

Озвучивает правила работы, вывешенные на доске: 1.Сначала выслушай, затем задай вопрос. 2.Максимальная активность каждого. 3.Никакой критики


Личностные, связанные с личностным самоопределением через принятие этических принципов

2.

Актуализация знаний и целеполагание






























Анализируют иллюстрации, выделяют несколько групп, распределяя организмы по Царствам. При распределении по средам жизни, группирут организмы на два столбца (на магнитной доске)


Вспоминают экологические факторы водной среды жизни и приспособления у организмов к этим условиям.


Заполняют вместе таблицу на доске







Предлагают варианты ответов: «у них другие приспособления», «они занимают другую среду жизни, о которой мы еще не говорили».


Произносят тему урока, записывают в тетрадях

Формулируют цель урока: изучить особенности наземно-воздушной среды жизни, выявить приспособления у организмов к данным условиям.

Проблема: Ребята, мы с вами изучили водную среду обитания, как вы думаете водная среда обитания или наземно-воздушная более сложная для жизни?

Обращает внимание учащихся на иллюстрации, презентация (растения и животные разных сред жизни), предлагает их разделить на группы и обосновать причины разделения.


Предлагает вспомнить экологические факторы водной среды жизни и приспособления животных к условиям водной среды


Предлагает заполнить таблицу на доске:


Экологи

ческие факторы

Приспособ

ления у организмов




Обращает внимание учащихся на второй столбец организмов. Предлагает найти ответ на вопрос, почему мы их не использовали при заполнении таблицы?


Предлагает сформулировать тему и цель урока.


Записывает на доске тему урока: Наземно-воздушная среда жизни


Цель:

Проблема: Какая среда обитания более сложная для жизни?




Описывать черты приспособленности организмов к обитанию в водной среде



Называть основные абиотические факторы, действующие в водной среде



Описывать черты приспособленности у организмов к обитанию в водной среде



Познавательные, связанные с анализом объектов.с целью выделения признаков


Коммуникативные, связанные с умением выражать свои мысли и слышать участников общения
















Регулятив

ные, связанные с целеполаганием посредством включения учащихся в поисковую беседу


3.

Планированиедеятельности по достижению цели




Предлагают план и записывают в тетрадях.


Для достижения цели урока предлагает составить план действий.

Записывает на доске:

1.Особенности наземно-воздушной среды жизни.

2.Приспособления наземных организмов.

Определять понятия по теме урока

Регулятивные, связанные с планированием и последовательностью действий

4.

Поиск способа решения и реализация намеченного

Работая в группах, выбирают необходимую информацию, обсуждают, предлагают для записи на доске:

1. Много кислорода.

2. Низкая плотность воздуха

3. Передвижение воздушных масс – ветер.

4. Разнообразные температурные условия.

5. Влажность.

7. Освещенность.





Подписывают карточки







Предполагают, что у животных и растений появились черты приспособленности.



Работая в парах, анализирют таблицу, приводят примеры растений и животных.







Работая в группах изучают материал, обмениваются информацией, представляют примеры приспособлений у организмов к высоким и низким температурам:

у животных – окраска, слой жира, пуховой и перьевой покров, спячка, перелеты птиц.

У растений: колючки, волоски, накопление особых веществ, сбрасывание листьев, стелющиеся побеги, зимний покой.

Выполняют тест

Выставляют баллы в карточки.


(Приложение 3)




Выставляют баллы за работу в группе.


Как вы считаете верно ли, что в наземно – воздушной среде:

1) много кислорода

2) достаточно много влаги

3) постоянная температура

4) мало света

- Сейчас давайте проверим свои версии,

Предлагает, используя материал учебника на с. 22 охарактеризовать особенности наземно-воздушной среды.










На столах лежат индивидуальные карточки (приложение 1), учитель предлагает их подписать и, после работы в группах, поставить то количество баллов, на которое поработал каждый.


Предлагает ответить на вопрос: «Как различные организмы приспособились жить в наземно-воздушной среде жизни, в таких контрастных условиях?»




Предлагает изучить таблицу «Примеры групп организмов по отношению к температуре», демонстрируя электронное приложение «Наземно-воздушная среда жизни».


Предлагает выявить приспособления у растений и животных к различным температурам, используя материал учебника с. 22-23.



1 группа - приспособления у растений и животных к высоким температурам.

2 группа - приспособления у растений и животных к низким температурам












Для самопроверки предлагает выполнить тест (Приложение 2) Ответы и критерии на слайде.

3 группа - анализируют приспособленность растений к водному режиму, стр.25 и дополнительный материал (приложение 3).


Называть основные абиотические факторы















Описывать приспособления наземных организмов к условиям среды



Уметь работать с разными источниками информа-ции




































Познавательные, связанные с поиском необходимой информации





















Коммуникативные, связанные с умением сотрудничать с учителем и со сверсниками
























Регулятивные, связанные с изменением результата своей деятельности



5.

Осознание и осмысление учебной информации



Используя гербарии и полученную информацию, распределяют растения на разные экологические группы по отношению к воде.


Выставляют баллы в карточку




Делают выводы по уроку, что план выполнен, цели достигли. Намечают перспективы на следующий урок.


Предлагает ребятам распределить выданные гербарные экземпляры растений на разные группы по водному режиму



Правильное распределение показывает учитель.


Все распределены правильно 5 баллов, 1 ошибка – 4 балла, 2 ошибки – 3 балла


Предлагает проанализировать выводы по проделанной работе.


Предлагает «вернуться» к плану урока на доске, цели урока.

Опреде-лять и находить группы растений по отноше-нию к водному режиму

Познавательные (общеучебные), связанные с осознанным построением речевого высказывания в устной и письменной форме

6.

Контроль и оценка


Заполняют пропуски, проверяют, работая в парах, сравнивают ответы на доске, оценивают друг друга.

Выставляют полученный балл в карточку (критерии на слайде)



Для самопроверки предлагает выполнить задание:

«Вставьте пропущенные слова»

Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения растений и животных и их условиями обитания.





Регулятивные, связанные с оцениванием своей деятельности

Коммуникативные, связанные с умением взаимно контролировать друг друга

7.

Рефлексия

личност-ная

Оценивают свое самочувствие и работоспособность на уроке, дают обоснование своим действиям.

Предлагает оценить ребятам свою работу на уроке, сложить полученные баллы и поставить себе оценку, критерии оценивания на карточке.



Регулятивные, связанные с оцениваем результатов своей работы

8.

Домашнее задание

Записывают домашнее задания.

Предлагает задания по выбору:

1. Изучить материал учебника на с. 22-25;

2. Подготовить сообщение «Эти удивительные растения»









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!